Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

03.12.2016
02.12.2016
01.12.2016

«Метро»: После нас – хоть потоп ****

20.02.13 10:39 Раздел: Кино Рубрика: Рецензии и обзоры
«Метро»: После нас – хоть потоп ****

Премьера фильма-катастрофы «Метро» (Россия, 2012, режиссер Антон Мегердичев, в ролях – Сергей Пускепалис, Анатолий Белый, Алексей Бардуков, Екатерина Шпица, Елена Панова, Светлана Ходченкова) состоялась 18 февраля в кинотеатре «Октябрь».

 В столичной подземке случается самое страшное: нет, не очередной теракт, а природный катаклизм, предвидеть который не мог никто, включая обходчика путей Сергеича. «Благодаря» успешной точечной застройке центра Москвы в одном из тоннелей, не рассчитанном на такие нагрузки, появилась трещина. В результате нарушения герметичности перекрытия в тоннель между двумя станциями (вымышленная «Садовая» и неиллюзорный «Парк культуры») аккурат в час пик хлынула вода из Москвы-реки. Пассажиры набитого битком состава стали заложниками стихии, паники, собственной глупости и тупого везения.

После экстренного торможения (одна из наиболее эффектных и «ушераздирающих» сцен фильма) среди выживших пассажиров состава остались: хирург городской больницы Андрей Гарин (Сергей Пускепалис), везущий в школу свою дочь Ксюшу, а также любовник жены Гарина Влад (Анатолий Белый), бизнесмен. Все они предпочитают личный транспорт общественному, но, вы понимаете, все, возможно, могло быть иначе, если б не эти ужасные пробки.

Для полноты картины волею сценаристов выжили только что начавшие флиртовать (а значит, будущая ячейка социума) Денис (Алексей Бардуков) и Алиса (Екатерина Шпица), к счастью, не знакомые с женой Гарина - распутной красавицей (Светлана Ходченкова), а также неповоротливый курьер Миша (Станислав Дужников) и полноправный представитель народа алкоголичка Галя (Елена Панова).    

Если верить пресс-релизу, «Метро» - первый российский фильм-катастрофа за последние 25 лет («Экипаж» Александра Митты, напомним, вышел в 1979 году). Что более важно, это первый удачный, пусть и не без оговорок, «российский блокбастер», как бы ни воротило скептиков от этого словосочетания. 

Размах проекта поражает неискушенное воображение: для картины с бюджетом в 9 миллионов долларов был сооружен 117-метровый туннель в натуральную величину и использовались настоящие вагоны метро. Некоторая часть съемок велась в Самаре. Местный метрополитен с любезного разрешения администрации играл роль московского. Более того, именно метрополитен Самары даже выделил съемочной группе специальный поезд, предназначенный для съемок картины.

Именно поэтому «Метро» так эффектно бьет по самому больному месту и развивает излюбленную фобию жителей мегаполиса. Наиболее впечатлительные зрители – а мы вас предупреждали! – после просмотра картины примут решение никогда более не слезать со своих «железных коней», несмотря на пробки, а жители маленьких российских городков наверняка порадуются, глядя на страдания «зажравшихся москалей» с их тендерами и договорами.

Фильм портит разве что излишнее желание сценаристов (фильм снят по одноименному роману Дмитрия Сафонова) драматизировать и без того драматическую ситуацию. На фоне опаснейшего бедствия, массовой гибели людей, давки, истерии, инстинкта выживания зачем-то разворачивается история двух самцов, одержимых Светланой Ходченковой и агрессией друг к другу. Ненависть ненавистью, тестостерон, адреналин, но без мордобоя перед лицом смерти можно было бы обойтись (мы уж молчим о ничтожной статистической вероятности нахождения обоих персонажей в одном вагоне).

Также к достоинствам фильма трудно причислить популярный в этом жанре штамп – девушка Алиса страдает астмой и постоянно теряет чудо-баллончик с лекарством, после чего начинает говорить как Дарт Вейдер, а зрителям приходится ждать, когда ж ее возлюбленный отыщет спрей. То есть, понятное дело, создатели фильма нагнетают саспенс как могут, но в 2013 году можно было быть оригинальнее и не настолько буквально манипулировать эмоциями аудитории.

Если отвлечься от этих незначительных придирок, то «Метро» не разочарует даже самых придирчивых поклонников жанра. В картине нашлось место юмору, ярким актерским работам, тонким (и не очень, на грани стереотипов) наблюдениям, летней Москве и довольно жестоким смертям. Так что фильм рекомендуется всем зрителям, достигшим 16-летнего возраста. Впрочем, перед походом в кино стоит, пожалуй, трезво оценить собственные фобии и впечатлительность.