Билли Айлиш выпустила третий альбомРоман Карманов дал большое интервью по поводу трехлетия ПФКИВладимир Путин назвал IV выставку-форум «Уникальная Россия» по-настоящему красивым проектомШвейцария стала победителем «Евровидения»Йост Кляйн из Нидерландов отстранен от участия в финале «Евровидения 2024»Настя Задорожная ждет ребенкаДжастин Бибер станет отцомХилари Дафф стала мамой в последний разПевица Нюша разводится с мужемУчастники группы Little Big ждут ребенкаУмер Андрей ТропиллоБогдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамой

Евгений Хавтан: «Текст классического рок-н-ролла должен быть бессмысленным»

(ПОЧЕМУ 10 ЛЕТ НЕ ВЫПУСКАЛИ ПЛАСТИНОК)

«Я никогда не берусь за запись альбома только потому, что это нужно сделать любой ценой. Долгое время у меня не было идей, я не понимал ни как это записывать, ни где это записывать – мы пробовали разные студии, и все мне не нравилось… Ну и плюс обычное раздолбайство музыкантское, а прошло уже десять лет… Каждый год мы обещали поклонникам новый альбом, и в конце концов стыд нас заел, мы решили сделать эту пластинку – и сделали ее довольно быстро».

(О ЗАПИСИ)

«Работа происходила таким образом: мы писали все в гараже моего загородного дома. Дальше треки отсылались в Лос-Анджелес, на сайт студии Village Records, Гиан делал миксы и присылал мне их в Москву, я слушал и выбирал. Мы что-то обсуждали, на каждую песню было сделано от трех до семи вариантов. Гиан попросил меня сделать подстрочные переводы всех песен на английский язык, чтобы он мог точно понимать, о чем в них поется. Это довольно необычно – чаще всего западные продюсеры не интересуются полным текстом песни, а просто ловят общее настроение. А Райт влезал в тексты на уровне фраз – ему приходилось объяснять какие-то вещи, потому что западному человеку трудно с ходу их понять. Дальше он предлагал свои миксы, очень деликатные – у меня сперва была идея лететь в Лос-Анджелес и сидеть вместе с ним в студии, но когда он сделал первый микс песни «Мода», я понял, что мне туда лететь бессмысленно. Потому что если бы я туда прилетел – то все было бы сделано по-моему, а мне хотелось именно что другого креатива и другого взгляда на наш звук. И ему все удалось; он добавил какие-то сэмплы, другие штуки, в глаза они сразу не бросаются, но если послушать внимательно – то как раз и раскрываются вкус и тонкость этого человека».

(О ПЕСНЕ «МОДА»)

«С нее вообще начался альбом. Я сразу понял, что именно она будет центральной и заглавной. Стихи для нее написал Анжей Захарищев фон Брауш, лидер очень уважаемой мною группы «Оберманекен», он сначала придумал припев, а потом навел в куплетах своей фирменной концептуальности. Настолько, что я сначала долго не мог понять, про что эта песня – а когда я пою, мне очень важно понимать текст. Но в конечном итоге мне показалось, что эта песня – о том, что все проходит, все меняется в зависимости от моды, появляются новые герои, но все равно есть какие-то константы. Это классики джаза и рок-н-ролла, легенды кино, которые появились с 30-х по 80-е и навсегда вошли в историю. В 90-х их почти не было. Ничего не хочу плохого сказать про это поколение, но вряд ли кто-то займет ту нишу, которую заняли Beatles, Led Zeppelin, U2…»

(О ПЕСНЕ «ПЛОХОЙ, ХОРОШИЙ, ЗЛОЙ»)

«Дима «Сид» Спирин, который иногда поставляет нам тексты, сказал, что у него есть песня, которая почему-то не пошла в его родных «Тараканах». Она была на другую мелодию, в несколько другом ритме, и он попросил меня попробовать написать для «Тараканов» новую музыку на те же слова. И этот текст лежал у меня три или четыре месяца, а потом я как-то сидел и бренчал на гитаре, в стандартном ля-миноре – и сделал всю песню за один присест. Мне так понравилось то, что получилось, что я позвонил Диме и сказал: «А давай-ка я эту песню сам спою, с «Браво»». И она осталась за нами, хотя на юбилее «Тараканов» я спел эту песню вместе с Димой и его ребятами. Вообще песни Сида универсальны, их можем играть и мы, и они – с перегруженными гитарами, как положено. Разумеется, эта песня – реверанс классическому спагетти-вестерну Серджо Леоне, который я очень люблю».

