Участники группы Little Big ждут ребенкаУмер Андрей ТропиллоБогдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистамиТейлор Свифт стала миллиардершейУмерла актриса Татьяна КонюховаРоберт Паттинсон и Сьюки Уотерхаус стали родителямиКэмерон Диас снова стала мамойМузыканты «Пикника» живы и в безопасностиКейт Миддлтон проходит лечение от рака

Радио «Советские песни» - 10 лет

12.04.2023 16:47 Музыка Рубрика: Интервью 16+
Александр Кондратенко

Десять лет тому назад, в апреле 2013 года, в эфире впервые прозвучали позывные радиостанции «Советские песни». Главный эксперт агентства InterMedia Александр Тихонов беседует с основателем и руководителем этого проекта Александром Кондратенко.

А.Т.: Прежде всего хочу поздравить вас со славным юбилеем и пожелать вашей радиостанции преданных слушателей и долгих лет работы в эфире. Я давно наблюдаю за «Советскими песнями»и поражаюсь Вашей энергии и настойчивости: уже десять лет радио существует без спонсоров и без рекламы. Как такое возможно? Как получилось, что энтузиаст-любитель в одиночку создал радио, которое нашло отклик в сердцах тысяч радиослушателей?

А.К.: Большое спасибо за поздравление! Действительно, в этом юбилее есть что-то невероятное. «Советские песни» появились на свет по моей инициативе, захотелось расширить свой профессиональный кругозор и попробовать шагнуть в неведомый для меня мир радиовещания. «Мир» оказался настолько интересным, что я решил задержаться в нём на несколько лет, а потом уже забыл, откуда зашёл. Чтобы у ваших читателей создалось правильное представление о проекте, хочу обратить внимание на две важные особенности. Во-первых, «Советские песни»- не эфирная радиостанция, и вы не найдёте нас в своём домашнем или автомобильном радиоприёмнике. Сигнал нашей радиостанции распространяется через интернет. Благодаря этому он доступен в любой точке планеты. Для приёма сигнала радиослушателю понадобится смартфон, планшет или компьютер. Во-вторых, несмотря на то, что радио «Советские песни» зарегистрированы Роскомнадзором в качестве официального СМИ, всё-таки «Советские песни»-это любительская радиостанция.

А.Т.: Что вы вкладываете в понятие "любительская радиостанция"?

А.К.: Любительский статус «Советских песен» означает, что мы занимаемся этим проектом помимо основной профессиональной деятельности. К сожалению, у нас нет возможности полностью посвятить себя этому проекту, как он того заслуживает. Основная работа, хоть и забирает много времени и сил, но при этом именно она даёт возможность финансово поддерживать и совершенствовать любимый радиопроект. Например, я работаю юристом по интеллектуальным правам. У «Советских песен» нет спонсоров и рекламодателей, и мы вместе с моим коллегой ежедневно тратим свои силы для продолжения работы радиостанции. Согласитесь, что такой подход нельзя назвать профессиональным, потому что здесь нет никакой экономической целесообразности. Мы уже освоились с таким статусом и решили, что он точно отражает реальное положение дел. Мы – любители, и любим то, что мы делаем.

А.Т: Любительское радиовещание существовало в СССР и тогда таких энтузиастов называли «радиохулиганами».

А.К.: «Советские песни» - абсолютно легальная радиостанция с первого дня вещания. У меня есть огромная папка (ну конечно, красная), в которой лежат важные документы – свидетельство о регистрации СМИ, устав редакции, договоры с организациями, осуществляющими коллективное управление авторскими и смежными правами, отчёты, лицензии, многочисленные счета и акты. А вот «радиохулиганы» живы до сих пор. В прошлом году получил письмо, в котором радиолюбитель из одного очень-очень далёкого региона просил разрешения ретранслировать «Советские песни» в эфире своего города. Стали выяснять что и как. Оказалось, что человек хотел организовать нелегальное эфирное вещание «Советских песен» через свой подпольный передатчик. Может быть, даже наладил, я не знаю. Но так мы не хотим. Мы ждём предложений от региональных радиокомпаний и кабельных сетей, чтобы наладить ретрансляцию.

А.Т.: Как пришла идея создать радио «Советские песни»?

