Рецензия на фильм «Дворец»: Роман Полански отдыхает

Оценка: 6 из 10
Новогодняя комедия «Дворец» выходит в российский прокат 23 ноября 2023 года. Режиссёр: Роман Полански. В ролях: Оливер Мазуччи, Микки Рурк, Фанни Ардан, Джон Клиз, Милан Пешель, Александр Петров, Фортунато Серлино и другие.
Настоящим режиссёрам пенсия не помеха. Кто-то работает неспешно, как Скорсезе, потративший на «Убийц цветочной луны» четыре года, кто-то без продыху, как Ридли Скотт, за тот же отрезок времени успевший снять четыре фильма. 93-летний Клинт Иствуд хочет попрощаться с кинематографом на серьёзной ноте, а вот только перешагнувший порог 90-летия Роман Полански, наоборот, с шутками, плясками и клацаньем бокалов шампанского. «Дворец» — это фильм, снятый автором «Что?» и «Пиратов», а не человеком, сделавшим «Китайский квартал» и «Пианиста». Впрочем, не спешите ставить крест.
31-го декабря 1999 года в роскошный отель посреди Альпийских гор съезжаются разношёрстные богачи. Адвокаты, юристы, пластические хирурги, русские мафиози, популярные в прошлом порно-актёры, всевозможная знать и престарелая буржуазия. Все они здесь, чтобы встретить новый миллениум, которого некоторые боятся («проблема 2000», крах экономической системы и т.д.), а некоторые предвкушают (кто-то вот-вот вступит в огромное наследство, кто-то обогатиться чуть иначе). Все они ведут себя как свиньи, да и выглядят тоже. Пьют, скандалят, качают права, кормят собак чёрной икрой, от которой у них диарея, дарят друг другу живого пингвина и в целом ведут себя так, будто бы провоцируя вселенную на конец света вместе с приходом нового тысячелетия.
За всем этим парадом дурного вкуса и опухших от ботокса лиц наблюдать скорее весело, чем стыдно. Сатира Поланского над зажравшейся элитой, возможно, не столь изящная, как у Рубена Эстлунда, а чём-то даже прямо противоположная. Режиссёр таких жутко кинематографических работ, как «Ребёнок Розмари» и «Жилец», словно бы специально отказывается от всех своих проверенных временем художественных приёмов, оголяя режиссуру подобно порокам высшего общества. Картинка у «Дворца» отвращает своих нарочным цифровым лоском, блестя как сальный лоб под париком Микки Рурка. Кроме него, в картине много узнаваемых призраков прошлого – Фанни Ардан, Джон Клиз, Жоакин де Альмейда: все, как один, с ужасным гримом. Подхватывают общий курс на отторжение, заданный талантливым оператором Павлом Эдельманом, ещё более талантливый композитор Александр Деспла, написавший специально невыразительный саундтрек из дурных новогодних комедий, отчего, закрыв глаза, можно подумать, что мы смотрим очередную часть российских «Ёлок».
Есть ощущение, что «Дворец» как будто бы специально был снят под русский менталитет. Дело не только в бритоголовом Александре Петрове, мелькающем в роли русского бандита, и речи Ельцина по телевизору. Незамысловатый юмор «Дворца» как будто бы синтезирован из сотни отечественных комедий, отчего нашему зрителю картина априори будет ближе (это подтверждает полная противоположность разгромной реакции с Венецианского кинофестиваля и благосклонного приёма российских журналистов). Мы к такому скетчевому, пошлому юмору годами готовились, засматривая до дыр продукцию Comedy Club, Bazelevs и братьев Андреасян, отчего «Дворец» готовы встретить как родной.
Мало кто мог предположить, что ассоциативный ряд с новым фильмом Романа Поланского одновременно составит Андреасян и Эстлунд, но в этом, наверное, и задумка режиссёра. Полански всегда обладал специфичным чувством юмора, поэтому и его «Треугольник печали» вышел специфичным – хотя обе ленты разделяют один и тот же мотив. Мотив взгляда снизу или из тени: перспектива на богатых глазами прислуги. Здесь такой персонаж, единственный не раздражающий, это услужливый метрдотель в исполнении Оливера Мазуччи, отлично передавшего тихий ужас в глазах от происходящего, как когда-то Тим Рот в «Четырёх комнатах».
Чтобы сделать такое эстетически плохое кино по всем общепринятым меркам, нужно слыть большим знатоком, как в принципе работает кинематограф. Роман Полански признаётся, что всегда мечтал снять подобный евротрэш, но никогда не мог себе позволить. А теперь, объединившись с давним коллегой Ежи Сколимовским, он с мальчишечьим азартом и доносящимся из-за камеры хихиканьем снял хулиганскую праздничную комедию с шутками ниже пояса, чаще всего похожими на бородатые анекдоты, рассказанные похабным дедом за новогодним столом. Может себе позволить!
Вадим Богданов, InterMedia