(О ПЕСНЕ «КАПИТАН»)

С песнями такого рода традиционно возникают проблемы, потому что это – классический рок-н-ролл, рокабилли, и текст там должен быть бессмысленный, такова традиция. Первые рокабилли вообще были – шуба-дуба да ша-ла-ла. Здесь мы тоже попробовали несколько вариантов слов, пока Анжей не принес текст про капитана. Мне этот капитан представляется таким мультяшным, с трубкой, типа Врунгеля из мультфильмов Давида Черкасского. С гердтовским голосом. В этой песне у нас играет контрабас – мы давно мечтали его записать, и наш новый басист Михаил Грачев прекрасно владеет этим инструментом. Он играет с таким характерным слэп-бэком, ударом по струнам, это очень хорошо слышно, а я играю на старом банджо, 30-х годов. Я получил его из Америки за неделю до записи – купил на аукционе eBay – и подумал, куда бы его вставить? Мы его настроили, но чуть-чуть расстроенным оно все-таки осталось – специально, и при внимательном прослушивании песни это можно услышать».

(О ПЕСНЕ «ОТ ТАГАНКИ ДО КУЗЬМИНОК»)

«Очень личная история. У «Браво» никогда не было песен про кого-то из нас – они всегда были про какой-то собирательный образ стиляги, который, как оказалось со временем, мне довольно безразличен. А тут с самого начала было понятно, что песня должна быть про меня, про мое школьное детство, про моих друзей, про район, в котором я вырос… Думаю, в какой-то момент такая песня появляется у каждого артиста. Когда я учился в школе, и мы зависали допоздна – ни метро, ни троллейбусы уже не ходили, а денег на такси и подавно не было – мы ходили пешком от Таганки до Кузьминок. Дорога, конечно, занимала не полчаса, а час-полтора, но мы ходили часто – в то время можно было не опасаться получить от подростков, которые просят закурить. Анжей очень хорошо сделал этот нехарактерный для него текст – здесь есть реализм, который вообще-то группе «Оберманекен» не свойственен».

(О ПЕСНЕ «НЕТ ПРЕДЕЛА») 

«Одна из любимых песен моего ребенка, 17-летней Полины, да и моя тоже. Мы очень долго с ней возились, у нас не было подходящих стихов, и в какой-то момент я поставил на ней крест. Мы записали ее с англоязычным текстом (в первый раз в истории группы), и этот трек – под названием «Dont Wait» - даже звучал пару недель по радио. Но меня убедили, что оставлять эту песню с английскими словами – значит недораскрыть ее потенциал. И я отдал «рыбу» Саше Чугуновой, а сам в это время вспомнил о конкурсе, который провел несколько лет назад на сайте stihi.ru. Тогда я вывесил там болванку этой песни и предложил всем желающим ее подтекстовать. Пришло более трехсот вариантов, я с трудом разгреб их и три-четыре сохранил. И удивительная вещь – куплет одного из этих интернет-текстов идеально сошелся с припевом, придуманным Сашей! Она любезно согласилась на такое соавторство, но дальше мне нужно было разыскать автора слов куплета. Я знал, что его зовут Александр Пищулов и что он работает на каком-то московском кладбище. При этом он – бывший музыкант и изредка пишет стихи различным группам. И вот я ввел в поиске слова «Пищулов кладбище» и начал обзванивать… Оказалось, что за эти несколько лет Александра перевели на другое кладбище – причем с повышением. Мало того, он за это время записал еще два альбома арт-рока, он фанат такой музыки. Как я об этом узнал – его e-mail начинается с цифр «90125», это альбом Yes начала 80-х… Такая вот история. В песне играет струнный квартет «Verum, я в ней использую электрический ситар, а Гиан Райт даже поет! Там в последнем припеве слышится вокодер – это искаженный голос Гиана, который специально выучил русский текст. И спел с Робертом. Причем то, что поет иностранец – не слышно».