А.К.:Идея сделать радиопроект, посвящённый советской песне, возникла в 2011-2012 году. Она не была спонтанной, скорее закономерной. Более пятнадцати лет я проработал в сфере музыкальной индустрии - занимался изданием, производством и дистрибьюцией музыкальных проектов. К радио не имел никакого отношения, это была совершенно неизведанная территория. Наша компания занималась изданием ретро-музыки, и именно тогда я совершенно по-новому для себя услышал старые советские песни, с которыми был хорошо знаком с самого детства. Открыл для себя культурную и историческую составляющую, важность принадлежности каждой песни к определённому периоду истории нашей страны. Связать песню с историческим контекстом, рассмотреть каждую песню как уникальный экспонат своего времени, проследить за историей её создания и– всё это показалось мне настолько интересным, что я решил: медлить дальше нельзя, надо браться.

А.Т.Неужели идея создания «советского» песенного радио никого больше не посетила? Ведь разные радиостанции конкурируют друг с другом за каждую музыкальную нишу?

А.К.: Удивительно, но при всём разнообразии музыкальных форматов, в то время не было ни одной радиостанции, которая включала бы в свой эфир советские песни. Не могу найти объяснения, по какой причине могущественные медиахолдинги обошли стороной эту интереснейшую тему. Легендарные авторы и исполнители! Музыкальный материал потрясающего уровня! Исторические записи! Аудитория неисчислимая - советские песни «живут» в сердцах огромного количества советских людей. Особенно тех, кто постарше. По советским песням можно изучать историю - от гражданской войны и до распада СССР. Они – часть нашей истории, это про нас с вами. И всё это куда-то провалилось! Прямо как будто под запретом всё оказалось. Ещё 10 лет назад советские песни считались такой дикой экзотикой, что даже речи быть не могло быть о том, чтобы крутить их в эфире. Вот так, немного подумав, я решил возложить на себя почётную миссию эту ситуацию исправить. И сделать радио, где главными хитами будут «Марш энтузиастов», «Я - Земля», «Варшавянка», «Журавли», «В землянке», «Широка страна моя родная», «Надежда», «Трус не играет в хоккей», «Одинокая гармонь», «Мой адрес - Советский союз» и другие замечательные песни…

А.Т.: Как возникло название радиостанции?

А.К.:Обычно с названиями проектов у меня возникают большие трудности. «Советские песни», пожалуй, единственный случай, когда название возникло естественно, без раздумий, само собой. Звучит очень ярко и предельно понятно, дополнительных объяснений относительно того, что будет звучать в эфире, не требуется. Название «Советские песни» в 2012 году зарегистрировано в Роскомнадзоре в качестве наименования сетевого СМИ. Постепенно название «Советские песни» оформилось в самостоятельный песенный жанр, который существует вне советского времени.

А.Т.: В чём уникальность концепции и какова миссия «Советских песен»? Есть ли какие-то секреты?

А.К.:Концепция вещания «Советских песен» строится на уважении к истории нашей страны, преемственности поколений, бережного отношения к культурным ценностям и людям, которые их создавали. Мы пытаемся воссоздать атмосферу душевной теплоты и взаимного доверия между людьми, наладить общение между слушателями разных стран. Наша цель – возродить интерес к жанру советской песни, объединяющему самых разных людей. Один из первых придуманных слоганов звучал так – «Радио, которое объединяет».

Открою один важный секрет, без которого точно ничего бы не получилось. Только обещайте, что отнесётесь серьёзно. Дело в том, что я не руковожу этим проектом. Скорее, наоборот - проект руководит мною, подсказывая необходимые решения в то время, когда его существование оказывалось под угрозой. Можете в такое поверить?Я вот верю, потому что так случалось несколько раз.

А.Т.: Александр, расскажите, как подбирается репертуар радиостанции?

А.К.: Эфир радио «Советские песни» - настоящий радио-музей, в котором каждая песня является экспонатом из своего времени. У нас звучат легендарные песни гражданской войны, массовые песни первых пятилеток, периода индустриализации, довоенные лирика. Особое место занимают песни военных лет и послевоенного периода, эстрада времён «оттепели». И конечно – популярные советские ВИА, музыка из кинофильмов, авторская песня. Не забываем включать в эфир популярных исполнителей из бывших союзных республик. Ставим в эфир молодых исполнителей советской песни, а также советские песни в исполнении зарубежных звёзд.

А.Т.: Как устроено интернет-радио с технической точки зрения?

