Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

09.12.2016
08.12.2016
07.12.2016

"УСАМА": У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО

28.01.05 19:28 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"УСАМА": У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО

Премьера фильма 'Усама' (Osama, Афганистан-Нидерланды-Япония, 2003, режиссер - Сиддик Бармак, в ролях - Марина Гольбахари, Зубайда Сахар, Ариф Херати) состоялась в кинотеатре 'Фитиль' 27 января.
Действие 'Усамы' разворачивается в Афганистане, сразу после прихода талибов к власти. Картина начинается с полудокументальной сцены женской демонстрации, которую талибы без промедления разгоняют оружием и водометами. Новые порядки не позволяют женщинам учиться, работать, выходить на улицу без сопровождения мужчин-родственников и заговаривать с посторонними. Принимая во внимание тот факт, что солидная часть мужского населения страны погибла в гражданских войнах, женщины оказываются в более чем плачевном положении, не имея даже возможности заработать себе на хлеб. И вот семье из трех женщин (бабушка, мама и дочка) не остается ничего другого, как остричь девочке волосы и одеть ее в мужскую одежду, чтобы она смогла работать в лавке. Но вслед за этим девочку забирают в медресе - религиозную школу-цех по изготовлению мусульманских воинов во славу Бен Ладена. Здесь каждую минуту юное создание рискует оказаться рассекреченным, а наказанием за подобный вызов исламским законам, разумеется, может быть только смертная казнь.
'Усама' несомненно ценен тем, что это первый 'вгляд изнутри' за долгое время. О том, в каком плачевном состоянии пребывает кинематограф Афганистана, можно судить по той статистике, что за прошедший век в этой стране было снято менее сорока короткометражных и полнометражных фильмов. Для сравнения - в соседней Индии делается в среднем по три фильма в день. Но 'Усама', к счастью, не пополнит собой ряды арт-хаусных шедевров отсталых в кинематографическом плане стран, про которые обычно удивляются 'О, там, оказывается, еще и кино снимают!', киноподелок, превозносимых уже только за один факт своего существования. Фильм Бармака - исключительно тонкое общечеловеческое кино, не ограниченное никакими географическими и национальными рамками. Режиссеру удалось избежать и другого подводного камня, не превратив 'Усаму' в жалостливую историю о девочке, которой 'не повезло', и не уйти с головой в ужасы полувоенного времени. В демонстрации талибского зла Бармак обходится малыми средствами. Вместо вполне ожидаемого пиршества насилия и жестокости, фильм получился на удивление бескровным и по-настоящему лиричным. Грозные талибы в большинстве случаев остаются за кадром, на первый план же выступают незначительные, казалось бы, детали и сторонние персонажи: чуть выглядывающая из-под длинного одеяния женская нога, вызвавшая праведный гнев талибов, синяя бурка, валяющаяся в грязи, ребенок-инвалид в полуразрушенной больнице. На фоне священной войны, джихада, которую талибы ведут с неверными, разворачивается другая, не менее жестокая, хоть и относительно бескровная война, война против женщин. Символично, что хрупкой безгласной девочке с пронзительными глазами в царстве мужчин достается имя террориста номер один - Усамы Бен Ладена. Марину Гольбахари, исполнительницу роли Усамы, режиссер подобрал в буквальном смысле на улице, где она просила милостыню. И, надо сказать, не ошибся: Гольбахари обладает удивительной особенностью преображать пространство кадра одним своим присутствием. И это ее игра, сдержанная и не по годам зрелая, превращает остросоциальную политагитку в драму о детстве без детства.
Екатерина Нежельская, InterMedia