(О ПЕСНЕ «ПОЛЕТ ЧЕРЕЗ ЛА-МАНШ»)

«Для песни «Полет через Ла-Манш» у меня было написано то ли четыре, то ли семь вариантов текстов, что является обычной практикой в «Браво», начиная с альбома «Стиляги из Москвы». Самым точным по настроению снова оказался текст Анжея фон Брауша. Это такая стилизация черно белых итальянских и французских мелодрам и фильмов 60-х годов. В песне звучат настоящие струнные. Это снова московский квартет Verum. Я попросил нашего продюсера Гиана Райта сделать звук струнных как на ранних записях Electric Light Orchestra, а он со своей стороны, предложил вставить в песню диалог двух героев из фильма Жана-Люка Годара «Alphaville» на французском языке. Кадр из этого фильма будет в буклете альбома».

(О ПЕСНЕ «ВОТ И Я»)

«И опять стихи Анжея. Эту песню мы начали мурыжить лет, наверно, десять назад. Когда я принес ее, чтобы показать музыкантам, барабанщик Паша Кузин сказал: «Что-то она напоминает мне итальянскую эстраду». Мы ее погоняли туда-сюда – и отправили в архив. У меня такое бывает: песни, которые не идут, я отправляю на дальнюю полку и забываю о них. А для этого альбома я ее вспомнил. И понял, почему она столько лет не шла: в ней просто был неправильный бит. И мы опять начали возиться, долго мучились с ритм-секцией, играли то быстрее, то медленнее, пока не нашли правильный темп. Я представлял себе в этой песне что-то летящее – как люди, летящие над городом на картинах Шагала. И Анжей сделал такой текст, который особенно ко многому не обязывает, но очень удачно лег именно в эту песню. Там еще звучит мандолина, которая пришла из Америки месяцем раньше, чем банджо. Я стал ее осваивать – мне очень хотелось ввести ее в программу, и на нескольких песнях она пригодилась. На пластинке, кстати, почти все мандолинные партии сыграны не мной, а нашим звукоинженером Костей Дюжарденом, в прошлом – одним из лидеров замечательной группы «Восточный синдром». В этой песне, кроме мандолины, звучит аккордеон – мне вообще нравится сегодняшняя тенденция возвращения к неофолку, введение живых инструментов, которые дают воздух. И еще там есть своеобразное бульканье бас-гитары – это на самом деле брак записи, от которого продюсер не смог избавиться. И просто включил его в ткань песни – получилось здорово! Бывает такое, когда включается полет планет – а дело всего-то в компрессоре на бас-гитаре…»

(ОБ ОБЛОЖКЕ)

«Дизайнер, который делал обложку – Дмитрий Ремизов, – занимается в основном серф- и рокабилли-музыкой. Когда выпускающая компания предложила мне его, я сразу согласился, потому что знаю – эти люди очень точно и тонко чувствуют то, что нужно. Мне хотелось, чтобы это выглядело как ранние обложки Smiths, которые мне очень нравятся. Чтобы это было черно-белое изображение, очень фактурная фотография и скромные надписи, ничего кричащего. На этой обложке я видел какую-то культовую актрису, но не очень известный снимок. И Дмитрий нашел фотографию из фильма «Римские каникулы», где Одри Хепберн едет на мотороллере по Риму».

