Disney, Fox и Warner Bros: от чего зависит успех кинокомиксов, и зачем «Людям Икс» очередной перезапуск

Фильм «Люди Икс: Темный Феникс» – очередной кинокомикс от студии 20th Century Fox – вышел в прокат 6 июня 2019 года. По всей видимости, блокбастер станет шагом к грядущему перезапуску франшизы (каким ранее уже были «Люди Икс: Первый класс»), и многие считают, что это связано с покупкой студии компанией Disney, в результате которой мутанты станут частью Мстителей.

Ранее из франшизы уже выбыл Росомаха (и актер, и персонаж), а «Дэдпул» скорее высмеивает супергеройскую вселенную, нежели развивает ее. Остальные проекты, связанные с серией «Люди Икс», были отменены или отложены («Гамбит», «Х-23», «Сила Икс», «Дэдпул 3»). Выжил только хоррор «Новые мутанты», да и только потому, что на момент сделки между компаниями он уже был снят. Но и за его судьбу стоит опасаться – релиз фильма уже столько раз откладывали, что не стоит удивляться, если его перенесут вновь.

Однако причина, по которой франшизе «Люди Икс» требуется перезапуск, заключается не только в том, что Disney купила Fox. Куда важнее в данном случае вопрос актуальности тех историй, которые снимают разные кинокомпании по комиксам. Возможно, именно здесь кроется основная причина успеха фильмов Disney – и неудачи их многочисленных конкурентов.

Аудитория кинотеатров к настоящему моменту достаточно хорошо изучена. В ней выделяется такое явление, как «ядро» – это зрители в возрасте 18–24 лет, которые ходят в кино достаточно часто – 1–2 раза в месяц, а то и чаще. Это «ядро» – и есть та самая аудитория, на которую в идеале должны ориентироваться продюсеры ради хороших сборов, поскольку она стабильно посещает все крупные новинки и может себе позволить сходить на понравившийся фильм несколько раз. Конечно, значительная часть блокбастеров выходит в Штатах с возрастной маркировкой PG-13, которая означает, что просмотр не желателен для детей до 13 лет. Однако расширение нижней границы аудитории с 18 до 13 лет позволит увеличить сборы лишь в перспективе – 13-летние зрители менее мобильны, чем 18-летние, они чаще ходят в кино с родителями, поскольку не имеют собственных денег, а также вполне могут пропустить первый уикенд, в который закладывается около 50% от общих сборов. Вслед за первым уикендом они под влиянием чужих отзывов или низких стартовых сборов легко могут пропустить и весь фильм, посмотрев его позже по телевизору или в интернете. Иначе говоря, аудитория 13–18 лет важна для фильмов, рассчитанных на семейный просмотр, но нет никаких гарантий, что она сделает кассу каждому блокбастеру. Кассу делает именно «ядро» 18–24 лет.

В этот момент и появляется самый главный вопрос – кто и для кого снимает сейчас фильмы по комиксам.

Важно не забывать тот факт, что в США очень развита культура комиксов. Многие современные режиссеры и продюсеры читали графические истории, когда были детьми. Правда, с тех пор и комиксы, и весь окружающий мир значительно изменились, а те истории, которые захватывали нынешних режиссеров, вряд ли заинтересуют нынешнюю молодежь – тем более, что у нее в распоряжении и без того много свежего контента. Комиксы, выходившие в 1970-80-е годы были обусловлены особенностями своей эпохи, политическими, культурными, научными и социальными явлениями времени. Комиксы, которые аудитория читает сейчас, разительно от них отличаются. Настолько, что нынешнее поколение может так никогда и не прийти к историям, созданным в те годы.

В этой связи интересно посмотреть, как Disney, Fox, Sony и Warner Bros строят свои киновселенные с точки зрения актуального контента.

