Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

02.12.2016
01.12.2016

ДМИТРИЙ ХВОРОСТОВСКИЙ — "РОМАНСЫ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ" ****

09.10.08 11:39 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
ДМИТРИЙ ХВОРОСТОВСКИЙ — "РОМАНСЫ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ" ****

"Мистерия звука". Релиз тройного диска состоялся в сентябре.
Пожалуй, трудно найти в России более популярного певца классического жанра, чем Дмитрий Хворостовский. Он востребован в ведущих театрах мира, и каждый его концерт на родине — событие, обставляемое как гастроли звезды шоу-бизнеса. Каждый диск ДХ — явление, о котором принято говорить с придыханием. А когда несколько лет назад Хворостовский спел на Красной площади шлягеры военных лет, его аудитория расширилась несказанно - поклонниками стали даже те, кто раньше обходил консерваторию стороной.
Нередко популярность расхолаживает, но не в случае Хворостовского. Скорее, наоборот: все, что делает сибирский баритон, отменно по качеству и неизменно впечатляет публику. Новый сборник "Романсы русских композиторов" - не исключение. Трехдисковое коллекционное издание даже своим оформлением подчеркивает статус певца и уровень работы. CD сопровождаются буклетом с подробной аннотацией к исполняемой музыке и информацией о музыкантах. Для пущего пафоса в буклет помещено фото Хворостовского со Свиридовым, хотя на трех дисках романс Свиридова всего один. Такое вот ненавязчивое напоминание о том, что советский классик посвятил молодому певцу свою вокальную поэму "Петербург".
Выбор композиций для сборника достаточно очевиден. Если в литературе "наше все" - это А.С.Пушкин, то в классической музыке тот же ярлык прочно приклеился к П.И.Чайковскому. И Хворостовскому, работающему сегодня не столько на искушенных меломанов, сколько на массовую аудиторию, мимо столпов культурного наследия пройти было никак нельзя. Да и желание позиционировать себя прежде всего как представителя русской вокальной школы, сыграло свою роль. Впрочем, вероятно, были и личные мотивы. Жанр русского романса занимает особое место в жизни Хворостовского. Отец Дмитрия очень любил старинные романсы, и они часто звучали в доме. К тому же, первые триумфы певца были связаны с романсами Чайковского, и, видимо, спустя много лет обладатель премии "Лучший голос мира" решил переосмыслить творчество русского композитора.
В первый диск вошли знаменитые романсы классиков XIX-XX века на стихи Пушкина. Само собой разумеется, что здесь есть и "Я помню чудное мгновенье…" М.И.Глинки, и "Для берегов отчизны дальней" Александра Бородина, и "Не пой, красавица, при мне" Сергея Рахманинова. Впрочем, такую музыку исполнять еще сложнее, чем малоизвестную. Тем более что вокальные шедевры того же Глинки отличаются редким коварством, и чтобы избежать банальной слащавости, требуется немалое мастерство, причем не только вокальное, но и актерское. Конечно, и у Чайковского, чьи романсы записаны на втором и третьем дисках, найти то, что редко исполняется, — проблема, но все же попадаются вещи не столь приевшиеся — например, "Мой гений, мой ангел, мой друг" на стихи Афанасия Фета и "Растворил я окно" на стихи Константина Романова.
Комфортнее всего Хворостовский чувствует себя в амплуа брутального лирического героя, и большинство выбранных им произведений — пафосно-драматического толка, а потому слушать все три диска подряд несколько утомительно. Впрочем, это отнюдь не умаляет вокальных достоинств певца: техника безупречна, а тембр голоса ровен и звучен во всех регистрах. CD записаны в дуэте с пианистом Ильей Ивари, который тоже довольно известен в музыкальных кругах, хотя до популярности Хворостовского ему далеко. Баланс голоса и фортепиано идеален практически во всех номерах. А некоторая безликость аккомпанемента, возможно, в данном случае является даже плюсом: нет излишней театральности, да и статус-кво соблюден — звезда на первом плане, а все остальное — ее обрамление.
Наталья Светлакова, InterMedia