Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

23.02.2017
22.02.2017
21.02.2017

ШЕНБЕРГ В МУЗЫКЕ И КАНДИНСКИЙ В ЖИВОПИСИ - КАК ЭЙНШТЕЙН В НАУКЕ

28.11.01 18:32 Раздел: Хроника Рубрика: Хроника
ШЕНБЕРГ В МУЗЫКЕ И КАНДИНСКИЙ В ЖИВОПИСИ - КАК ЭЙНШТЕЙН В НАУКЕ

Пресс-конференция, посвященная открытию выставки «Арнольд Шенберг - Василий Кандинский: Диалог живописи и музыки» и музыкального фестиваля, приуроченного к 50-летию со дня смерти Арнольда Шенберга (см. МУЗЫКА от 13.11.01), состоялась в Третьяковской галерее 27 ноября. В ней приняли участие заместитель генерального директора Третьяковской галереи Яков Брук, руководитель отдела культурных программ Немецкого культурного центра им. Гете Рональд Грэтц, директор Центра Арнольда Шенберга в Вене Кристиан Майер, пресс-атташе посольства Австрии в РФ Вольфганг Баньяй и композитор Владимир Тарнопольский.
Участники пресс-конференции назвали предстоящую акцию событием исключительной важности. Акцент, по мнению организаторов выставки (и тем более - фестиваля), ставится на имени Шенберга, чье художественное творчество почти не известно в России, в то время как Кандинский широко представлен и популярен. Выставка представляет собой по сути открытие Шенберга российскому зрителю. На вернисаже будут представлены 66 его картин, выполненных маслом, гуашью, пастелью, графитом, акварелью, в числе которых - автопортреты (15 полотен), циклы «Видения» и «Взгляды» (18), портреты (6, включая портреты композиторов Густава Малера и Александра Цемлинского), карикатуры (8, наиболее яркая - «Критик I»), пейзажи (6, преимущественно ночные) и эскизы сценографии к операм «Ожидание» и «Счастливая рука» (13).
Помимо 50-летия со дня смерти родоначальника нововенской школы, в этом году отмечается также 90 лет со дня знакомства Шенберга и Кандинского, которое послужило началом большой дружбы. Шенберг выступал в России единственный раз - в 1912 году в Санкт-Петербурге (дирижировал исполнением своей симфонической поэмы «Пеллеас и Мелизанда» в зале Дворянского Собрания). И именно благодаря усилиям Кандинского эти гастроли стали возможны. Два мастера глубоко интересовались творчеством друг друга, писали статьи о нем. Пик их дружеских взаимоотношений пришелся на 1910-е годы, когда Шенберг и Кандинский перешли от позднего романтизма и символизма к атональности и экспрессионизму.
Г-н Майер посвятил аудиторию в некоторые интересные факты из жизни Шенберга и Кандинского, провел параллель между абстрактной живописью и атональной музыкой. Стремление упорядочить эти художественные системы воплотилось у Шенберга в изобретении додекафонии (метода композиции 12 соотнесенными между собой тонами), а у Кандинского - в сокращении изображения формы до простой геометрии. Г-н Майер после сказал, что отказ от тональности и предметности является неким символом отречения от устаревшего государственного строя, и заметил, что творчество Кандинского и Шенберга очень тесно связано с множеством социальных проблем.
Музыкальную часть акции (см. ПРИЛОЖЕНИЕ) взяла на себя Московская консерватория в лице Центра современной музыки, который представил на пресс-конференции композитор Владимир Тарнопольский, и Факультета исторического и современного исполнительского искусства. Идеи Шенберга в музыке и Кандинского в живописи г-н Тарнопольский сопоставил с идеями Эйнштейна, так как «равноправие тонов, цветов, форм - всех элементов языка - глубоко соответствует идее теории относительности».
В программу фестиваля, помимо концертов и вернисажа, входит также научный симпозиум, который будет проходить в здании Третьяковской галереи в Лаврушинском пер. 30 ноября - 1 декабря. Он ставит своей задачей обсуждение творчества двух великих мастеров и связь живописи и музыки в нем.
Справки по тел.: 230-9792, 953-3375 (пресс-служба Третьяковской галереи), 936-2457/58/59/60 (Немецкий культурный центр им. Гете), 290-5181 (Студия новой музыки МГК).

ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ ПАМЯТИ АРНОЛЬДА ШЕНБЕРГА
(К 50-ЛЕТИЮ СО ДНЯ СМЕРТИ)
01.12, Третьяковская галерея на Крымском валу - литературно-музыкальная композиция «Из переписки». В программе - камерная музыка Арнольда Шенберга в исполнении солистов МГАФ.
Начало в 17.00.
03.12, РЗК - концерт «Шенберг и его русские параллели» с участием ансамбля солистов «Студия новой музыки» п/у Игоря Дронова, Ольги Галочкиной (виолончель) и Михаила Дубова (фортепиано). В программе - сочинения Арнольда Шенберга, Владимира Протопопова, Артура Лурье, Ивана Вышнеградского, Ефима Голышева, Николая Рославца.
04.12, РЗК - концерт «Шенберг - Берг - Веберн: юношеские сочинения и обработки танцев» с участием студентов и аспирантов МГК, камерного оркестра ФИСИИ п/у Александра Рудина, Алексея Любимова (фортепиано), Вячеслава Попругина (фортепиано), Александра Тростянского (скрипка), Александра Рудина (виолончель).
06.12, МЗК - концерт камерной музыки Арнольда Шенберга. В программе - Сюита ор. 29, «Ода Наполеону» ор. 41, фрагменты неоконченных пьес и мелодрама «Лунный Пьеро».
07.12, РЗК - концерт ансамбля Die Reihe (Австрия). В программе - сочинения Альбана Берга, Арнольда Шенберга, Йоханны Додерер и Михаэля Радановица.
09.12, МЗК - концерт ансамбля «Шарун» (солисты Берлинского филармонического оркестра). В программе - секстет «Просветленная ночь» и струнный квартет № 2 Арнольда Шенберга, Октет Франца Шуберта.
10.12, РЗК - концерт «Восхищение техникой» с участием ансамбля солистов «Студия новой музыки» п/у Игоря Дронова. В программе - сочинения Арнольда Шенберга, Александра Мосолова, Фрица-Хайнриха Кляйна, Владимира Дешевова и Сергея Прокофьева.
22.01, РЗК - все песни Антона Веберна в исполнении Светланы Савенко (сопрано) и Юрия Полубелова (фортепиано).
04.02, РЗК - концерт «Арон-квартета» (Австрия). В программе - произведения Арнольда Шенберга.
Начало в 19.00.