Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

05.12.2016

БЕССМЕРТНАЯ КАЗНЬ: ОБЗОР ФИЛЬМОВ ИЗ ПРОГРАММЫ ФЕСТИВАЛЯ «СТАЛКЕР»

13.12.01 18:51 Раздел: Хроника Рубрика: Хроника
БЕССМЕРТНАЯ КАЗНЬ: ОБЗОР ФИЛЬМОВ ИЗ ПРОГРАММЫ ФЕСТИВАЛЯ «СТАЛКЕР»

Третий день работы фестиваля «Сталкер» 12 декабря был посвящен вопросу смертной казни. В конкурсную программу входили два документальных фильма - «Жизнь хуже смерти» и «Каторга», один анимационный - «История кота со всеми вытекающими последствиями» и один игровой - «Змей». В рамках Международной панорамы была показана картина «Приговоренный к смерти бежал» (Un condamne a mort s’est echappe, Франция, 1956, режиссер - Робер Брессон). Героями документальных фильмов стали заключенные, заслуженно отбывающие сроки в зонах лишения свободы.
«Жизнь хуже смерти» (Россия, 2001, режиссер - Николай Темнов) рассказывает о двух встречах, которые разделяет 5 лет. Юрий Дзарданов, автор и ведущий, беседует с Александром, приговоренным к высшей мере наказания за несколько убийств. В их первую встречу в Бутырской тюрьме преступник ходит «под расстрелом», ждет смерти. Умирать он не хочет, но с горячностью говорит в камеру: «Я согласен, чтобы меня расстреляли, показали бы всем, как проходит смертная казнь в России, а потом больше никого не расстреливали». Журналистская удача сталкивает авторов фильма с Александром в одной из тюрем Мордовии через 5 лет, когда в России действует мораторий на смертную казнь, что позволяет убийце остаться в живых. В его глазах радость, он улыбается и говорит, что наказание, которое он отбывает, – недостаточно сильное за его преступление. «Берегите себя», - советует он на прощание.
В «Каторге» (Россия, 2001, режиссер - Евгений Соломин) показан быт исправительной колонии в Западной Сибири, где заключен Игорь Ибрагимов, убивший соседа в пьяной драке. Он осужден на 12 лет. Игорь работает формовщиком в литейном цехе, где в основном создаются двуглавые орлы. Искры, отлетающие от потока металла, красиво вспыхивают маленькими фейерверками. Но заключенным в телогрейках не до искр - их лица изображают лишь усталость и равнодушие. От них не очень отличаются лица сотрудников МВД, оглашающих бессвязный отказ на ходатайство Игоря о досрочном освобождении: «Нареканий у администрации нет. Единственное нарекание – нарушение режима содержания. Поэтому я не могу поддержать ходатайство». «Столько лет просто тяжело сидеть. Если на воле такой дурдом, то здесь - тем более», - говорит Игорь.
Мультфильм «История кота со всеми вытекающими последствиями» (Россия, 2000, режиссер - Наталья Березовая) стремителен и краток. Главная мысль – о роли среды в воспитании членов общества. Кот, которого допрашивают о его злодеяниях, жалуется на жизнь – с самого начала она его не баловала. И родился он последним в помете, и кормили его неудовлетворительно. Совершать моцион и с дамами общаться почти не дозволяли – спускали с балкона на веревке и подло отдергивали от собеседницы, когда общение с ней как раз принимало благоприятный оборот. Озлобили честное животное. «Не поняла я, в чем здесь смысл», - ответила зрительница на вопрос корреспондента InterMedia о своих впечатлениях после просмотра мультфильма.
Перед показом фильма «Змей» (Россия, 2001, режиссер - Алексей Мурадов, в ролях - Виктор Соловьев, Надежда Озерова, Михаил Праздников, Дмитрий Кошкин) перед зрителями выступил режиссер картины: «Я склоняю голову перед зрителями, т.к. им приходится смотреть фильмы, в которых концентрируется боль и страдания». Вместе с ним на сцену поднялся и исполнитель главной роли Виктор Соловьев.
Герой фильма – офицер МВД, приводящий в исполнение наказание, то есть просто палач. Безденежье, перепалки с женой, парализованный сын, расстрелы осужденных по утрам, обязательный стакан водки – вот что составляет его жизнь. Он уже не молод, близится увольнение, но нужда заставляет его остаться на работе – не хватает денег на операцию сыну. Название картины связано с бумажным змеем, которого больной ребенок мастерит, чтобы запустить с отцом во дворе. Фильм не простой и сильный – казалось, что с экрана распространяются даже запахи. Часты натуралистические сцены – то герои «справляют нужду», то их тошнит, то страшно крупным планом показывают разрезаемое на кухне мясо. Примечательны сцены казни – за кадром монотонно, долго, заикающимся голосом заключенный делится разрозненными впечатлениями то детства, то опьянения: «Я наклонился к воде и видел китов, но потом жена сказала, что это головастики...» Осужденного на смерть избивают, зачитывают приговор, кидают на пол, приковывают наручникам к трубе. Быстрый выстрел. Приглушенный цвет, усугубляющий гнетущую атмосферу звук – то поезд едет, то собаки воют, то что-то льется, то часы тикают, то истерически кричит домашний петух; лицо беспризорника, ворующего деньги у алкоголика, кадры застенков тюрьмы. Все это заставляет вспомнить «Хрусталев, машину!» Алексея Германа. Что совсем неудивительно - Мурадов его ученик.