Ольга Зеленкова; Наталия Галиулова; предоставлены Российским институтом истории искусств

Новое исследование InterMedia: культурные индустрии в 2019-м перевалили за 3 трлн руб., но какой ценой?

  • Насколько выросли культурные индустрии РФ к 2019 году?

  • В чем уникальность российских культурных индустрий?

  • Почему создателей творческого контента перестали интересовать продажи?

  • Существуют ли культурные индустрии на самом деле, или это миф?

Исследование «Культура и культурные индустрии в РФ 2017–2019» представили информационное агентство InterMedia и Совет по интеллектуальной собственности Торгово-промышленной палаты РФ. Презентация обновленного и значительно дополненного издания состоялась на Международном культурном форуме в Санкт-Петербурге на круглом столе «Media + Music» 14 ноября 2019 года. Исследование обсуждали на разных площадках Форума, в том числе в ходе дискуссии «Культура х Экономика = Креативные индустрии», а также на дебатах по проекту федерального закона «О культуре». Краткий обзор исследования был опубликован газетой «Коммерсантъ» 11 ноября.

Совокупный объем российских культурных индустрий к концу 2019 года по предварительным данным InterMedia составит 3,2 трлн руб., что на 9,4% выше показателя 2018 г. – 2,9 трлн рублей. Таким образом, восстановление отрасли после кризиса 2014 года продолжается, хотя и не так быстро, как можно было ожидать. В исследовании подчеркивается, что драйверами культурных индустрий, как и в последние десятилетия, по-прежнему остаются рост продаж бытовой электроники и услуг широкополосного доступа в интернет.

Финансовые показатели культурных индустрий РФ в 2018–2019 гг., млн руб.

Сегмент

2018 г.

2019 г. (прогноз)

Изобразительное искусство и дизайн

25 272

28 000

Народно-художественные промыслы

8 070

8 080

Архитектура

135 000

140 000

Музеи

86 050

90 000

Печатные СМИ

78 000

73 000

Книги

66 780

65 000

Архивы

1 178

1 150

Библиотеки

70 567

75 000

Афишные мероприятия

198 476

212 000

Неафишные мероприятия

30 000

34 000

Кинопоказ и кинофестивали

50 754

57 000

Эфирное радио

18 900

19 200

Рингбэктоны (RBT)

6 800

6 700

Легальные сервисы аудио

3 000

3 800

Легальные сервисы видео

24 860

32 400

Нелегальные сервисы аудио

2 200

2 500

Нелегальные сервисы видео

3 000

3 400

Платное ТВ

94 300

100 000

Эфирное ТВ

202 000

210 000

Иные поступления

3 300

5 000

Физические носители (музыка)

380

200

Физические носители (видео)

300

150

Дата-центры

41 500

53 000

Интернет-реклама

125 000

150 000

Доступ в интернет

295 260

370 000

Бытовая электроника

556 436

620 000

Образование в сфере культуры

105 000

110 000

Видеоигры

104 646

125 000

Культурно-досуговые учреждения

180 794

200 000

Туризм

423 628

425 000

Всего

2 941 451

3 219 580

Источник: InterMedia, стр. 34–35

Методика расчетов исследования традиционно базируется на определении состава и структуры сферы культуры, которые отражены в специально разработанной блок-схеме (стр.8–9). В 2019 г. эксперты InterMedia в очередной раз подчеркнули, что значительная часть оборотов культурных индустрий в России, как и во всем мире, генерируется в сетевой среде, там же формируется общая культурная повестка.

Подтверждена уникальная особенность культурной экономики в РФ – традиционное доминирование федеральных, региональных и местных органов власти, выступающих не только регуляторами, но и управляющими абсолютного большинства организаций отрасли – театров, цирков, концертных площадок, художественных коллективов, музеев, библиотек. Подчеркнуто, что такой ситуации в культурной экономике не наблюдается ни в одной стране мира.

Соотношение доходов от коммерческой деятельности и объемов бюджетных ассигнований в сфере культуры, 2017–2018 г., млн руб.

Источник: InterMedia, стр. 33

В издании 2019 года агентством InterMedia впервые опубликованы рейтинги крупнейших компаний культурных индустрий России и мира, наглядно иллюстрирующие завершение процесса общемировой монополизации культурных индустрий. Серия слияний и поглощений в 2018–2019 гг. стала настоящей революцией – практически все крупнейшие производители творческого контента лишились самостоятельности, войдя в структуры корпораций информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и других транснациональных монополий, нацеленных в первую очередь на массовую розничную торговлю. Крупных компаний, зарабатывающих непосредственно на создании и продаже творческого контента, в мире почти не осталось, и в исследовании подробно описывается, как это произошло.

Евгений Сафронов

– Понятие «культурные (креативные, творческие) индустрии» сейчас в значительной степени является мифом, условной фигурой речи, – считает главный редактор InterMedia Евгений Сафронов. – Индустрией принято считать сектор экономики, объединяющий производство и сбыт товаров или услуг определенной группы, – соответственно, культурные индустрии должны базироваться на производстве и продаже населению творческой продукции (контента, результатов интеллектуальной деятельности). Однако сейчас и производство, и распространение творческой продукции сконцентрировано в руках международных ИКТ-корпораций или госструктур, а они предпочитают не столько продавать создаваемую ими творческую продукцию, сколько распространять её бесплатно (или почти бесплатно) для достижения своих основных целей – коммерческих и политических. К реальным культурным индустриям сейчас можно причислить разве что организацию зрелищных мероприятий и художественных выставок – эту отрасль не удалось полностью подчинить даже в такой мегаструктуре, как СССР.

Уточненная детализированная информация по 2019 году будет опубликована InterMedia в III кв. 2020 г., после предоставления источниками итоговых данных за 2019 г.

Примечание InterMedia:
Методика исследования и система сбора данных постоянно совершенствуется. Мы будем благодарны за любые замечания и предложения – их можно направлять на research@intermedia.ru.

Последние новости