(из пресс-релиза группы «Браво», 07.09.11)

Дима Билан: «Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой»

НЕ ПОЖАЛЕЛ ЛИ, ЧТО СТАЛ УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЕКТЕ «ГОЛОС»

- Нет! Но в эмоциональном плане здесь, конечно, очень тяжело. От привязанности к людям, от того, что нужно брать на себя ответственность и принимать решение, которое обсуждает потом вся страна. Это ад! Я думаю, что если участник мудрый и умный, то, уходя, он сделает для себя правильный вывод. И будет стараться сделать себя лучше, пытаться исправить ошибки, но не будет обвинять наставника. Признаюсь, у меня даже сон нарушился от переживаний. Порой мне снится, что кто-то из наставников придумал какую-то сумасшедшую вещь. Я просыпаюсь от страха, что ничего не придумал или что у меня что-то не получилось.

ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАЕТ СВОИХ УЧЕНИКОВ?

- Стараюсь оценивать не только по голосу, но также по энергетике и по тому, что из себя представляет человек. Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой.

СПОРИТ ЛИ С УЧЕНИКАМИ?

- Бывает, что я уговариваю спеть их какую-то определенную песню. А так я им всегда говорю: меня имеют в Интернете, а я имею вас! Но все равно общение происходит на дружеской ноте...

РУГАЕТСЯ ЛИ С НАСТАВНИКАМИ?

- Многое остается за кадром, например, споры с Градским. Недавно он не очень хорошо высказался обо мне. Если бы это случилось лет шесть назад, я бы, наверное, сильно переживал. Но сейчас... Думаю, мы как-нибудь вырулим эту ситуацию.

ПОЧЕМУ ГРАДСКИЙ СКАЗАЛ, ЧТО ОН ПОЕТ СЛАБЕЕ СВОИХ УЧЕНИКОВ?

- Александр Борисович старше, ему кажется, что он мог себе такое позволить. Я считаю это неправильным. Но я не стал вступать с ним в полемику, а оставил это все на его совести. Я его, безусловно, уважаю, но подобные вещи не должны происходить!

НЕ БОИТСЯ ЛИ ВЫРАСТИТЬ КОНКУРЕНТОВ?

- Любой мудрый артист понимает, что ничего в жизни не дается просто так. И со временем любая самая новая звезда все равно станет бывалой, так скажем...

ЧТО ЖДЕТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ШОУ?

- В Британии благодаря подобному проекту два человека стали поп-идолами. Поэтому и у нас большую звезду ждать нужно.

(Life Showbiz, 19.12.12)

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Валерий Леонтьев: «Шкафы меня буквально выживают из квартиры»

О КАРАОКЕ-КЛУБАХ

- Был у меня горький опыт. Как-то на гастролях хозяева караоке-клуба пригласили меня поужинать. Конечно, я не смог удержаться и попытался спеть одну из своих песен. Уже не помню, то ли это была «Ярмарка», то ли «Куда уехал цирк». В результате я забыл слова, и караоке поставило мне «тройку». Больше я таких попыток не повторял.

ОБ ИТОГАХ 2012 ГОДА

- Это был так называемый юбилейный год. При всей моей нелюбви к слову «юбилей» 40 лет на сцене такая цифра, от которой не отвертишься. Пришлось делать программу и ехать в юбилейный тур. Как раз сейчас со своим шоу я нахожусь в Киеве. К тому же выпустил диск — видео этого концерта под названием «Художник». В общем, год очень насыщенный, трудный, и я жду не дождусь, когда он наконец закончится. От будущего года жду, чтобы он был не хуже, чем уходящий.

ВЕРИТ ЛИ В КОНЕЦ СВЕТА?

-  Я вам приведу простой пример. По телевизору 24 часа в сутки идет реклама: «Наступает конец света! Но вы еще успеете покататься на автомобиле своей мечты». Вот вам и ответ. Это не конец света, а хороший бизнес-проект. А еще говорят: «В Россию конец света не придет, он из нее выйдет».

ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?

