Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

08.12.2016
07.12.2016

КУРТ МАЗУР НЕ ОЧЕНЬ ДОВОЛЕН СОСТОЯНИЕМ РОССИЙСКИХ ОРКЕСТРОВ

16.03.05 16:09 Раздел: Хроника Рубрика: Хроника
КУРТ МАЗУР НЕ ОЧЕНЬ ДОВОЛЕН СОСТОЯНИЕМ РОССИЙСКИХ ОРКЕСТРОВ

Пресс-конференция, посвященная открытию международного фестиваля 'Приношение Святославу Рихтеру', прошла в конференц-зале ГТРК 'Культура' 15 марта. С журналистами общались немецкий дирижер Курт Мазур, австрийская пианистка Елизавета Леонская, генеральный директор Московской государственной академической филармонии Алексей Шалашов и генеральный директор фонда Рихтера Эльвира Орлова. В начале пресс-конференции с речью выступил герр Мазур, предварительно, по просьбам собравшихся в зале, уточнив, что его фамилия произносится с ударением на второй слог. 'Во всяком случае, так говорят в Германии. Вообще фамилия у меня польская', - уточнил маэстро. По словам немецкого дирижера, его воспоминания о Святославе Рихтере очень многосторонни и связанны, по большей части, с визитами в Москву. Молва о Рихтере облетела весь мир, еще когда он был студентом. 'Я начал учиться в 1946 году, сразу после Второй мировой войны, - рассказывает Мазур, - и тогда я услышал о гениальном пианисте Рихтере. Следует признаться, моему любопытству не было границ. Тогда я и не мог представить, что настанет время, и я буду с ним репетировать'. Как признается герр Мазур, он впервые побывал в СССР в 1965 году и был буквально потрясен 'великолепными оркестрами'. 'Я никогда не забуду, как они тогда звучали, - делится маэстро, - В чем же секрет такого необыкновенного звучания оркестров даже в балетных постановках? Мне от этого звука хотелось летать, да и до сих пор, работая со своими оркестрами, я пытаюсь имитировать то звучание. Пока, правда, ничего не получается, но у меня еще есть время'. По воспоминаниям Мазура, при общении с Рихтером просто невозможно было не поддаваться его влиянию. Практически всегда это приводило только к лучшему, но однажды после репетиции Святослав уговорил Мазура выпить русской водки, дабы соблюсти традицию, и о последствиях этого вечера немец с улыбкой вспоминает до сих пор. 'Возможность общения с Рихтером я до сих пор рассматриваю как бесценный подарок, - говорит дирижер. - Это великий урок. В Святославе поражало совершенное знание того, что именно он хочет выразить посредством музыки. Я надеюсь, что его великий дух как-то повлияет на тех, кто отвечает за развитие музыкальной культуры в России'. Пианистка Елизавета Леонская, эмиграция которой из России в Австрию пришлась как раз на момент генеральных репетиций с Рихтером перед серией крупных концертов (и потому Леонская не смогла принять участие в тех выступлениях), считает, что знакомство с таким человеком, как Святослав, 'накладывает большую ответственность'. По ее мнению, необходимо полностью использовать ту толику таланта, которая тебе дана от природы, чтобы хоть как-то соответствовать уровню Рихтера. 'Рихтер очень многое в меня вложил, - говорит г-жа Леонская. - Но сделал он это необычайно нежно и незаметно. У Рихтера огромное число поклонников не только в сфере музыкантов, но и среди простых людей, и это о многом говорит. И принять участие в фестивале 'Приношение Святославу Рихтеру - мой священный долг'. Герр Мазур, который выступит в рамках фестиваля с Большим симфоническим оркестром им. П.И. Чайковского под управлением Владимира Федосеева 16 и 17 марта, разъяснил интересующимся, что оркестр он выбирал не сам - это было предложение со стороны организаторов. Несмотря на то, что дирижер в принципе доволен 'качеством музыкантов', ему приходится с ними работать чуть ли не до полного изнеможения. 'Раньше русские оркестры были значительно лучше, - с грустью полагает немец. - И дело даже не столько в самих участниках, сколько в дирижерах, которые прыгают с места на место, и в итоге ничего дельного не получается. Оркестр города дает мне возможность почувствовать всю страну. Но все должно когда-нибудь измениться к лучшему - у русских очень сильный характер'. Во время пресс-конференции Курт Мазур не раз, к смущению пианистки, выразил свое восхищение Елизаветой Леонской. 'Есть солисты, с которыми приходится много дискутировать, - улыбается Мазур. - А нас с Лизой многие спрашивают, зачем вам вообще репетировать. У нас похожее восприятие музыки, что очень важно для выступлений с симфоническим оркестром. Когда нет единства с солистом, то моя концепция полностью нарушается. Я ведь должен подчиниться игре солиста, а для этого нужно единое полотно'. На вопрос корреспондента InterMedia, есть ли у Курта Мазура любимые композиторы, произведения которых он предпочитает выбирать для своих оркестров, дирижер ответил, что его любимый автор музыки тот, чье произведение оркестр под его управлением в этот вечер исполняет. По словам мэтра, если бы он сказал, какая у него, к примеру, любимая симфония, он бы показал, что он просто любитель музыки, а это не так. 'Хотя в Германии думают, что мне нравится только Бетховен', - засмеялся дирижер. Как рассказал Мазур, были времена, когда он дирижировал произведениями не только по своему выбору, и это его немного утомляло. Поэтому теперь мэтр выбирает музыку исключительно согласно своему желанию. Сын герра Мазура, несмотря на то, что заканчивал отделение ударных инструментов, в данный момент замещает отца на репетициях с оркестром в Париже. 'Вообще-то он любит рок-музыку, - говорит Мазур. - Молодые - они все такие разносторонние'. В завершение пресс-конференции г-жа Орлова донесла до внимания общественности, что одобрен проект по строительству здания Фонда имени Святослава Рихтера в Тарусе, и герра Мазура с г-жой Леонской там уже ждут.
Натэлла Микеладзе, InterMedia