А.К.:Интернет-вещание устроено не так уж просто! Наш вещательный радиосервер установлен в дата-центре, который имеет подключение к высокоскоростным интернет-сетям. Специальное программное обеспечение позволяет раздавать радио-поток большому количеству пользователей. Сердцем аппаратно-программного комплекса является программа управления эфиром, доступ к которой осуществляется удалённо. С помощью системы управления происходит управление эфиром радиостанции, загрузка плейлистов, джинглов. Там же, на сервере, находятся модуль статистики, который помнит и фиксирует все подключения слушателей и хранилище аудио-контента. Загружаемый на сервер контент проходит специальную техническую подготовку, к файлам «клеятся» необходимые тэги (информация) и картинки. После этого подготовленный контент загружается на «склад» и может быть использован при формировании плейлистов, которые выходят в эфир в соответствии с программируемым графиком. В отличие от эфирного радио, мы имеем точную статистику подключений, видим сетевой адрес каждого слушателя, обладаем возможностями для сбора статистики и анализа информации. Также хочу сказать ещё кое о чём. Конечно, техническая составляющая очень важна, но это не самое главное. Радио – это не только аппаратно-программный комплекс. И даже не точно подобранный контент. Радио –это хорошее настроение нашего слушателя. Способ передачи позитивной энергии на огромные расстояния, для всех и для каждого, здесь и сейчас. Это необъяснимо, но песня в радиоэфире звучит и воспринимается по-другому, совсем не так, как она звучит на пластинке или в плеере.

А.Т.: А как слушатель получает доступ к эфиру?

А.К.:Cо стороны слушателя всё предельно просто. Достаточно иметь под рукой смартфон, планшет или компьютер. Приходите на сайт https://sovetskie-pesni.ru или запускаете мобильное приложение радиостанции, которое можно скачать на GooglePlay. Нажал кнопку и всё. Если смартфон положить в карман и заняться какой-нибудь полезной работой, работа пойдёт быстрее и веселее. Испытано мною на собственном огороде. А как приятно погулять в парке под звучание «Советских песен»!

А.Т.: С какими трудностями вы столкнулись при организации радио?

А.К.:Помимо технических проблем, необходимо было решить ряд бюрократических и правовых вопросов - зарегистрировать «Советские песни» в Роскомнадзоре, решить вопросы соблюдения авторских и смежных прав при использовании музыкального контента. Было действительно сложно, всё решал и делал сам. Оглядываясь назад, могу сказать, что организация интернет-радиостанции оказалось делом более объёмным, чем казалось сначала. Это многосложный проект с технической, организационной, маркетинговой, правовой и творческой составляющей. Всё составляющие проекта прочно взаимосвязаны друг с другом. Пришлось проявить настойчивость. Желание создать свой радиопроект было настолько велико, что самые неразрешимые трудности стали постепенно отступать.

А.Т.: Можете вспомнить, как началось официальное вещание?

А.К:В наши дни интернет-радиовещание стало популярным явлением. А десять лет назад найти подрядчика, который бы смог бы собрать всю организационную и техническую цепочку услуг, не существовало. Одна компания делала систему управления эфиром, другая – предоставляла в аренду сервер, третья - управляла доменом, четвёртая – делала сайт. Было потрачено много сил, чтобы все части проекта были согласованы и правильно «прикреплены» друг к другу. Так как проект создавался за счёт моих личных средств, стало понятно, что самостоятельно «тянуть» его будет очень тяжело. Мне повезло, и я нашёл компанию, которая оказала «Советским песням» необходимую финансовую поддержку на первоначальном этапе работы. Мы официально вышли в эфир 12 апреля 2013 года. Помню, как в первые дни вещания внимательно следил за появлением каждой новой точки на карте мира в системе управления. Радовался, если единовременно на сайте радиостанции одновременно оказывалось более десяти радиослушателей. Жутко расстраивался, когда видел, что в какой-то момент никто не подключён к потоку. Денег на рекламную кампанию проекта не было, поэтому была запущена недорогая контекстная реклама на Яндексе, и аудитория стала прибавляться – медленно, но неуклонно.

А.Т.: Давайте поговорим о радиослушателях: сколько их, какова их география, каков гендерный и возрастной состав? Можете поделиться статистикой?