Киновселенная Marvel оказалась в основном рассчитана на молодежную аудиторию. Только первая часть «Мстителей» была в какой-то мере основана на первом комиксе об этой команде (в основном тем фактом, что Мстители объединились против Локи). Но и это была не столько основа, сколько пасхалка, связанная с тем, что режиссер Джосс Уидон сам очень любит комиксы. Однако за первым фильмом последовали «Другая война», «Эра Альтрона», «Противостояние» – это все основано на комиксах, вышедших относительно недавно. Баки вернулся в качестве Зимнего солдата в 2005-м году, а комикс «Гражданская война» вышел в 2007-м, «Эра Альтрона» – в 2013-м. Фильмы в значительной степени переработали оригинальный материал – от графических романов в них осталась в лучшем случае пара сцен – опять же, это, скорее, пасхалки для внимательных фанатов.

Конечно, есть и небольшие исключения, но они в данном случае ни на что не влияют. Так, объявлялось, что недавняя картина «Капитан Марвел» будет основана на комиксе «Война крии и скруллов», выходившем в 1970-х годах. Однако от оригинала в фильме не осталось не только сцен, но и названия. Блокбастер «Мстители: Война бесконечности» должен был брать за основу комикс «Перчатка бесконечности», который был издан в 1991-м году, однако ровно в той же мере он основан на комиксе «Бесконечность», где впервые появился Черный Орден. История об этой команде злодеев-прислужников Таноса увидела свет также в 2013-м году.

Название фильма – это его лицо, бренд. И очень хорошо, когда название вызывает моментальный отклик в сердцах у своей аудитории. Зрители 18–24 лет в Штатах однозначно читали все эти комиксы, а потому они видят на постерах то, что для них актуально, что они сами хотели бы увидеть, пусть даже в сильно переработанном виде.

Как показывает практика, все остальные компании этой формуле не следуют.

Фильм «Бэтмен против Супермена» вызвал противоречивые отзывы. Многие ругали Warner Bros за сбивчивый темп, недостаточно раскрытых персонажей, невнятную мотивацию и логику повествования, другие хвалили экшен и мрачность. Но есть лишь одна деталь, которая понравилась, пожалуй, всей аудитории. Это Бен Аффлек в роли Бэтмена.

Пожилой, заматеревший главный герой – это не только свежо, но и чрезвычайно актуально для современной аудитории. В современных комиксах Бэтмен уже много лет как перестал выглядеть новичком. Он имеет опыт, у него есть семья – приемный и родной сыновья. Хотя свадьба с Женщиной-Кошкой в комиксах в итоге сорвалась, но сам факт такого решения – жениться на ком-то – тоже говорит о зрелости.

По всей видимости, продюсеры так и не поняли, что именно они потеряли с уходом Бена Аффлека. Создатели долго искали на эту роль молодого актера. Более того, в самом начале подбора исполнителя один из продюсеров произнес в СМИ довольно противоречивую фразу. По его мнению, пожилой Бэтмен, который уже всего добился, – это плохо, потому что нельзя показать в фильме такие эмоциональные моменты его комиксной истории, как, например, смерть Робина. Но, позвольте! Смерть Робина (Джейсона Тодда) в комиксах произошла в 1988-м году. Для читателей той эпохи этот момент, по всей видимости, и правда был очень эмоциональным. Но кто из современных зрителей 18–24 лет сможет оценить это? Для современных зрителей Джейсон Тодд – психопат, воскресший из мертвых в 2003-м году и убивающий преступников. Современному зрителю подробно рассказанная смерть персонажа не интересна – ему будет достаточно 10-минутного флэшбека.

Традиционно считается, что молодые актеры более привлекательны для молодой аудитории. Однако в данном случае мы видим не просто молодую аудиторию – мы видим фанатов определенного и уже сложившегося персонажа. С этой точки зрения совершенно не важно, насколько хороший актер Роберт Паттинсон – основной аудитории фильмов по комиксам он в роли Бэтмена в принципе не нужен.

