Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

08.12.2016
07.12.2016

БОЛЬШОЙ ТЕАТР МОЖЕТ УЙТИ ПОД ЗЕМЛЮ

05.03.05 23:08 Раздел: Хроника Рубрика: Хроника
БОЛЬШОЙ ТЕАТР МОЖЕТ УЙТИ ПОД ЗЕМЛЮ

Пресс-конференция, посвященная вопросам реконструкции основного здания Государственного академического Большого театра, состоялась 4 марта в Атриуме театра. С журналистами беседовали руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой, генеральный директор ГАБТа Анатолий Иксанов, музыкальный руководитель и главный дирижер театра Александр Ведерников, руководитель балетной труппы Алексей Ратманский, первый заместитель руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии Владимир Малышев, заместитель начальника Главгосэкспертизы России Юрий Мельников, главный архитектор проекта Никита Шангин и др.
Открывая пресс-конференцию, Михаил Швыдкой сообщил о том, что реконструкция ГАБТа, а также строительство здания Мариинского театра, являются двумя самыми значительными проектами в сфере российского искусства, реализация которых запланирована на ближайшие три-четыре года. Встречи с прессой по вопросам реконструкции ГАБТа будут проводиться регулярно, раз в 3-4 месяца. Последние 3 года, по сообщению Швыдкого, были очень напряженными - в это время согласовывались позиции людей, которые занимаются охраной памятников, реставраторов и строителей. 'Нам нужно не просто провести реконструкцию Большого театра, но и осуществить целый ряд работ, связанных с театральной площадью, - отметил руководитель агентства, - потому что в непростом положении Молодежный театр - работы по реконструкции ГАБТа, несомненно, затронут и это уникальное здание; также очень важно сохранить все, что связано с Малым театром, не нарушить его архитектоники. Помимо того, что театр должен обладать высочайшими современными театральными технологиями, все же первоочередной задачей является сохранение здания в историческом контексте, Большой театр - памятник, который внесен в список памятников ЮНЕСКО'.
Генеральный директор ГАБТа свое выступление начал и закончил ультиматумом: 'Мы больше ждать не можем'. Он сообщил, что в любом случае 1 июля основное здание театра будет закрыто, потому что дальнейшая его эксплуатация опасна для жизни и артистов, и зрителей. 'Последние данные, - уточнил Анатолий Иксанов, - говорят о том, что за зимний период на 3 мм поднялись главные колонны южного фасада, их просто выдавило. В начале сезона мы закрыли основное здание, потому что в аварийном состоянии находится сам портик - это можно наблюдать невооруженным глазом. Мы закрыли ряд главных фойе, потому что там уже элементарно нарушилась геометрия залов'. Театр находится в пойме реки Неглинки и при всех производимых 'подкопах' может уйти под землю, поэтому дальнейшее бездействие может быть рискованным. 'Мы вступаем в историческую ситуацию, - отметил г-н Иксанов, - впервые за 150 лет труппа Большого театра покинет свое историческое здание, а это связано с вопросами новых постановок, вопросами проката репертуара, вопросами гастролей и др.'. Проблемы балетной труппы затронул Алексей Ратманский: 'Когда балет ГАБТа выезжает на гастроли, выступая на самых престижных и значительных сценах мира, мы с грустью понимаем, что закулисная часть Большого театра просто не поддается сравнению и находится в плачевном состоянии'. По его словам, в ужасном состоянии и балетные залы, и гримерные, и коридоры, и, самое главное, балетный пол. Сейчас эти полы - фанера с наклеенным сверху линолеумом. 'Конечно, современная мировая практика совсем другая, - комментирует Ратманский, - это должен быть специальный пол, приподнятый над сценой, который по-другому амортизирует и дает совершенно иной звук при танце. Установка такого покрытия важна для предотвращения травм и для нормальной работы'. Во время реконструкции театра большинство спектаклей будет перенесено на Новую сцену, однако самые масштабные спектакли, которые, по словам Ратманского, 'просто технически невозможно втиснуть в пространство Новой сцены', возможно, будут показывать только на гастролях или на крупных площадках Москвы. Основную задачу балета театра на период реконструкции его руководитель видит в том, чтобы 'сохранить труппу и репертуар во всей их полноте'. 'Наша идея состоит не в том, что мы хотим реконструировать ГАБТ как некий уникальный акустический объект, а в том, что мы хотим посредством реконструкции возвратить первоначальные акустические значения', - заявил музыкальный руководитель Большого. По сообщению Александра Ведерникова, в 50-х годах ХХ века в Большом театре были предприняты действия по изменению акустики. Это касалось изменения конструкции оркестровой ямы и устройства зрительного зала. В своем первоначальном варианте оркестровая яма была глубже примерно на 55 см, она была больше по ширине и уходила под сцену. Под ямой же находилась специальная деревянная акустическая дека. 'В результате того, - сообщает главный дирижер ГАБТа, - что яму подняли на 50 см, эту деку разломали и зацементировали, поскольку в то 'романтическое' время считалось, что цемент и бетон - это лучше, чем дерево. То же самое было сделано со зрительской частью - под партером тоже изначально была своя акустическая дека, которая позволяла несколько регулировать положение пола и этим способствовала улучшению акустических качеств зала. В результате того, что ее тоже забетонировали, сейчас у нас первая половина партера (т.е. самые дорогие и престижные места) является самой акустически невыгодной'. Г-н Ведерников считает, что былые акустические значения необходимо возвратить, т.к. в Большом театре просто невозможно исполнять некоторые произведения, например, оперы Вагнера.
Свое мнение об аварийном состоянии театра высказывали строители и архитекторы. По словам Юрия Мельникова, одной из главных проблем является аварийное состояние фундамента. Работы по реконструкции аварийных мест основания театра ведутся уже сейчас. Планируется, что у здания Большого театра будет значительно увеличена нижняя часть. Чтобы театр не подмывало, его фундамент будет увеличен до плотных слоев грунтов. Одновременно это будет способствовать увеличению 'хозяйственной' площади театра. По мнению Никиты Шангина, нагрузка от стен благодаря продленному вниз фундаменту ляжет на материковое основание, фактически на скалу. Таким образом, Большой театр будет 'расти под землю', а не проваливаться. Многие выступающие отмечали, что в ГАБТе устарело технологическое оборудование, которое соответствует сценографии и режиссуре XIX века. В планах реконструкции - замена механизации сцены, благодаря которой оркестр будет подниматься и опускаться по мере необходимости; появятся выдвижные площадки - отдельно для балета, отдельно для оперы - и многие другие новшества.
Стоимость реконструкции не превысит $1 млрд., что является нормой по имеющимся данным реконструкции ведущих театров мира.