постер к фильму

Рецензия на фильм «В Кейптаунском порту»: Выживать – не переживать

Оценка: 7 из 10

Драма «В Кейптаунском порту» выйдет в российский прокат 29 августа 2019 года. Режиссёр: Александр Велединский. В ролях: Евгений Ткачук, Владимир Стеклов, Александр Робак.

22 июня 1996 года. Бывший моряк (Сергей Сосновский) сбегает из больницы, бросает пить и присматривает себе надгробный памятник. Старику есть что вспомнить, и случайному соседу по столику в прибрежном севастопольском ресторанчике он доверяет невероятную историю, которая произошла с ним ровно 51 год назад.

22 июня 1945 года. В быстротечной войне с Японией принимают участие как солдаты-срочники, так и уголовники, которым государство дало шанс смыть кровью ошибки прошлого. Но не все они пожелали исправляться. Например, Пахан (Александр Робак) с Салажонком (Данил Стеклов) предприняли попытку убить Морячка из-за какого-то нелепого спора. Каждый из участников этой сцены был уверен, что уничтожил двух остальных, но в реальности все оказалось намного запутаннее.

Сняв фильм «Русское» о молодом Эдуарде Лимонове и экранизировав роман Алексея Иванова «Географ глобус пропил», Александр Велединский доказал, что умеет бережно обращаться с классикой современной литературы. Идею фильма «В Кейптаунском порту» режиссер вынашивал 22 года. Загвоздка была как в трудоемкости замысла, так и в сокровенности самой истории, ведь в основу фильма был положен реальный случай, произошедший некогда с отцом Велединского.

К сожалению, задействованные в фильме автобиографические подробности кажутся слишком незначительными. К тому же обилие действующих лиц, локаций и вольное обращение с временными пластами откровенно мешают сосредоточиться на чем-то одном. На премьере фильма не раз прозвучало его жанровое обозначение как «фильм-квест», но разве в настоящем квесте мы можем по-настоящему сочувствовать героям загадок?

Велединский размашистыми мазками набрасывает темы, которые вряд ли могут оставить равнодушным среднестатистического российского зрителя из категории 30+: Великая Отечественная война, разгул криминала в России 90-х, пресловутый лозунг предвыборной компании 1996 года «Голосуй или проиграешь». Но, в конечном счете, все это не оставляет никакого следа в душе, потому что вытесняется неправдоподобными деталями. Вместо «Бешеных псов», на которых ориентировался Велединский, получилась постмодернистская виньетка в духе псевдодокументального фильма Сергея Дебижева «Два капитана 2» (недаром в обеих лентах фигурирует абсурдистская песня «15 голых баб» «Аквариума»).

Раздавая приуроченные к выходу фильма интервью, Александр Велединский рассуждает о своей ориентации на Голливуд, где вместо российских «переживаний» предлагается игра на «выживание». Для «В Кейптаунском порту» эта дилемма более чем актуальна, правда, сцены выживания здесь либо откровенно анекдотичны, либо происходят в сознании героев. Что же касается переживаний, то и с ними вышла некоторая неувязка. Ведь не будем же мы всерьез переживать за «14 французских моряков» из фокстрота «В Кейптаунском порту», экранизацией которого, по большому счету, и является это мозаичное полотно?

Денис Ступников, InterMedia

Последние новости