Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

23.05.2017
22.05.2017

«Жила-была одна баба»: русская долюшка женская ***

27.10.11 17:05 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
«Жила-была одна баба»: русская долюшка женская ***

Премьера исторической драмы «Жила-была одна баба» (Россия, 2010, режиссер Андрей Смирнов, в ролях – Дарья Екамасова, Нина Русланова, Всеволод Шиловский, Евдокия Германова, Юрий Шевчук, Алексей Серебряков, Алексей Алексеев, Михаил Евланов, Егор Клейменов) состоялась 26 октября в кинотеатр «Октябрь».

Героиня фильма Варвара (Дарья Екамасова), неграмотная и недалекая крестьянка из нищей семьи, в 1909 году без любви была выдана замуж за Ивана (Михаил Евланов), который был из зажиточной семьи. Залезть на довольно миловидную Варвару хотели все окружающие мужчины – нравы в этой деревне Тамбовской губернии строгостью не отличались.

Когда же собственный свекор попытался изнасиловать Варвару, она в порядке самозащиты нечаянно его убила. Поэтому ей с мужем пришлось отстроиться отдельно – в 6 км от деревни. Затем ее изнасиловали пьяные (а других в фильме почти не показывают), муж поколотил Варвару и зачал первенца. Пока Варвара ходила в соседний город на богомолье и слушала байки про Китеж-град, муж напился и сжег хутор. А затем пришел и 1919 год – продразверстка, «куманисты», раскулачивание, беляки, казаки, Тухачевский, заветы «Домостроя», православные молитвы, народные заговоры, смерть и роды, изнасилования и первая любовь с чужим мужем – все смешалось в голове у бедной бабы (а следом и у зрителя).

В новой картине Андрея Смирнова, автора «Белорусского вокзала» и нескольких картин, положенных «на полку», вернувшегося в кино спустя почти 30 лет молчания, показана судьба женщины через призму сначала Первой мировой, а затем и гражданской войн. В титрах указаны фамилии Бунина и Пришвина, в ролях засвечен «музыкант Юра» Шевчук, хающий Ленина, в самом же фильме имеются недвусмысленные отсылки к Антоновскому бунту, жесточайшем подавлении чекистами восстания крестьян. Замысел фильма возник у режиссера в самый разгар перестройки: Смирнов решил рассказать, «что такое на самом деле российская катастрофа».

«Бабу» неплохо приняли на различных фестивалях: от Монреаля до Выборга. Вместе с тем, особенных отличий от – кощунственное сравнение! – «Утомленных солнцем-2» не находится. Разве что Михалкова принято ругать, а Смирнову – рукоплескать. Именно потому, что, как заявил на премьере сам режиссер, он снял «единственную в моей жизни картину, которой не коснулась грязная рука цензора. За все ее достоинства и недостатки отвечаю я и только я».

Рецепт «Бабы» прост, как известная идеологическая максима Сергея Уварова: самодержавие, православие, народность. Двух последних ингредиентов в общий котел положено по максимуму: если хотя бы на один из них имеется аллергия, этот претенциозный фильм лучше не смотреть.

В финале же Смирнов дает такого фон Триера, что смотреть становится и вовсе невыносимо. Уподобляя Россию-матушку былинному граду Китежу, режиссер насылает на все «наводнение», а на десерт пускает титры на церковнославянском языке соответствующим шрифтом: о том, что, дескать, в государстве московском, за кремлевскими стенами «царствует Антихрист» (тут, по идее, присутствующие в зале, осознав смелость и своевременность авторского высказывания, должны начать аплодировать, но на беду мало кто может разобрать, что там накарябано).

Денис Шлянцев, InterMedia