Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

10.12.2016
09.12.2016
08.12.2016
07.12.2016

"Розочка": В постели с врагами ****

28.06.10 10:40 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"Розочка": В постели с врагами ****

Показ политической драмы "Розочка" ("Rozyczka", Польша, 2010, режиссер - Ян Кидава-Блоньский, в ролях - Анджей Северин, Магдалена Бочарска, Роберт Венцкевич) состоялся в рамках основного конкурса 32-го ММКФ 26 июня.
Картина, получившая приз за лучшую режиссуру на 32-м ММКФ, посвящена борьбе польских диссидентов с коммунистическим режимом. Простая девушка Камилла (Магдалена Бочарска, главный секс-символ современного польского кино) работает секретаршей в университете, где преподает пожилой импозантный профессор Адам Варчевски (мэтр польской актерской школы, "звезда" мировой величины Анджей Северин). Камилла влюблена в своего жениха Романа (Роберт Венцкевич, известный нам по главной роли в фильме "Ва-банк-3") — серьезного мужчину с веселой улыбкой, специалиста по загранпоставкам. Романтические отношения Камиллы и Романа полны радостей бурного секса, их чувства взаимны, и дело идет к свадьбе. Простое счастье девушки рухнет в тот момент, когда Роман почти дословно скажет ей сакраментальную фразу Александра Демьяненко из советского фильма "Государственный преступник": "Дорогая, я не журналист, я сотрудник Комитета государственной безопасности". В интересах Польши и их будущего семейного счастья Камилле поручено войти в доверие к Варчевски и писать на него доносы. Однако чем ближе простая девушка знакомится со своим объектом, тем яснее понимает — он мужчина куда более высокого класса, чем ее капитан из спецслужб. Особенно тонко это показано в откровенных эротических сценах — Бочарска наглядно демонстрирует, что "медленно и печально" производит на женщину куда большее впечатление, чем "яростно как звэр". Осознав, что, завербовав высокоэффективного сексота, он потерял свою любовь, Роман начинает сходить с ума от ревности. Офицер и не догадывается, что за ним уже давно следят коллеги из другого отдела.
Известный русский писатель-диссидент Андрей Ханжин писал в своем лефортовском дневнике: наивен тот, кто не понимает, что все происходящее сейчас - это война спецслужб. Действие картины "Розочка" разворачивается в мрачной неторопливой атмосфере классического шпионского нуара, а фабула живо напоминает знаменитый "Русский дом" Джона Ле Карре (в экранизации которого блистали Мишель Пфайффер и Шон Коннери) — с поправкой на то, что английский разведчик Ле Карре гораздо честнее описывает своих бывших противников по "холодной войне", чем политически ангажированные польские кинематографисты. Сотрудники службы безопасности социалистической Польши предстают исключительно подлыми, тупыми, злобными и трусливыми тварями, тогда как все без исключения диссиденты — честные, благородные, остроумные и мужественные интеллектуалы. Фраза "Запад нам поможет" произносится ими со всей серьезностью. Главная цель просоветского правительства Польши — выявить всех евреев и — нет, все-таки не уничтожить, — но уволить с работы, исключить из партии, выслать из страны (почему-то в Вену). Желание как можно сильнее живописать страдания польских евреев от польских коммунистов (понукаемых, конечно же, своими московскими хозяевами) заводит создателей "Розочки" в любопытную сюжетную ловушку. Как заметил после просмотра актер и писатель Сергей Угольников, "получается, что простая польская девушка стала жертвой войны двух евреев, работающих на разные политические партии". А то, что в результате капитана Романа Розена увольняют из органов и высылают в Вену, может стать отличной завязкой для сиквела. Представим себе, что вся эта история — лишь операция прикрытия по внедрению агента в польскую эмигрантскую среду…
"Розочка", как и старый советский "Государственный преступник" - политическая агитка, снятая с использованием схожего арсенала агитпропа. И при этом мастерски сделанная в художественном отношении, с прекрасной актерской игрой, которая превращает одномерных, ходульных персонажей в живых, интересных, страдающих людей. История, за развитием которой интересно наблюдать, филигранно выстроенная, богатая ретро-фактура, прекрасная операторская работа — это и есть главное в искусстве, а уж какими хозяевами оно понукаемо — не так и важно. Все они хороши…
Борис Гришин, InterMedia