Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

02.12.2016
01.12.2016

"ПЯТЬ ПРЕПЯТСТВИЙ": БИТВА ТИТАНОВ

20.04.05 15:31 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"ПЯТЬ ПРЕПЯТСТВИЙ": БИТВА ТИТАНОВ

Пресс-показ документального фильма 'Пять препятствий' (Дания-Швейцария-Бельгия -Франция, 2003, режиссеры - Ларс фон Триер, Йорген Лет, в фильме снимались Клаус Ниссен, Майкен Альгрен Нильсен, Йорген Лет, Ларс фон Триер, Даниэль Эрнандес Родригес, Жаклин Ареналь, Вивиан Роса, Александра Вандерноот, Патрик Бошо) прошел в кинотеатре 'Ролан' 19 апреля.
Виртуозная интеллектуальная дуэль двух великих датских кинематографистов - провокационного экспериментатора Ларса фон Триера и ветерана документального кино Йоргена Лета. В 1967 году Лет снял знаменитую короткометражку 'Совершенный человек', где под попыткой антропологически-авангардного взгляда на человека скрывалась язвительная насмешка над homo sapiens. Надо ли говорить, что Ларс фон Триер, любящий людей слишком странною любовью, смотрел этот фильм 20 раз? В 2000 году Триер решил ознаменовать миллениум парадоксальной акцией: в переписке с Летом этот новоявленный Мефистофель предложил своему кумиру сделать пять римейков 'Совершенного человека', где каждый фильм будет снят в связи с порой совершенно невыносимыми требованиями искусителя-Триера. Лет, переживающий в должности консула депрессию за депрессией на острове Гаити, с радостью ухватился за эксперимент. Получилось кино о кино, от которого любителям мыльных опер, эпопей про ментов и российскую армию, как и прочих продуктов масскульта, следует держаться подальше.
Сам Триер появляется на экране в эпизодах, снятых в традициях 'Догмы' и ласково названных милым словечком 'беседы'. Именно здесь мы можем наблюдать, как провокатор, поедая черную икру и запивая ее водкой, раз за разом смотрит очередное творение Лета, диктуя извращенные правила игры. Выдвинутые препятствия хороши. Например, нужно снять фильм на Кубе (Лет там никогда не бывал), используя при этом очень короткие монтажные склейки, или отправиться за результатом в самое гиблое место планеты (для Йоргена Лета им становится нищий квартал в Бомбее). Сделать кино о совершенном человеке 2000 года самостоятельно (эта зарисовка более холодна, чем остальные) или превратить легендарный опус в анимацию (оба режиссера ненавидят мультфильмы). Вопреки всем препонам, интеллигентный пожилой Лет с честью выходит из любой ситуации, обращая 'ценные указания' младшего коллеги в плюс для каждого римейка. Самым главным, раскрывающим замысел всей картины, должен стать пятый эпизод: Триер снимает картину сам, ставит в титрах режиссером Лета и пишет для него закадровый текст, где признает себя побежденным. И тогда становится понятным то, ради чего был затеян весь это фейерверк. Для Триера это вовсе не проверка Лета на 'вшивость', как может показаться в начале, а просто детский восторг сопричастности к любимому фильму детства. Для любого киномана настоящим счастьем стала бы возможность хотя бы мнимого руководства режиссером и его фильмом, которыми он восхищался на протяжении многих лет. Претенциозность - слово, без которого редко обходится разговор об артхаусе, в этой картине тоже не более чем игра. Сложно поверить и в то, что Йорген Лет всерьез рефлексирует по поводу происходящего. Общее впечатление от этой легкой, шутовской пикировки - два мастера решили развлечься. Интересно ли следить за развитием этих, в сущности, невинных шалостей, каждый обязан решить сам. Как и то, насколько предельно сконцентрированный вуайеризм созвучен мироощущению того или иного зрителя.
Анастасия Белокурова, InterMedia