Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

08.12.2016
07.12.2016

"Москва, я люблю тебя!": Неровный альманах о любви к "Нерезиновой" ***

02.09.10 11:23 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"Москва, я люблю тебя!": Неровный альманах о любви к "Нерезиновой" ***

Премьера альманаха "Москва, я люблю тебя!" (Россия, 2010, режиссеры - Егор Кончаловский, Георгий Натансон, Алла Сурикова, Ираклий Квирикадзе, Нана Джорджадзе, Вера Сторожева, Мурад Ибрагимбеков, Георгий Параджанов, Олег Фомин, Иван Охлобыстин, Артем Михалков и др., в ролях - Федор Бондарчук, Евгений Миронов, Дмитрий Дюжев, Мария Миронова, Иван Охлобыстин, Любовь Толкалина, Данила Козловский, Евгений Стычкин, Юлия Образцова, Алиса Гребенщикова, Максим Суханов, Евгения Добровольская, Григорий Антипенко) состоялась 1 сентября в кинотеатре "Пушкинский".
2 сентября в российский прокат выходит топографический альманах "Москва, я люблю тебя!" - наш ответ признаниям в любви Парижу и Нью-Йорку, а также более артхаусному проекту "Токио!". Упомянутым сборникам новелл наш приходится седьмой водой на киселе, и дело не только в качестве проекта: Москва, в отличие от столицы Франции и американского мегаполиса, кажется, все еще отпугивает приличных иностранных режиссеров, им как-то недосуг признаваться в любви этому "варварскому" городу, а на экзотику рассчитывать не приходится. Вот и получается 18 пятиминутных новелл, три из которых сняты выходцами из Грузии (Ираклий Квирикадзе, Нана Джорджадзе, Георгий Параджанов), одна — родившимся в Баку Мурадом Ибрагимбековым и еще одна - уроженкой Киева Аллой Суриковой. Все остальные отданы на откуп москвичам и "гостям столицы".
Помимо "местечковости", вернее, явного расчета на локальную популярность, многим новеллам можно предъявить упрек в универсальности, что само по себе, возможно, и неплохо, но в подобного рода компиляциях привязка к месту действия необходима. Уверенно сказать, что, да, такое могло произойти только в Москве и никак не в условном Урюпинске, можно по поводу далеко не всех эпизодов.
Довольно невесело (а жанр альманаха заявлен как "лирическая комедия") наблюдать за эксплуатацией всех возможных штампов о Москве как "нерезиновой" столице, куда стремятся "за счастьем" провинциалы всех мастей, и москвичах, черствых, равнодушных, вечно спешащих, интересующихся лишь деньгами. Даже креативный продюсер фильма Егор Кончаловский не нашел ничего лучшего, чем высмеять "коренных москвичей" с именами Франклин и Юсуп, а Георгий Натансон рассказал трагическую историю "понаехавшей" скрипачки, мечтавшей покорить Москву и стать "московской Ванессой-Мэй", но вместо этого вынужденной жить подаяниями.
Еще одна сквозная линия всех новелл (вызывавшая самый громкий смех в зале) — "Езжай домой!", "Возвращайся в свой Абакан" и т.д. Этот лейтмотив сложно представить в сборнике новелл о любви к, скажем, тому же Парижу.
Впрочем, как ни странно, в целом "Москва, я люблю тебя!" не оставляет гнетущее впечатление. Вероятно, в этом заслуга формата — не так уж сложно перетерпеть 5 минут даже самого невыносимого зрелища, как, например, снятый в формате "клипмейкер Тимати посмотрел "Форсаж" эпизод "Таксист" Алексея Голубева.
Есть и несомненные удачи, выравнивающие "общую температуру по госпиталю" до вполне приемлемой. Среди них - бессловесная зарисовка Василия Чигинского "Этюд в светлых тонах" о безымянной работнице метрополитена, пишущей ночью картины в вестибюле станции "Кропоткинская"; остроумная динамичная зарисовка "Job" Артема Михалкова о правилах трудоустройства в крупную западную компанию; интересный формалистский эксперимент Мурада Ибрагимбекова, напоминающий одновременно "Город грехов", "Мстителя", "Небесного капитана и мир будущего" и работы Гая Мэддина.
Остальные короткометражки в диапазоне от "Я люблю этот город вязевый, пусть обрюзг он и пусть одрях" до "Я в ненаглядный город мой сойду на Текстилях" не вызывают ни особенного раздражения, ни прилива необъяснимой гордости за столицу. Тема достопримечательностей раскрыта, а на статус любовно выписанного путеводителя или пешую экскурсию во главе со старожилами фильм и не претендовал — Москва как Москва, и чего только в нее все едут?
Денис Шлянцев, InterMedia