- Мудрецы уже головы себе разбили, пытаясь расшифровать и дать объяснение этому феноменальному человеческому чувству. Но, по-моему, ответ, который бы устроил всех, так и не найден. Боюсь, и я принадлежу к числу людей, которые безуспешно искали ответ на этот вопрос. Думаю, объяснение этому чувству рождается внутри каждого человека. Надо просто прислушиваться к себе.

О СВОЕМ ПЕРВОМ КОНЦЕРТЕ

- Мой первый концерт в статусе профессионала был в деревне Лойма Коми АССР. Мороз стоял лютый, градусов 40. Клуб располагался в здании церкви. Помню, чтобы хоть как-то согреться, мы сначала раскопали дрова, сбили с них лед, потом затопили в церкви печки, которые в результате задымили все здание. Пришлось проветривать, вымораживать и снова топить. Я этот концерт никогда не забуду. Холод стоял жуткий, пришли, наверное, человек сорок. Но это была моя победа! Несмотря на страшный холод, я был одет во что-то экзотическое, уже тогда терпеть не мог строгих концертных костюмов.

О НОВЫХ ПЕСНЯХ

- У меня сейчас огромная проблема с репертуаром. Нет ничего достойного, во что бы можно было вложить силы и энергию. Несколько новых песен, которые появились буквально на днях, — единственное, что удалось накопать из огромного вороха материала практически за целый год.

О ВЕЩАХ

- Признаюсь, шкафы меня буквально выживают из квартиры. Я уже и на аукционах вещи продавал, раздаривал их, даже сжигал. Помню, как-то на даче устроил огромное кострище из старых фотографий, костюмов, обуви. За один раз спалил все 70-е годы. А любимые костюмы те, что появились недавно. На самом деле мне совершенно неважно, выгляжу я модно или нет. Одеваюсь по настроению, лишь какие-то элементы подсказывают модные дизайнеры. Например, сейчас у меня появилась тяга к комбинезонам. Началась такая эпоха комбинезонов.

ПРАВДА ЛИ, ЧТО САМ ШИЛ СЕБЕ ОДЕЖДУ?

-  Это было очень давно, в середине 70-х. Я не мог выходить на сцену в том, что мне предписывалось,- костюме и галстуке, поэтому начал придумывать наряды сам. Правда, никто не брался шить то, что я рисовал. Пришлось самому освоить элементы кроя. Довольно успешно этим занимался. Пять лет ковырялся с выкройками, нитками и лекалами. Лишь в 1980 году у меня появился художник, который стал все мне придумывать. С тех пор я не брал в руки иголку и нитку.

ПРАВДА ЛИ, ЧТО РАЗВОДИТСЯ С ЖЕНОЙ?

-  Неправда! Придумал все это какой-то дурак, чтобы увеличить тираж «желтой» прессы. Остальные подхватили. У нас с Люсей все в порядке. Новый год, как обычно, отпразднуем вместе в нашем доме в Майами.

ЧТО ЕГО МОЖЕТ РАССТРОИТЬ ИЛИ РАЗОЗЛИТЬ?

- Ответ мой очень прост, причина может быть только одна — глупость! Это самое страшное для меня качество в человеке. К сожалению, с ним я сталкиваюсь довольно часто.

О ТАТУИРОВКАХ

- Просто однажды я почувствовал, что мне это нужно и сделал первое тату. Это было ровно двадцать лет назад. Охоту не отбил и поэтому позже сделал себе еще и еще. В конце концов их теперь восемь штук, причем на разных местах моего тела. Время шло, мода менялась. Вначале были изображения животных, потом орнаменты, иероглифы. Когда я понял, что превращаюсь в лоскутное одеяло, решил соединить все татуировки некой эстетикой рисунка, которая бы закрыла все мое разностилье. Теперь у меня одна большая татуировка, которая начинается от пяток и заканчивается у затылка.

ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ЛАЙМОЙ ВАЙКУЛЕ

- Мы никогда не были с Лаймой дружны, поскольку дружба предполагает совместное времяпрепровождение. У артистов просто такой возможности нет. Мы с Лаймой в приятельских отношениях, не более того. Когда встречаемся где-нибудь на гастролях или на телевидении, здороваемся, смеемся, хихикаем и... разъезжаемся в разные стороны. Однажды у нас с Лаймой был действительно удачный дуэт. Мы с ней сходились тембрально, по фактуре и даже по движениям. Но дуэт — это уникальный живой организм, который найти и сохранить очень тяжело. А нынешнюю тенденцию, когда двух известных артистов «сливают в один стакан», делая дуэты, я не приветствую. Не знаю, с кем бы я сегодня мог вместе спеть. Наверное, такого исполнителя нет.

КТО СЛЕДИТ ЗА ЕГО ПИТАНИЕМ И ДИЕТОЙ?

- Никто за мной не следит, а диета у меня одна: закрыть рот! Я никогда не придерживался никаких норм. Уезжая на гастроли, питаюсь в гостинице, в которой живу. Бывая в Киеве, всегда останавливаюсь у своих старинных друзей Вали и Коли. Они невероятно хлебосольны.

КАК ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ ПОСЛЕ РАБОТЫ?

- Лежа. Укладываюсь на диван с книгой или смотрю кино и наливаю себе в бокал сухое вино. Не люблю слушать музыку, когда отдыхаю. Увы, по жизни мне приходится слушать столько бездарной музыки, которую мне присылают, что я от нее страшно устаю. Теперь для меня тишина — лучшая из композиций.

О ПОДДЕРЖАНИИ ФОРМЫ

- Единственная моя нагрузка — это сорок минут тренировки в любом месте, где бы я не находился. В свое время купил два ремня (американская система), которые крепятся за любую дверь. С их помощью можно работать с собственным весом. Это то же самое, что возить с собой 40 килограммов гантелей. У меня есть определенная система упражнений, которую выполняю каждый день. Без этого я уже давно оплыл бы. Все-таки возраст уничтожает упругость тела.

О ЛЮБИМЫХ МЕСТАХ ОТДЫХА

-  Мне кажется, что в прежней жизни я был островным жителем. Всегда хочется на острова, даже летом, когда очень жарко. Я уже был на Гавайях, Виргинских островах, Майорке, Мальдивах, Канарах. Теперь прицеливаюсь на Сейшелы. С каждого острова привожу какую-нибудь безделушку. Кстати, вот вам и коллекция: я собираю острова...

(«Факты и комментарии», 17.12.12)

Хелависа («Мельница»): «У нас будет сказка!»

О ПРЕДСТОЯЩИХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ КОНЦЕРТАХ

— Мы готовим к Рождеству именно акустический сет, он будет очень красивый, будет звучать акустическая арфа. Еще у нас будет сюрприз. Я сейчас на связи с замечательной женщиной — художественным руководителем детского ансамбля гусляров. У нас будет 6 маленьких детей с гуслями. Мне кажется, что это будет красиво, когда на сцене стоит одна большая кельтская арфа и вокруг 6 маленьких гуселек. Этот колокольчиковый звон инструментов — очень волшебный рождественский звук. У нас будет сказка!
А когда еще можно сделать что-то волшебное, как не на Рождество? Поэтому мы каждый год и стараемся. И еще одна завлекалочка — мы выпускаем рождественский мини-альбом. Он состоит из 5 песен, на этой неделе у нас заканчивается запись, все треки прописаны, наступает момент сведения, дизайнер уже рисует эскиз обложки. Мини-альбом называется «Радость моя».

О ПРАЗДНИКАХ

- Новый год для моих детей — всегда два, а то и три праздника. Мои дочки еще крошечки, старшей — 4 года, младшей — полтора. Поскольку мы всегда едем на католическое Рождество в Ирландию к родственникам мужа, так как дети — католики. Мы идем к мессе, причем старшенькая Нина почему-то чрезвычайно набожна, она мне рассказывает, как за ней следит Дева Мария, приходит к ней в снах и помогает. Потом к Новому году мы приезжаем в Россию, соответственно, традиционный Новый год с апельсинами под елочкой происходит здесь, и православное Рождество мы тоже празднуем.

