Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

07.12.2016
06.12.2016

БЕСПОКОЙНЫЙ ПОКЛОННИК

08.04.01 14:37 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
БЕСПОКОЙНЫЙ ПОКЛОННИК

Премьера фильма «Поклонник» (Россия, 1998, «НТВ-Профит», режиссер - Николай Лебедев, в ролях - Марина Черепухина, Елена Сафонова, Сергей Гармаш, Нина Усатова, Борис Щербаков, Михаил Крылов, Светлана Тома) состоялась в Центральном Доме кинематографистов 6 апреля.
Игра с жанром - игра опасная, отечественные кинематографисты к нему стали относиться снисходительно, пренебрегая его законами и требованиями. Создатели фильма "Поклонник" - не исключение. Николай Лебедев, задумавший снять психологический триллер и создать на экране саспенс, увлекся околожанровой игрой. Иронизируя, легко и остроумно, в первой половине фильма режиссер рисует образчик детского детектива, где саспенс тоже предстает в каком-то облегченном "детском" варианте: главной героине, 13-летней Лене (Марина Черепухина), которая подрабатывает по вечерам почтальоном, покровительствует полупридуманный ею маньяк; он спасает ее от хулиганов, угощает жвачкой, помогает разносить газеты, дарит подарки: ролики, кепки и прочие важные для подростка фенечки. Все невинно и очень забавно, странный поклонник ежевечерне звонит Лене и молчит в трубку, а та с ним весело щебечет и даже кокетничает. Единственный "опасный" момент в этой части фильма - когда маньяк расправляется с молодой любовницей лениного отца, та остается жива, но попадает в больницу. Лена хвастается подруге этой благородной местью, а подруга просит, чтобы маньяк и за нее отомстил, ну, например, репетиторше английского, а потом и список составляет: от химички до физрука, кого надо наказать.
На этом благополучная часть заканчивается, потому как Лене хоть и 13 лет, но она все же женщина, а значит, существо нелогичное и непредсказуемое; она зачем-то начинает маньяка ненавидеть, хотя он послушно все ее просьбы выполнял (а может, именно за это), трубку бросает, говорить не хочет. Но ей все же 13, и она еще не знает, что с маньяками шутить не менее опасно, чем с жанром. Тот из под контроля выходит и начинает мстить. Вот тут уж саспенс ни на секунду не прекращается: Лена аж голос теряет от чувств и переживаний. Хэппи-энд, если таковой вообще возможен в психологическом триллере, в "Поклоннике", разумеется, присутствует, ведь начиналось все легко и комедийно. Лена обретет голос, пережив душераздирающую развязку.
Удивительно, что картина делалась авторами в 1999 году, в то же время, когда Дик Маас выпустил фильм "Беспокойный свидетель", где главная героиня - немая девочка, за ней охотится убийца, и все это выстроено так же остроумно. Параллели есть и в финальной сцене: крыша здания, девочка и маньяк наедине, кто из них останется живым - решают последние кадры. Картины похожи, но у Мааса комедийность триллера выглядит более органично: у него смеешься и пугаешься попеременно, нет в этом ни натянутости, ни нарочитости, верный тон задан в самом начале, и зрительское воображение доверчиво следует за фантазией создателя. У Лебедева, при наличии всех других компонентов, создающих успех фильма, эта органичность отсутствует. Причем надо признать, что первая - иронично-детективная - история получилось гораздо сильнее и удачнее, чем взлелеянный автором психологический триллер.