Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

04.12.2016
03.12.2016
02.12.2016
01.12.2016

ФИЛЬМЫ ЭНДИ УОРХОЛА В ЭРМИТАЖЕ

01.11.00 17:33 Раздел: Хроника Рубрика: Хроника
ФИЛЬМЫ ЭНДИ УОРХОЛА В ЭРМИТАЖЕ

Симпозиум, посвященный Энди Уорхолу, прошел в Государственном Эрмитаже 30-31 октября: доклады первого дня были посвящены Уорхолу-художнику, однако вечером был показан его знаменитый фильм "Девушки из Челси" (Chelsea Girls, 1966).
Второй день целиком был отдан обсуждению фильмов Уорхола; работа началась с демонстрации фильма "Внешнее/внутреннее пространство" (Space, 1965). Ленты представляли: Кэлли Энджел - куратор кинопроекта "Энди Уорхол" в музее американского искусства Уитни (Нью-Йорк); Антони Пиполо - профессор кино средней школы при Университете Нью-Йорка, соредактор киножурнала Millennium; Дэвид Джеймс - профессор Школы кино и телевидения Университета Южной Калифорнии (Лос-Анджелес); Пол Артур - профессор кино и литературы Государственного университета Монтклеир, соредактор киножурнала Millennium.
Предваряя показ "Девушек из Челси", г-н Джеймс сказал, что, несмотря на то что "на Западе Уорхол воспринимается как прототип капиталистического художника", его фильмы "нелюбимы повсеместно и не стали частью американской культуры".
Картины первого периода его кинотворчества снимались фиксированной камерой и представляли собой один длинный кадр; апофеозом стал фильм "Эмпайр" (Empire, 1964): восьмичасовое наблюдение за небоскребом Empire State Building. Эти фильмы казались сложными для восприятия, Уорхол делал их еще более трудными: применял обратную проекцию и изменял время. Он, вслед за Виктором Шкловским, считал, что акт восприятия должен быть растянут и затруднен, чтобы зритель воспринимал изображаемое как нечто незнакомое.
Первым авангардным фильмом Уорхола, попавшем даже в коммерческий прокат, стали "Девушки из Челси" - картина, длящаяся 195 мин. и демонстрируемая с двух проекторов одновременно - так, что видно два изображения рядом на экране. Уорхол снял 12 роликов-портретов людей (по 35 мин.), проживающих в гостинице Челси в Нью-Йорке ("Некоторые из этих девушек, - как выразился профессор Джеймс, - юноши"; и речь не идет о транссексуалах, просто Уорхол не снабжал свои фильмы титрами, названия их складывались в течение бытования картин и научной или зрительской среде). Эти ролики, сменяя друг друга, и составляют картину, которая идет одновременно с двумя звуковыми дорожками. Начинается лента как черно-белая, под конец появляются и цветные фрагменты. Поражает не столько двуэкранность изображения, сколько удивительная естественность существования в кадре неактеров (в большинстве случаев снимались сотрудники так называемой "фабрики Энди Уорхола" - его рабочей студии и люди из его окружения), которые чрезвычайно органично произносят целые монологи и диалоги (только два из них были написаны драматургом, постоянно работавшим с Уорхолом, остальные - чистая импровизация на заданную автором тему). Картина стала скандально известной, так как портретировала маргиналов - наркоманов, проституток, гомосексуалистов.
В эти же годы, с 1963 по 1968 гг., Уорхол увлекается и портретированием несколько иного рода: он снимает сотни немых "Кинопроб" - 3-4-минутных фильмов-портретов, заставляя свои модели сидеть неподвижно, как перед старым фотоаппаратом. Напряжение, которое испытывает человек, находясь в неподвижной позе, по мысли автора, и должно проявлять личность. Затем "Уорхол пережил несколько личных катастроф", после чего "стал продюсером фильмов софт-порно", которые, по мысли г-на Джеймса, «не ассимилировались в американской культуре».
Проект "Внешнее/внутреннее пространство" представляла госпожа Энджел, которая вышла к собравшимся в костюме с шарфиком, на котором были изображены кадры из "Эмпайра" (увы, разглядеть их не удалось). Она сказала, что "Внешнее/внутреннее пространство" - квинтэссенция всех картину Уорхола, их "генетический код", по которому можно восстановить все его творчество с такими характерными признаками, как портретирование, изображение знаменитостей, повторение образов, сексуальность и так далее. Картина представляет нам Эди Седвик (Уорхол хотел сделать ее "новой Монро"), сидящую перед большим телевизионным экраном, на котором демонстрируется ее собственная видеозапись. И таких изображений опять-таки два, то есть в итоге мы видим одновременно четыре изображения Седвик - и слышим четыре фонограммы одновременно. Несмотря на то, что Уорхол работал со звуком, то приглушая, то усиливая его, эксперимент нельзя признать удавшимся: даже англоязычным зрителям невозможно разобрать большинство текста, поэтому 33-минутную картину, в отличие от "Девушек из Челси", даже не стали переводить.