Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

04.12.2016
03.12.2016
02.12.2016

"ТЕМНАЯ НОЧЬ": МАЖОРЫ - ТОЖЕ ЛЮДИ

30.09.04 17:44 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"ТЕМНАЯ НОЧЬ": МАЖОРЫ - ТОЖЕ ЛЮДИ

Премьера фильма 'Темная ночь' (Россия, 2004, режиссер - Дмитрий Астрахан, в гл. ролях - Елена Пономарева, Андрей Семенов) состоялась в кинотеатре 'Пушкинский' 29 сентября.
Сюжет картины на первый взгляд крайне незамысловатый - паренек Саша (Андрей Семенов) из весьма обеспеченной семьи после ссоры с родителями уходит из дома и встречает такую же бездомную девушку Машу (Лена Пономарева). Ребята проводят вместе ночь, а наутро каждый из них возвращается в свою жизнь. Саша женится на однокласснице, которая ждет от него ребенка, а Маша остается с мужем-инвалидом. Повествование ведется от лица 17-летнего Саши. Небогатый интонациями голос молодого человека беспристрастно комментирует события в своей и чужой жизни.
В отличии от своего коллеги Сергея Соловьева, показывающего преимущественно мрачные стороны подростковой жизни, Дмитрий Астрахан уверяет зрителя, что 'подростки тоже люди', и способны испытывать те же чувства и решать те же проблемы, что и взрослые, только иными способами. Действие фильма изрядно приправлено юношеской рефлексией, вращающейся то вокруг вечных ценностей из романов Льва Толстого, то вокруг сиюминутного выбора профессии в духе Владимира Маяковского. Только герой не восклицает: 'Пусть меня научат!' - он готов учиться сам, только не знает чему. Классический конфликт отцов и детей, на который опирается большинство фильмов подобного жанра, в 'Темной ночи' несколько размыт. Да, порой между героями происходят соответствующие диалоги, когда отец обвиняет сына в неблагодарности, а тот, в свою очередь, восстает против стремления заботливого папаши все решать за него. 'Мне с вами скучно!', - кричит юноша. 'Так иди туда, где весело', - отвечает отец, и мальчик-мажор Саша вместе со своей новой подругой оказывается в грязной ночлежке для беженцев. Это перемещение героя из восьмикомнатных апартаментов в запущенный 'бомжатник' весьма символично. Саша максималист, и в силу недостатка жизненного опыта еще не способен различать полутона. Его реальность состоит из противоположностей, а выбор опирается исключительно на контрасты. Для Саши не существует середины - либо жизнь в убогой ночлежке, либо в шикарной квартире с мамой и папой; либо поступать в Академию Евросоюза по специальности 'юрист-международник', либо до конца дней работать мотористом на барже.
Эта запредельная контрастность и стала главной режиссерской находкой Дмитрия Астрахана. В большинстве фильмов о подростках, снятых до него, всегда в той или иной мере присутствует взрослый, чуть отстраненный взгляд на вещи. 'Темная ночь' же ни разу не вступает в противоречия с реалиями юношеской жизни. Все снято и показано именно так, как видится подросткам: ярко, однозначно, а порой и чересчур трагично. В картине нет лишних сцен и незначительных событий - любой пустяк грозит обернуться самыми драматическими последствиями. При этом все события фильма по своей сути очень логичны и закономерны. Едва начав смотреть 'Темную ночь', понимаешь, чем все кончится, однако эта предсказуемость, как ни странно, ничуть не портит картину. Здесь как раз тот самый случай, когда, уже догадываясь о развязке, до последнего надеешься, что все будет иначе. Правда, когда эти надежды не сбываются, не испытываешь ни малейшего разочарования. Скорее наоборот - искренне восхищаешься честностью режиссера, удержавшегося от соблазна подсластить правдивую картину фантастическим 'хэппи-эндом'.
Евгения Чайкина, InterMedia