Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

03.12.2016
02.12.2016
01.12.2016

НА ФЕСТИВАЛЕ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ НЕ БУДЕТ СЛУЧАЙНЫХ ЛЮДЕЙ

01.10.04 16:40 Раздел: Хроника Рубрика: Хроника
НА ФЕСТИВАЛЕ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ НЕ БУДЕТ СЛУЧАЙНЫХ ЛЮДЕЙ

Пресс-конференция, посвященная Международному фестивалю Альфреда Шнитке (к 70-летию со дня рождения композитора), который пройдет в Москве 2-20 октября, состоялась в отеле 'Метрополь' 1 октября. В ней приняли участие генеральный продюсер фестиваля Оксана Левко, председатель Комитета по культуре правительства Москвы Сергей Худяков, дирижер Саулюс Сондецкис, альтист и дирижер Юрий Башмет, скульптор Леонид Могилевский и др.
Вдова композитора Ирина Шнитке не смогла прибыть на встречу с журналистами, так как 'расклеилась' (по выражению г-жи Левко), а Владимир Спиваков не пришел из-за 'напряженного графика'. Оксана Левко напомнила собравшимся, что оргкомитет фестиваля возглавляет Мстислав Ростропович (тоже отсутствовавший). А член оргкомитета Ольга Федорова рассказала, что автором идеи и организатором этой акции, осуществившим 80% работы, была Татьяна Гудкова (она же организовала и провела фестиваль Шнитке в Москве 10 лет назад, когда композитор отмечал 60-летие). Увы, Татьяна не дожила полгода до свершения ее надежд и планов. Все собравшиеся почтили ее память минутой молчания.
Леонид Могилевский, автор мемориальной доски Шнитке, церемония открытия которой (на доме 4, корпус 2 по ул. Дмитрия Ульянова) состоялась после пресс-конференции, рассказал, что портрет своего друга Альфреда начал делать, когда композитор находился в больнице в Гамбурге. Врачи уже тогда сказали Могилевскому, что дни Шнитке сочтены (в действительности, вскоре композитор скончался), и не мешали работе художника. 'Тогда я не думал ни о какой доске, - сказал скульптор. - Я просто делал его портрет для себя. А потом я попросил у Ирины Шнитке автографы его партитур и сделал из них фон'.
Саулюс Сондецкис поведал, что Шнитке тоже был его большим другом, который доверял дирижеру премьеры своих сочинений (всего их оказалось пять, вообще же Сондецкис исполнил множество произведений Шнитке). Некоторые опусы были посвящены Сондецкису и его подопечному Литовскому камерному оркестру. Так, маэстро первым исполнил Concerto grosso N1 (сам автор на премьере играл партию фортепиано, клавесина и челесты) и N3 (это сочинение было написано к 25-летию Литовского камерного оркестра), Сонату для скрипки, струнного оркестра и чембало (первоначально написанную для скрипки и фортепиано и оркестрованную Шнитке специально для гастролей Литовского камерного оркестра с Олегом Каганом), оркестровую версию Канона Альбана Берга и оркестровую пьесу 'Сутартинес' (посвященное Литовскому камерному оркестру, это сочинение было навеяно восстанием в Литве, подавленным советскими властями в 1991 году). Далее маэстро выразил свое восхищение организацией фестиваля 'на самом высшем уровне' и заметил, что среди его участников 'нет случайных людей' - все музыканты в действительности были очень близко знакомы и даже дружны с композитором, и каждый из них внес большой вклад в дело распространения музыки Шнитке во всем мире.
Оксана Левко рассказала, что акция в Москве станет центральным и самым масштабным событием в рамках празднования 70-летия со дня рождения Шнитке во всем мире. В мае в Греции прошел ежегодный фестиваль современной музыки, который в этом году был посвящен Шнитке. В данное время концерты с музыкой Шнитке с участием Гидона Кремера и Татьяны Гринденко проходят в Германии. 23-24 октября Наталия Гутман отправится с аналогичной целью в Гамбург. Планируются также торжества в Лондоне. 24 ноября в Камерном зале Московского международного Дома музыки пройдет отдельное мероприятие - монографический концерт с участием Московского ансамбля современной музыки п/р Юрия Каспарова.
Юрий Башмет, также бывший большим другом и первым исполнителем сочинений Шнитке, рассказал много любопытных историй из прошлого. О том, как создавался и утверждался в Союзе композиторов знаменитый Альтовый концерт, о том, как Альфред Гарриевич отказался от получения Ленинской премии ('Поскольку я являюсь глубоко верующим человеком, а премия носит имя ярого атеиста, я от нее отказываюсь', - примерно так композитор обосновал свое решение), о том, какую роль в судьбе того же Альтового концерта сыграл директор Госконцерта Владимир Панченко и о многом другом. Он также сформулировал три причины, по которым Шнитке является подлинно великим композитором: 1) 'его музыка прошла проверку временем'; 2) 'в ней нет лишних нот'; 3) 'в ней всегда есть смысл, подтекст, разговор в шекспировских категориях, его музыка всегда о жизни и смерти, а без трагедийности великое существовать не может!'
Программа фестиваля - см. МУЗЫКА от 01.09.04.
Татьяна Давыдова, InterMedia