Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

03.12.2016
02.12.2016
01.12.2016

ВЭН КЛАЙБЕРН НЕ СМОГ ПРОБУДИТЬ В РОССИЯНАХ ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА

22.09.04 14:06 Раздел: Хроника Рубрика: Хроника
ВЭН КЛАЙБЕРН НЕ СМОГ ПРОБУДИТЬ В РОССИЯНАХ ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА

Концерт американского пианиста Вэна Клайберна прошел в Большом зале консерватории 21 сентября. Выступление победителя I Международного конкурса им. П.И.Чайковского (1958) привлекло немало поклонников таланта музыканта - лишние билетики спрашивали еще на подходах к консерватории, а на концерт прибыли министр культуры Александр Соколов, пианист Николай Петров и другие видные деятели культуры. В 19.40 к слушателям вышел ведущий концерта Артем Варгафтик. 'Мы все знаем, какой большой город Москва, - начал речь музыковед. - Также всем прекрасно известно, сколько в столице автомобильных пробок. В одной из них сейчас и находится автомобиль мистера Клайберна'. После этого г-н Варгафтик попросил публику не волноваться и чуть-чуть подождать. Через пять минут объявили и о начале концерта.
Вэна Клайберна зал встретил стоя. Поклонившись, пианист сел за рояль и торжественно заиграл: гимн Российской Федерации. Слушатели вновь встали. Очевидно, привыкший к тому, что в Америке принято петь национальный гимн от начала и до конца всем миром, Клайберн честно отыграл три куплета. Но патриотические чувства россиян не были разбужены. 'Я слов не знаю, помню только, что там есть 'нас к торжеству коммунизма ведет', - в смятении шептала одна из слушательниц. Иные меломаны предположили, что маэстро просто необходимо разыграться перед началом сложной программы.
Далее Вэн Клайберн исполнил заявленные в программе каприччио и интермеццо Иоганнеса Брамса, а также четвертую балладу и вторую сонату (с Траурным маршем) Фридерика Шопена. Звучание романтических опусов производило впечатление, будто пианисту достался бракованный рояль со слишком тугими и западающими клавишами. Отдельные звуки либо пропадали совсем, либо все же (когда пианисту удавалось пробить клавиши) появлялись, но с некоторым опозданием. В пассажах Вэн Клайберн даже не предпринимал попытки сладить с роялем и сдабривал потоки нот щедрой педалью.
Второе отделение вновь открыл г-н Варгафтик. Он рассказал, что в 'сегодняшнем вечере нет ничего случайного': именно с оркестром Московской государственной академической филармонии Вэн Клайберн в 1958 году сыграл на конкурсе Первый концерт для фортепиано с оркестром П.И.Чайковского (подумав, ведущий уточнил, что за пультом тогда стоял Кирилл Кондрашин, а не теперешний Константин Орбелян). Затем слушатели узнали, что вопрос о том, сколько раз в своей жизни играл это сочинение пианист, - один из самых часто задаваемых и надоевших. Но тем не менее Вэн Клайберн всегда, как заверил всех Варгафтик, отвечает: 'Каждый раз я играю его, словно в первый раз'.
Когда настала очередь звучать Концерту Чайковского, действительно возникло ощущение, что Вэн Клайберн действительно играет впервые - с данным оркестром, без предварительных репетиций. Вступать вместе удавалось нечасто, а в финале, после сольной каденции, пианист даже исхитрился сам показать оркестрантам, когда кому вступать, а маэстро Орбелян оставшееся время стоял вполоборота, пытаясь уследить за исполнителем.
Публика щедрыми аплодисментами давала понять, что концерт ей чрезвычайно понравился. Вэна Клайберна вызывали много раз и не отпустили без бисов. Паче чаяния, музыкант не стал играть песню Соловьева-Седова 'Подмосковные вечера', как 46 лет назад, а исполнил соль-диез-минорную прелюдию Сергея Рахманинова и 'Посвящение' Роберта Шумана в транскрипции Ференца Листа.
Елена Чишковская, InterMedia