Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

22.03.2017

"ЧУЖИЕ": ВРАЧУ, ИСЦЕЛИСЯ САМ*

31.10.08 12:03 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"ЧУЖИЕ": ВРАЧУ, ИСЦЕЛИСЯ САМ*

Пресс-показ фильма "Чужие" (Россия-США-Египет, 2008, режиссер — Юрий Грымов, в ролях - Скарлетт Макалистер, Виктор Бычков, Алексей Полуян, Кэтлин Гати, Артем Федотов) состоялся 29 октября в кинотеатре "Каро Фильм в Атриуме".
Накануне премьеры нового фильма заслуженного рекламщика Российской Федерации Юрия Грымова масс-медиа искусственно подогревали различными новостями: дескать, Грымову не дают снимать в Египте, таможенники задерживают режиссера за то, что он провозит в багаже выглядящий чересчур натурально реквизит, а Кондолиза Райс, оказывается, не рекомендует картину к прокату в США из-за ее — картины — антиамериканских настроений.
Перед нами злободневная драматическая история о том, как пятеро американцев (вы будете смеяться, но это целый срез американского общества: бесплодная гетеросексуальная пара, планирующая усыновление семейка геев, один из которых — чернокожий, а также бывшая училка-синий чулок) отправляются на Ближний Восток с общей целью — вакцинировать как можно большее количество детей. Хотя на деле выясняется, что цели у них у всех разные — конопатая секс-бомба пытается забеременеть от аборигена с бородой, автоматом и прочими аксессуарами; геи, в промежутках между сценами ревности и поцелуями, присматриваются к детишкам ("Ты — черный, я — белый, давай возьмем этого, рыжеволосого. Здорово будет смотреться!"). Училка же вовсю доказывает тезис о том, что педагоги бывшими не бывают, и страдает от - как бы это помягче сказать - недостатка мужского внимания.
В этих светлых американских головах все разложено по полочкам, и даже выражаются они слоганами: мы — команда, мы — послы страны победившей демократии, аборигены — дикари, не знающие о том, что актер Брюс Уиллис ездит на BMW, русские же - представители тоталитарного государства со своими тоталитарными тараканами в головах.
Грымов, сам по сути своей чужак в США, не просто создает "энциклопедию американской жизни", наполненную штампами и стереотипами, похоже, он на самом деле мыслит так же - монохромно. Почитайте его интервью: "Чужие" — это модель современного мира. Я считаю, что в этой модели существуют арабы, американцы и русские... Я вообще считаю, что весь этот конфликт между американским и арабским миром нивелируют именно русские. Есть у нас, как мне кажется, такая миссия. Может быть, прав Достоевский, и Россия действительно ближе к Богу. По крайней мере, мы неформально мыслим и действуем". О том, сколько погибших солдат обязаны своей смертью "неформальным" мыслям и действиям (читай — дебилизму руководства), режиссер деликатно умалчивает.
Тем самым русским, которым, по мнению режиссера, судьбой предназначено служить амортизатором международных отношений, затычкой в горячих точках и, фактически, пушечным мясом, отводится от силы процентов десять экранного времени. В эти драгоценные минуты зритель наблюдает омовение артиста Бычкова под песню "Катится, катится голубой вагон", хирургическую операцию со всеми причиндалами — тампон, зажим и т.д. и задушевное исполнение песни "Раскинулось море широко" под аккомпанемент аккордеона. Роль "батяни-комбата" у Грымова досталась Алексею Полуяну, при виде которого у человека, хотя бы мельком видевшего "Груз 200", непроизвольно поднимаются волосы на загривке и ползут мурашки. Отважный и благородный русский сапер, спасающий арабскую девочку, появляется на экране от силы пару раз. Тем не менее, в системе координат Грымова "Чужие" - явно не русские, а именно американцы, вторгнувшиеся с никому не нужными прививками в чуждый им мир.
В системе же адекватно воспринимающего реальность — со всеми ее полутонами, оттенками и обертонами — зрителя, "Чужой", и довольно таки опасный, - сам режиссер.
Денис Шлянцев, InterMedia