постер к сериалу

Рецензия на сериал «Перевал Дятлова»: Железные студенты из УПИ

Оценка: 8 из 10

Премьера историко-мистического сериала «Перевал Дятлова» состоялась на канале ТНТ 16 ноября 2020 года. Режиссеры: Валерий Федорович, Евгений Никишов, Павел Костомаров. В ролях: Петр Федоров, Мария Луговая, Егор Бероев и другие.

Начало 1959 года. Группа студентов Уральского политехнического института под руководством честолюбивого и ответственного Игоря Дятлова собирается в горный поход. Маршрут имеет наивысшую категорию сложности, поэтому бдительное руководство вуза снаряжает туристам в подмогу агента КГБ Александра Золотарева (Егор Бероев), который на поверку почему-то потом окажется Семеном. Дятлов в замешательстве: двум медведям в берлоге не ужиться, но и на компромиссы ради общего дела тоже идти нужно. С этих неурядиц и начнется скорбная история, которая приведет к загадочной гибели почти всех участников похода.

В происшествии оказывается столько белых пятен, что для его расследования из Москвы ангажируют опытного, хотя и глубоко зашифрованного, разведчика Олега (Петр Федоров). Майор КГБ цивилен и обходителен. Он быстро находит общий язык с местным патологоанатомом Екатериной (Мария Луговая). Однако любой шаг Олега контролируется свыше и вместо полноценного расследования ему регулярно приходится срываться то в Москву, то в Свердловск. К тому же майора постоянно терзают психологические травмы, нанесенные ему войной.

Таинственная гибель дятловцев оставила после себя много вопросов, превратившись в благодатный материал для сенсационных книг, фильмов и псведонаучных спекуляций. Для опытного сценариста Ильи Куликова («Конверт», «Полицейский с рублевки. Новогодний беспредел», «Аванпост») это стала отличным поводом попробовать снять еще один русский «Твин Пикс». Не сказать, что родственники погибших от этого в восторге: то и дело звучат угрозы судебных разбирательств из-за того, что исказили образ единственного выжившего члена группы Юрия Юдина, и из-за того, что у экранных туристов слишком тонкие рюкзаки и слишком много свободного времени для такого сложного перехода. Но эпопея с прокатом недавнего творения Алексея Учителя «Цой» лишний раз доказала, что хайп на исторических именах в любом случае срабатывает сегодня в пользу киношников.

Цели докопаться до истины у создателей «Перевала Дятлова», судя по всему, не было. За сроком давности и обилием самых разных версий это и не представляется возможным. Вот лишь некоторые гипотезы причин катастрофы: сход лавины, бытовая ссора с кровавой разборкой, атака браконьеров, языческое проклятье, секретные испытания оружия, визит инопланетян… Согласитесь, это роскошный подарок для любого уважающего себя кинематографиста, и этим грех было бы не воспользоваться! Так что авторы «Перевала Дятлова» добросовестно отрабатывают все перечисленные допущения, что идет динамике сериала только на пользу.

Добавьте к этому инновационную форму повествования. Фактически перед нами два относительно автономных сериала в одном. Четные эпизоды посвящены непосредственно походу дятловцев, а нечетные — изображают расследование их гибели. Обе линии раскрываются посредством принципиально разных выразительных средств.

Экспедиция стилизована под советские черно-белые фильмы 50-х и снабжена музыкой из «Трех тополей на Плющихе» и визуальными эффектами их «Девчат». В «четных» сериях много песен, как собственно и было заведено в нашем кино лет 70 назад. Дятловцы задушевно поют под гитару о «железных студентах их УПИ» - и мы даже не сразу понимаем, что это искусная мимикрия под ту эпоху. Серии же о расследовании своим аскетичным северным нуаром напоминают затягивающую депрессивную атмосферу «Мертвого озера». Удержать внимание зрителя здесь труднее, чем в «исторических» эпизодах, поэтому создатели сериала решили внедрить сюда флешбэки из военной поры, изрядно сдобрив их мистикой.

Поборникам документальных свидетельств смотреть «Перевал Дятлова», пожалуй, не стоит. А вот любителям тайн и загадок здесь есть чем поживиться. Небезынтересен сериал будет и ценителям психологических казусов. Тот же Юрий Юдин в подаче неординарного актера Максима Костромыкина изображен здесь отнюдь не подлецом (как трактуют этот образ знакомые прототипа), а визионером поневоле, для которого непрошеные мистические откровения одновременно становятся и путем к спасению, и тяжким бременем.

Денис Ступников, InterMedia

Последние новости