Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

02.12.2016
01.12.2016

"9/11 ПО ФАРЕНГЕЙТУ": МИР ПО МУРУ

16.09.04 20:37 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"9/11 ПО ФАРЕНГЕЙТУ": МИР ПО МУРУ

Пресс-показ фильма "9/11 по Фаренгейту" (Fahrenheit 9/11, режиссер - Майкл Мур) прошел в кинотеатре "Ролан" 16 августа. Новая документальная лента известного писателя, режиссера и политического активиста Майкла Мура, в которой тот жестко критикует американских политиков высшего ранга и саму систему и общество Соединенных Штатов, собрала полный зал людей, трепетно следящих за внутренней политикой США.
Конечно, политические страсти здесь как бы и ни при чем, ведь фильм произвел фурор на Каннском фестивале, когда в борьбе за Золотую пальмовую ветвь обошел даже убойный кинокомикс "Oldboy", за который стоял горой сам председатель жюри Тарантино. Фильм, кроме того, запомнился скандалом, когда концерн Disney, которому принадлежит кинокомпания Miramax, продюсировавшая ленту, отказался выпускать "Фаренгейт" в широкий прокат. Однако, когда конфликт разрешился, детище Майкла Мура ждал феноменальный успех - в одних только Штатах фильм собрал более 100 млн. долларов и став самым кассовым документальной лентой в истории. Некоторые критически настроенные кинолюбы даже упрекают режиссера в беспринципности и жажде наживы. В принципе, такой упрек не лишен оснований уже потому, что, возьмись снимать большое антибушевское кино иной упертый борец за правду, наверняка вышла бы рядовая фанфарная агитка. А у Мура, при том что чуть не половина кадров - нарезки из военной и мирной хроники, новостных сюжетов и телевизионных роликов - выходит чрезвычайно художественная документалистика, о которой так долго мечтали теоретики кино. Ощущение реальности изображаемых событий у него достигается новостным монтажом и стилизацией, когда некачественная телевизионная картинка перемежается с кабинетными интервью Мура с людьми, ранее связанными с 'системой Буша' или пострадавшими от нее. А эмоциональный эффект усиливается клиповыми нарезками, заставками и саундтреком. Начальные титры идут под архивные кадры, в которых ключевые члены правительства США кривляются в телеэфире, и сопровождаются меланхоличными гитарными переборами, которые так здорово выходят у американских инди-групп. Стратегический план нападения на Ирак излагается под резвое кантри и монтажируется вперемешку с кадрами из вестернов. Леденящие душу сцены уличных боев в Багдаде и съемки покалеченных детей сопряжены с лихими заявлениями американских солдат и строчками Bloodhound Gang: "Burn, burn motherfucker". А временами картина с в общем-то серьезным настроем и пафосом превращается в череду визуальных гэгов и шпилек. Мур будто бы заново открывает весь арсенал кинодокументалистики и публицистики, умело заставляя зрителей в нужные моменты смеяться или плакать - а это в былые времена и считалось главным критерием мастерства.
В политическом плане 'Фаренгейт' кажется в первую очередь мощным оружием в руках партии демократов (хотя от демократов Мур тоже предпочитает дистанцироваться, заявляя, что голосовать за них можно только как за наименьшее зло). Майкл Мур вовсю проявляет талант публициста. Начиная с отдельного факта (срочной эвакуации родственников Усамы бен Ладена из Америки сразу после теракта 11 сентября 2001 года), Мур пускает с горы целый снежный ком, состоящий из хитростей, недомолвок и похороненного прошлого бушевской администрации, и, пользуясь в основном архивными кадрами и открытыми источниками (не без некоторого передергивания, конечно, но такое в публицистической битве обычно прощается), создает атмосферу тотальной паранойи, безграничной нечистоплотности власти и всепроникающего вранья. Режиссер щедро использует и беспроигрышный прием - тон "своего парня", простого выходца из американской глубинки, ратующего не за какие-то заоблачные высшие ценности, а за спокойную жизнь своей семьи и соседей. Прием этот, как оказалось, совершенно космополитичный: если разоблачающие 'бушевскую шайку' факты для американцев в новинку, то политически подкованным россиянам слушать рассуждения про нефтяную войну под видом спасения прав человека довольно скучно. Однако вид симпатичного увальня, ловящего на улицах конгрессменов с тем, чтобы предложить им отправить своих сыновей воевать в Ирак, вызывает крайнее умиление, и политика тут ни при чем. Просто Майкл Мур уже стал высокооплачиваемым брендом, борьба с режимом запущена и уже пойдет без непосредственного его участия, а ему самому теперь надо хорошо постараться, чтобы не стать объектом политических спекуляций.
Игорь Веселов, InterMedia