С аналогичной проблемой столкнулась студия Sony, когда делала свой перезапуск «Человека-Паука». Новая франшиза с Эндрю Гарфилдом должна была стать максимально непохожей на фильмы Сэма Рэйми (особенно с учетом провала последней части его трилогии). Даже любовный интерес вместо привычной Мэри Джейн сменился на Гвен Стейси – первую любовь Питера Паркера.

Гвен Стейси в комиксах умерла аж в 1973-м году, но это еще полбеды. В свое время это событие потрясло индустрию, поскольку ранее никто из главных героев в графических историях не умирал. Но привязка к комиксу оказалась самой главной проблемой фильма.

Ленту «Новый Человек-Паук: Высокое напряжение» критиковали за большое количество недостатков. Однако все ее минусы вытекали именно из того факта, что концовку фильма обязательно надо было привести к смерти Гвен. Во-первых, зрители в результате не получили никакого неожиданного и нового для себя опыта. Во-вторых, именно эта сценарная необходимость привела к главной проблеме фильма – сюжетные линии то искусственно затягивались, то добавлялись новые, не связанные с остальным сюжетом, то по нескольку раз повторялись одни и те же события («Гвен, нам надо расстаться, со мной опасно. Нет, Гвен, я люблю тебя, нам надо встречаться вновь» – и так по десять раз за фильм). Весь фильм не вносит ничего нового ни в персонажей, ни в историю мира, поскольку строился вокруг финальной сцены. В связи с этим возникает весьма резонный вопрос – стоил ли этот «культовый» эпизод из комикса вообще того, чтобы быть экранизированным столько лет спустя?

Собственно, проблема «Людей Икс» оказалась точно такой же. Первый фильм про эту команду мутантов вышел в 2000-м году – тогда зрители еще не пресытились жанром. Брайан Сингер тогда больше экспериментировал, нежели делал шаблонный блокбастер, ведь до него фильмов про супергероев было в разы меньше, а ориентировались они на куда более юную аудиторию.

С тех пор мир изменился, и «Люди Икс», чтобы сохранить конкурентоспособность, должны придерживаться уровня, близкого к «Мстителям». Но что мы видим в последних фильмах? Все те же персонажи, что и раньше. Однако современные читатели комиксов уже знают, что примерно половина из них на страницах уже мертва, а другая половина – изменилась до неузнаваемости. При этом фильмы явно не двигались в сторону соответствия образов с теми, что знакомы аудитории.

Фильм «Темный Феникс» основан на комиксе «Сага о Темном Фениксе», который вышел в 1980-м году. Предыдущие картины тоже не пытаются говорить со своим основным зрителем на его языке, а обращаются к классике комиксов, которую читали в детстве режиссеры и продюсеры. Из всех картин от студии Fox положительно отличился только «Логан» – но он как раз основан на историях, опубликованных относительно недавно. Так, «Старик Логан» стартовал в 2008-м году, а «Смерть Росомахи» вышла в 2014-м. Конечно, большую роль в прокатной судьбе сыграло качество фильма и его художественные достоинства (по сравнению, например, с неудачной лентой «Люди Икс: Апокалипсис», основанной, кстати, на комиксе 1988-го года). Но ничуть не менее важно то, что «Логан» захотел говорить с аудиторией на ее языке, показать зрителям знакомые и очень желанные образы – образы, которых тому самому «ядру» аудитории так не хватало на экранах. И кроме «Логана» этого пока не сделал ни один другой фильм франшизы. «Дэдпул» в данном случае стоит особняком из-за своего пародийного характера, но и он оказался куда больше рассчитан на современную аудиторию, нежели фильмы с подзаголовком «Люди Икс».

«Темный Феникс» подготовил почву для перезапуска – и этот перезапуск серии действительно требуется. Но нужен он в первую очередь для того, чтобы повернуть дальнейшие фильмы по комиксам в сторону той аудитории этих комиксов, которая сейчас активнее всего ходит в кинотеатры. А вовсе не для того, чтобы студийные боссы могли кичиться тем, что снимают «культовые» и «классические» истории.

Павел Соломатин, InterMedia

Последние новости