Новое исследование InterMedia: культурные индустрии в 2019-м перевалили за 3 трлн руб., но какой ценой?
Насколько выросли культурные индустрии РФ к 2019 году?
В чем уникальность российских культурных индустрий?
Почему создателей творческого контента перестали интересовать продажи?
Существуют ли культурные индустрии на самом деле, или это миф?
Исследование «Культура и культурные индустрии в РФ 2017–2019» представили информационное агентство InterMedia и Совет по интеллектуальной собственности Торгово-промышленной палаты РФ. Презентация обновленного и значительно дополненного издания состоялась на Международном культурном форуме в Санкт-Петербурге на круглом столе «Media + Music» 14 ноября 2019 года. Исследование обсуждали на разных площадках Форума, в том числе в ходе дискуссии «Культура х Экономика = Креативные индустрии», а также на дебатах по проекту федерального закона «О культуре». Краткий обзор исследования был опубликован газетой «Коммерсантъ» 11 ноября.
Совокупный объем российских культурных индустрий к концу 2019 года по предварительным данным InterMedia составит 3,2 трлн руб., что на 9,4% выше показателя 2018 г. – 2,9 трлн рублей. Таким образом, восстановление отрасли после кризиса 2014 года продолжается, хотя и не так быстро, как можно было ожидать. В исследовании подчеркивается, что драйверами культурных индустрий, как и в последние десятилетия, по-прежнему остаются рост продаж бытовой электроники и услуг широкополосного доступа в интернет.
Финансовые показатели культурных индустрий РФ в 2018–2019 гг., млн руб.
Сегмент | 2018 г. | 2019 г. (прогноз) |
Изобразительное искусство и дизайн | 25 272 | 28 000 |
Народно-художественные промыслы | 8 070 | 8 080 |
Архитектура | 135 000 | 140 000 |
Музеи | 86 050 | 90 000 |
Печатные СМИ | 78 000 | 73 000 |
Книги | 66 780 | 65 000 |
Архивы | 1 178 | 1 150 |
Библиотеки | 70 567 | 75 000 |
Афишные мероприятия | 198 476 | 212 000 |
Неафишные мероприятия | 30 000 | 34 000 |
Кинопоказ и кинофестивали | 50 754 | 57 000 |
Эфирное радио | 18 900 | 19 200 |
Рингбэктоны (RBT) | 6 800 | 6 700 |
Легальные сервисы аудио | 3 000 | 3 800 |
Легальные сервисы видео | 24 860 | 32 400 |
Нелегальные сервисы аудио | 2 200 | 2 500 |
Нелегальные сервисы видео | 3 000 | 3 400 |
Платное ТВ | 94 300 | 100 000 |
Эфирное ТВ | 202 000 | 210 000 |
Иные поступления | 3 300 | 5 000 |
Физические носители (музыка) | 380 | 200 |
Физические носители (видео) | 300 | 150 |
Дата-центры | 41 500 | 53 000 |
Интернет-реклама | 125 000 | 150 000 |
Доступ в интернет | 295 260 | 370 000 |
Бытовая электроника | 556 436 | 620 000 |
Образование в сфере культуры | 105 000 | 110 000 |
Видеоигры | 104 646 | 125 000 |
Культурно-досуговые учреждения | 180 794 | 200 000 |
Туризм | 423 628 | 425 000 |
Всего | 2 941 451 | 3 219 580 |
Источник: InterMedia, стр. 34–35
Методика расчетов исследования традиционно базируется на определении состава и структуры сферы культуры, которые отражены в специально разработанной блок-схеме (стр.8–9). В 2019 г. эксперты InterMedia в очередной раз подчеркнули, что значительная часть оборотов культурных индустрий в России, как и во всем мире, генерируется в сетевой среде, там же формируется общая культурная повестка.
Подтверждена уникальная особенность культурной экономики в РФ – традиционное доминирование федеральных, региональных и местных органов власти, выступающих не только регуляторами, но и управляющими абсолютного большинства организаций отрасли – театров, цирков, концертных площадок, художественных коллективов, музеев, библиотек. Подчеркнуто, что такой ситуации в культурной экономике не наблюдается ни в одной стране мира.
Соотношение доходов от коммерческой деятельности и объемов бюджетных ассигнований в сфере культуры, 2017–2018 г., млн руб.
Источник: InterMedia, стр. 33
В издании 2019 года агентством InterMedia впервые опубликованы рейтинги крупнейших компаний культурных индустрий России и мира, наглядно иллюстрирующие завершение процесса общемировой монополизации культурных индустрий. Серия слияний и поглощений в 2018–2019 гг. стала настоящей революцией – практически все крупнейшие производители творческого контента лишились самостоятельности, войдя в структуры корпораций информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и других транснациональных монополий, нацеленных в первую очередь на массовую розничную торговлю. Крупных компаний, зарабатывающих непосредственно на создании и продаже творческого контента, в мире почти не осталось, и в исследовании подробно описывается, как это произошло.
Евгений Сафронов
– Понятие «культурные (креативные, творческие) индустрии» сейчас в значительной степени является мифом, условной фигурой речи, – считает главный редактор InterMedia Евгений Сафронов. – Индустрией принято считать сектор экономики, объединяющий производство и сбыт товаров или услуг определенной группы, – соответственно, культурные индустрии должны базироваться на производстве и продаже населению творческой продукции (контента, результатов интеллектуальной деятельности). Однако сейчас и производство, и распространение творческой продукции сконцентрировано в руках международных ИКТ-корпораций или госструктур, а они предпочитают не столько продавать создаваемую ими творческую продукцию, сколько распространять её бесплатно (или почти бесплатно) для достижения своих основных целей – коммерческих и политических. К реальным культурным индустриям сейчас можно причислить разве что организацию зрелищных мероприятий и художественных выставок – эту отрасль не удалось полностью подчинить даже в такой мегаструктуре, как СССР.
Уточненная детализированная информация по 2019 году будет опубликована InterMedia в III кв. 2020 г., после предоставления источниками итоговых данных за 2019 г.
Примечание InterMedia:
Методика исследования и система сбора данных постоянно совершенствуется. Мы будем благодарны за любые замечания и предложения – их можно направлять на research@intermedia.ru.