ЧТО ПРИГОТОВИТ К СТОЛУ НА НОВЫЙ ГОД?

— Мы запекаем обычно свиной окорок с чесноком в духовке. Фаршируем икрой вареные яйца, делаем «селедку под шубой», печем пирожки, вернее, как любая семья с корнями в Краснодаре, жарим пирожки на сковородке. У родственников мужа это естественно рождественская индейка.

О ПОДАРКАХ

— У меня бывают совершенно прекрасные подарки. Муж дарил мне и кобыле седло на Новый год. У нас всегда с мужем такие подарки: на день рождения — горнолыжные ботинки, на Новый год — седло. Лучший подарок был от мужа на Новый год 5 лет назад — билет бизнес-класса, чтобы лететь вместе с ним в Новую Зеландию на две недели. Ему предстояло лететь по работе, и он решил взять меня с собой. Это было здорово.

КАК УДАЕТСЯ СОВМЕЩАТЬ НАУЧНУЮ КАРЬЕРУ, МУЗЫКУ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ?

— Когда я защищала кандидатскую диссертацию, у меня еще не было мужа, и рожать детей было не от кого. Но мои родители поженились сразу после того, как закончили университет. Они оба писали и защищали кандидатские диссертации, когда уже была я, и ничего, справились. Мне кажется, что в данном случае не должно быть вообще никакой корреляции. Если хочется детей, пусть будут дети. Если хочется кандидатскую, ее всегда можно сделать, у нас прекрасное законодательство о декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком. Это все можно сделать. У меня есть подруга, у нее двое маленьких сыновей, и она защитила кандидатскую вскоре после рождения младшего сына, писала ее всю беременность и защитила, когда ребенок был совсем маленьким.
Я всегда, когда приезжаю с гастролей, обязательно выделяю себе1-2 полностью свободных дня, чтобы побыть с детьми, погулять, съездить в парк им. Горького, сходить со старшенькой в Детский музыкальный театр. Я достаточно внимательная мама, которая следит за тем, что дети делают. Я помню интервью в журнале с Волочковой, которая родила дочку и поехала тут же по гастролям. Там была фраза, которая меня совершенно потрясла: «Я приезжаю с гастролей, а они мне говорят, что Ариша уже ходит». Это так грустно! Такая хорошая девочка. Там была фотография девочки с безумно грустными глазами. Я стараюсь делать все, чтобы у моих детей не было грустных глаз.

О СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

— Сейчас мне кажется, что единственный шанс избежать развала, это увеличение количества частных школ, которые занимаются либо по индивидуальным модулям, либо поднимают хорошо сделанные советские учебники, по которым учились и мы. Плюс Homeschooling, экстернат и гибкие программы, потому что то, что сейчас происходит в государственных школах, — новые системы, новые программы, новые придумки и подготовка к ЕГЭ, который я вообще считаю архизлом — это ужасно. Я не собираюсь своих детей отдавать в нынешние российские школы, если только это не вариант экстерната или не вариант частной школы со специфической программой.

О СВОЕМ УВЛЕЧЕНИИ ЛОШАДЬМИ

— Как только выдается свободное время и свободна моя тренер, мы тут же едем на конюшни, где стоит моя кобыла. Она мне очень много дает. Даже если бывает перерыв в месяц, она все равно невероятно много мне дает, потому что животное очень славное, она очень меня любит, и я ее люблю. Она очень ласковая, умная, талантливая лошадь. С ней приятно заниматься. И вообще лошадь — это волшебное животное, они невероятно красивые, невероятно теплые в буквальном смысле, поскольку температура тела у лошади 38°. Даже если ты приехал на конюшню больной, с насморком, ты обнимаешь лошадь, нюхаешь ее, греешься об нее, и лошадь тебя лечит.

(«Аргументы и факты», 13.12.12)

β 16+