Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

06.12.2016

МАКЕДОНСКОГО УЧИЛ ЯКУТСКИЙ ШАМАН

01.04.09 11:50 Раздел: Хроника Рубрика: Хроника
МАКЕДОНСКОГО УЧИЛ ЯКУТСКИЙ ШАМАН

Одноактная опера "Александр Македонский" Владимира Кобекина в исполнении Государственного театра оперы и балета Республики Саха (Якутия) была показана в рамках фестиваля "Золотая маска" 31 марта в театре "Новая опера". В главных партиях выступили Николай Попов (Александр), Анастасия Мухина (Мидия), Владимир Заболоцкий (Учитель). Спектакль представлен в семи номинациях — "Лучший спектакль", "Лучшая работа композитора" (Владимир Кобекин), "Лучшая работа дирижера" (Сергей Разенков), "Лучшая женская роль" (Анастасия Мухина), "Лучшая мужская роль" (Николай Попов), "Лучшая работа художника" (Геннадий Сотников), "Лучшая работа художника по костюмам" (Саргылана Иванова).
Сюжет оперы современного автора обращается к вечным темам — противостояние любви и власти (Македонский), любви к человеку и к своей родине (его возлюбленная с покоренных земель). По традиции оперы сериа, кончается все плохо.
Малоизвестные эпизоды биографии великого узурпатора развиваются на фоне тасуемых "шкафчиков для одежды" из кровельного железа, во второй половине оперы развернувшимися своей забрызганной кровищей изнанкой с подвешенными отрубленными головами. Место действия унифицировано не только с помощью уже привычных "икеевских" декораций, но и при помощи более чем вавилонского разнообразия (покоренных Александром народов?) — в одной массовке участвуют псевдоиндийские танцовщицы (непосредственно несинхронные балерины приятно-мягких форм "в ориентальном стиле"), якутские стрелкИ в одежах "под римских легионеров", просто якуты в шкурах, джедаи и готы. Впрочем, вероятнее всего, дело происходит все же в Якутии — во-первых, артистов какой-либо другой национальности на сцене нет, во-вторых, возможно, постановщики обратились к мифам о пропавшем на Дальнем Востоке римском легионе или о походах г-на Македонского по Сибири.
В цветовом оформлении все четко — серебро, золото, красное и черное. Иногда коричневое. Лирическая героиня Мидия — в салатовом шифоне, что призвано подчеркнуть контраст тяжелым тканям и латам остальных персонажей. Македонский, обнаруживший неожиданный сентиментализм и романтический надлом, сверкает по залу зайчиками зеркал фэнтэзийных "доспехов". Дух Скорби (Степанида Борисова) в черной короне и покрывалах сопровождают девицы в черных балахонах и Демон войны (он не поет), как настоящий вампир размахивающий черными полиэтиленовыми крыльями. Диалоги тоже по-современному лаконичны: "Она моя! — Нет, моя! — Уйди, убью! — Теперь ты будешь моей!"
Драматичный персонаж — Учитель Македонского (мы, потомки, знаем, кто это) — поначалу с акцентом несет истину, часто сбиваясь с темпа и с нот, а пред ликом смерти хватается за бубен и обнаруживает талант камлать. Два вывода: Учителю отрубили голову (он не пережил своего ученика, скончавшись в 62 года от болезни желудка) и — Аристотель был якутским шаманом. Однако артист и в академическом, и в национальном амплуа звучит стилистически примерно одинаково (хоть и камлает на родном языке) и поет по слогам. Однако справедливости ради заметим, что по слогам здесь поют и играют все, включая оркестр. Однако текст, невзирая на такое воспроизведение, остается малопонятен: временами хотелось увидеть бегущую строку.
Музыка написана в традициях эпической оперы — здесь и любимый русскими композиторами ориентализм "Половецких плясок", и бравые духовые марши, призывные тамтамы шоу якутских барабанщиков на сцене, героические арии мужчин и томная "Кончаковна"-Мидия. Контрастирует бодрой музыке нарочито-замедленный, словно на уменьшенной скорости пленки, темп движений актеров — контраст комичный. Изображение призвано не выявить динамику развития, а дать красивую картину, показать во всех подробностях каждый подъем коленки, продемонстрировать кадры и страсти в традициях большой исторической оперы - пусть в данном случае и маленькой, как и сама история, как и место действия — фактическое и изображаемое. Такое "несочетание несочетаемого" воспринимается очень эффектным, когда в нем присутствует здоровый юмор. В данном случае все творится абсолютно и в высшей степени всерьез.
В этом плане "Александр Македонский" - прямой потомок героических опер советских национальных театров, когда на волне пробуждавшегося национального самосознания ставили спектакли на революционные сюжеты в местном колорите и с лирической линией. В постсоветском пространстве это явление стало восприниматься атавизмом, а сами оперы подверглись критике за малую оригинальность.