Алексей Даничев / Фотохост-агентство РИА Новости

Отечественные ИТ-продукты для кино и анимации и использование пиратского ПО обсудили на ПМЭФ

Сессия «Вызов принят! Как развивается рынок отечественных ИТ-продуктов для киноиндустрии?» состоялась 14 июня 2023 года в рамках деловой программы XXVI Петербургского международного экономического форума. Модератором дискуссии выступил генеральный директор медиагруппы «Красный квадрат» Илья Кривицкий.

Генеральный директор Российского фонда развития информационных технологий (РФРИТ) Александр Павлов рассказал, что кинематограф и анимация сейчас находятся в зоне риска из-за зависимости от зарубежных ИТ-решений.

– Нас очень вдохновляет фильм «Вызов», потому что это действительно технологически сложное кино. Мы бы хотели, чтобы наш фонд мог поддержать подобные программные решения для киноиндустрии, – прокомментировал он.

По словам эксперта, РФРИТ будет ждать компании, готовые работать над тем, чтобы российские фильмы и анимация создавались с помощью российского софта.

Кинорежиссер и сценарист Клим Шипенко отметил, что еще на этапе формулирования идеи фильма необходимо продумывать то, какие ИТ-решения будут использоваться для его создания. По его словам, даже в историческом фильме «Декабрь» применялось много компьютерной графики.

– Любой фильм, если он претендует на зрелищность, необходимо взаимодействие с компьютерными технологиями. Современные фильмы, созданные лучшими мировыми компаниями с огромными бюджетами, задали зрителю высокую планку, – заявил он.

По его мнению, любой создатель кино хочет соответствовать ожиданиям зрителя, а то и превзойти их. ИТ-технологии должны помогать творить.

Генеральный директор студии компьютерной графики Algous Studio Алексей Гусев, отвечавший за спецэффекты в «Вызове», заявил, что подавляющее количество программного обеспечения, используемого в России сейчас – иностранного производства.

– Мы все довольно сильно на него подсели еще 25 лет назад. Иностранный софт прошел боевое крещение во многих проектах, и мы шли по их стопам. Я оптимист, но не все в отрасли разделяют мой оптимизм. Многие считают, что разработка альтернатив невозможна потому, что за рубежом уже пройден слишком большой путь, – заявил он.

Эксперт отметил, что, по его мнению, такой же длинный путь отечественным разработчикам проходить не придется, потому что они уже владеют всеми зарубежными инструментами. К тому же новые технологии типа нейросетей позволяют замахнуться на то, чтобы даже опередить более опытных коллег.

Генеральный продюсер анимационной студии «Воронеж» Владимир Николаев отметил, что проблема технологий известна ему и его коллегам со времен первой «Снежной королевы».

– Мы понимали, что конкурировать нам придется на общем рынке, во всех кинотеатрах страны, а зритель будет встречать наш проект по картинке. Мы видели тот объем технологий, которого у нас пока нет, даже в те далекие годы, – отметил он.

Спикер рассказал, что в компании тогда был создан R&D-отдел, чтобы создавать «свой скелет, свой рейтинг, свои инструментарии, которых тогда не было на открытом рынке». Компания получила поддержку РФРИТ для разработки собственного ПО – в частности, был сделан модуль для волос и шерсти животных, благодаря которому они выглядели натурально, динамично и быстро считались. Этим модулем компания сейчас делится с другими российскими студиями.

По мнению Владимира Николаева, создание отечественного ПО для анимации и киноиндустрии – это задача не одного дня и не одной студии, она масштабная.

Исполнительный директор Ассоциации анимационного кино Ирина Мастусова повторила свой тезис, высказанный на Московском предпринимательском форуме: за последние десять лет в России была построена индустрия анимационного кино, а российские мультфильмы стали конкурентоспособны на мировом рынке, несмотря на колоссальную разницу в бюджетах.

– Когда создавалась наша индустрия, все ресурсы были брошены на то, чтобы создавать контент. Мы пользовались тем ПО, которое было. Для нас ИТ – это не базовая деятельность, а подложка для того, чтобы делать мультфильмы. Схемы, с которыми работает, например, «Сколково», не подходят нам, потому что задача их продуктов – коммерциализация. А у нас нет задачи продавать ПО, наша задача – продавать мультфильмы. Наша профессия – создавать контент, мультфильмы и образы, – отметила она.

Ирина Мастусова отметила, что постепенно всем надо будет переходить на отечественные ИТ-решения.

Владимир Николаев в дополнение высказался против использования пиратского ПО. По его словам, во-первых, для взлома иностранного софта, чтобы он работал на тысячи сотрудников, придется точно так же платить программистам. Во-вторых, у компании, принявшей такое решение, не будет актуальных разработок, и она надолго останется в позиции догоняющего. В-третьих, для выхода на зарубежные рынки, даже в дружественные страны, необходимо предъявлять множество документов об интеллектуальной собственности, в том числе – о том, на каком ПО мультфильмы делались. Таким образом, использование пиратского софта сократит возможности для экспортного потенциала.

По итогам дискуссии участники предложили создать платформу для поиска ИТ-решений в киноиндустрии, а также диалога между представителями киноиндустрии, ИТ-отрасли и государства.

Павел Соломатин, InterMedia

Последние новости