Первая коллективная (из истории авторского права)

Ожесточенная борьба вокруг идеи коллективного управления правами в интернете и Глобальных лицензий , как считает главный эксперт InterMedia Александр ТИХОНОВ, практически полностью повторяет события столетней давности, когда в России было создано первое общество по коллективному управлению авторскими правами, а развитие революции в сфере звукозаписи до мелочей совпадает с нынешними этапами развития интернета.   

Первая в истории России война за право авторов получать вознаграждение за использование их интеллектуальной собственности при издании граммофонных пластинок разразилась вскоре высочайшего одобрения 20 марта 1911 года «Закона об авторском праве».

Причиной острой конфронтации между граммофонными компаниями, авторами и издательствами стало учреждение 15 ноября 1911 года  первого в России общества по коллективному управлению авторскими правами АМПРА (Агентство музыкальных прав русских авторов).  Новая структура была создана на базе статьи 42 «Закона об авторском праве» которая гласила:  «Авторское право на музыкальное произведение заключает в себе также исключительное право композитора на составление и издание сокращений, извлечений и попурри из его музыкального произведения, а также на переложение его на всякого рода механические ноты (диски, пластинки, цилиндры и т.п.) предназначенные для исполнения произведения посредством граммофонов, фонографов, пианол и тому подобных инструментов».  

Учредителями нового агентства выступили известные и хорошо разбирающиеся в бизнесе люди: глава музыкально-издательской фирмы К.А.Гутхейль, владелец сети музыкальных магазинов А.Ю.Циммерман и Б.П.Юргенсон - владелец одной из крупнейших русских музыкально-издательских фирм. Непосредственное заведывание делами было возложено на А.В.Кренцеля.

С первых же дней своей работы АМПРА оказалось в трудной ситуации. Агентству пришлось вести войну на два фронта. С одной стороны наступали граммофонные фабриканты, а с другой – композиторы, которые не хотели, чтобы вопросы выплаты вознаграждения за них решала какая-то структура.

Против нового Агентства была организована настоящая информационная война и травля. На страницах влиятельных изданий выступали недовольные композиторы и ущемленные в интересах фабриканты. В номере 12864 «Нового Времени» от 4 января 1912 года в отделе «Театр и  Музыка» была опубликована статья, в которой Общество Композиторов выступало против учреждения АМПРА.  В этой заметке творческий союз подвергал сомнению не только намерение АМПРА защищать авторские права композиторов, но утверждал, что Агентство  пытается “лишить композиторов навсегда и тех незначительных  прав, которые новый закон 20 марта 1911 года дал им для защиты от эксплуатации издателей и фабрикантов”.  

В статье отмечалось, что “АМПРА не дает композиторам никаких гарантий в том, что оно будет действительно заботиться об их интересах и что оно не несет никакой ответственности перед ними. Более того оно даже может отказаться  от ведения судебного процесса в защиту композитора  и предоставить ему самому и за свой счет возбуждать преследование против нарушителей   его прав.”

- Сам факт выплат вознаграждения ставился под сомнение, поскольку из получаемых доходов прежде всего вычитались все расходы по ведению дела, а расходы эти, в которых Агентство вовсе не обязуется давать какого либо отчета, ничем не ограничены и зависят только от усмотрения учредителей. Так как жалованье руководителям, служащим, наем помещения и пр. могут поглощать львиную долю поступлений, то в результате композиторы продадут себя целиком и навсегда «за чечевичную похлебку».

В Петербурге в спешном порядке началась организация нового Агентства Композиторов, не желавших входить в АМПРА. Новая структура должна была иметь те же цели – охрану авторского права, - но быть вполне независимой от московского Агентства.

Еще сложней было заставить платить авторское вознаграждение граммофонных фабрикантов. Циркуляр, направленный в адрес всех граммофонных компаний, и содержащий призыв обсудить условия выплаты авторского вознаграждения, был воспринят ими как объявление войны. Как водится в России,  первой реакцией со стороны бизнеса было заявление: «Платить никому не будем!» Воротилы с серьезными бюджетами сразу же учредили специальное юридическое бюро для противодействия АМПРА, однако новое законодательство было на стороне авторов.  Теперь каждая компания, выпускавшая грампластинки, с записями музыкальных произведений, должна была получить разрешение композитора или его правопреемника (наследника, издателя).

Для контроля выплаты авторского вознаграждение юристы АМПРА предложили использовать марки, которые должны были наклеиваться на грампластинки.  Компании должны были приобретать эти марки в АМПРА, а агентство, по итогам продаж, рассчитываться с авторами. Авторские отчисления неминуемо должны были привести к снижению доходов фабрикантов, что никак не входило в их планы.  Противостояние назревало нешуточное, но вскоре стало ясно неравенство сторон, из которых одна пользовалась таким могучим оружием, как сила закона, а другая - лишь стремлением уйти от необходимости делиться с авторами, присваивая себе всю прибыль. Путем огромных усилий АМПРА удалось утвердить  своё право на жизнь. Именно благодаря АМПРА автор вальса «На сопках Маньчжурии» Иван Шатров выиграл у «Сирены Рекордъ» судебный процесс и отсудил право на получение авторского вознаграждения (15 копеек с каждой проданной пластинки). Авторы поняли прогрессивность идеи только после того, как начали системно получать деньги от звукозаписывающих компаний.

Как известно, грянувшая в 1917-м Октябрьская революция весьма резко обошлась с собственностью как таковой, и интеллектуальной в частности. Тем не менее уже в 1928 году ВЦИК и Совнарком СССР приняли постановление  «Об основах авторского права» и Советский Союз постепенно начал возвращаться в цивилизованное авторско-правовое поле. Этот длительный процесс завершился вхождением России во все основные международные авторско-правовые конвенции и созданием в 1993 г. Российского Авторского Общества, заключившего договоры со 117 авторскими обществами других стран. Дело, начатое АМПРА, продолжается.

Последние новости