А.К:Я уже упоминал, что техническими возможностями интернет-радио предусмотрено точное отражение количества слушателей в определённый момент времени и их географическое местоположение. Ежедневно мы фиксируем 3-4 тысячи подключений к нашему серверу, сюда входят наши постоянные и непостоянные слушатели. Если брать статистику за месяц, то это будет 20 – 24 тыс. слушателей (по уникальным IP-адресам, а не по количеству подключений). Среднее время нахождения пользователя в режиме прослушивания – примерно 25 минут. Это время подключения формируется как средняя арифметическая величина. Кто-то слушает по несколько часов, а кто-то «забежал» на 1 минуту. Ничего, мы всем рады. Слушатели из России – составляют 80%, 10% - бывшие союзные республики, и ещё 10% занимают США, Канада, Китай, Франция, Германия и другие страны. Ежемесячно к нам заходят слушатели из 40 стран мира. Ядро нашей аудитории - это возрастная группа 45+. Женщины - 55% мужчины - 45%. В 2021 году мы создали мобильное приложение и разместили его на GooglePlay. Прошло два года, и мы видим, что более 10 тысяч пользователей установили наше приложение на свои смартфоны. И хотя по профессиональным медийным меркам это немного, но для любительского проекта результат очень хороший. Я ежедневно слежу за статистикой подключений, постоянно обнаруживаю на карте мира новые города и страны. Благодаря «Советским песням» существенно расширил свои знания в области географии. Теперь знаю, где находится город Междуреченск, остров Барбадос и Сейшельские острова. А недавно получил письмо от студента из Кореи, который написал, что изучает русский язык по песням нашей радиостанции.

Данные радио «Советские песни»

Как показала дальнейшая история «Советских песен», у нас сформировалась совершенно особенная и преданная аудитория. Большое спасибо всем слушателям за добрые слова, поддержку в трудное время, за финансовую помощь, за пряники из Тулы, мед из Башкирии, бальзам из Риги, воблу из Астрахани.

А.Т.: Расскажите, как вы рекламируете радиостанцию?

А.К.:Я думаю, что неверно говорить о рекламе, ведь мы ничего не пытаемся продать с помощью рекламы. Наша задача заключается в том, чтобы донести информацию о нашем проекте до широкой общественности. И здесь нам на помощь приходят другие СМИ. Неожиданно выяснилось, что о нас вышла статья в газете «Правда». Мы узнали об этом случайно от нашего слушателя, приславшего нам ссылку на статью о нашем радио/ Коллеги из радио «Комсомольская правда» пригласили на прямой эфир, посвящённый нашему проекту. Мы, в свою очередь, стараемся поддерживать связь со своими слушателями и придумываем разные акции. В 2014 году я придумал специальную «географическую» акцию для слушателей – напечатал 1 000 карманных календарей, купил марки и конверты. Сделал объявление в эфире, что готов выслать каждому слушателю по календарю, нужно только прислать на электронную почту заявку и почтовый адрес. Вместе с заявками я получил много благодарностей за свою работу. Это было очень приятно, ведь слушатели – самая важная и ценная часть проекта. Раньше они существовали для меня в виде точек на карте, и теперь вдруг проявились в виде конкретных людей. Календари разлетелись по разным городам, странам и континентам. Тогда я понял, как важно поддерживать связь со слушателями вне эфира, и как маленький знак внимания может быть оценён слушателями.

А.Т.: В работе радиостанции был перерыв. С чем это было связано и правда, что по из-за прекращения вещания вам звонили из Управления делами Президента РФ?

А.К.:Действительно, остановка вещания случилась в 2018 году.Работа радиостанции требует не только времени и сил, но и постоянного финансирования - нужно ежемесячно оплачивать арендуемый вещательный сервер и использование лицензионного программного обеспечения. Радио «Советские песни» - проект абсолютно легальный, поэтому в течение всего периода работы радиостанции я выплачивал вознаграждения правообладателям через аккредитованные организации - РАО и ВОИС. Случилось так, что в какой-то момент мне не удалость собрать необходимую сумму для продолжения работы. Пытался вести переговоры с разными организациями и фондами, которые вроде как должны содействовать сохранению культурного наследия. Но интереса к проекту никто не проявил. Помощь не пришла, и вещание пришлось остановить. За несколько дней до остановки я поставил в эфир сообщение, что работа радио будет временно приостановлена из-за отсутствия денег. Некоторые слушатели прислали пожертвования. Большое им спасибо, но этих денег всё равно не хватало на покрытие текущих расходов и образовавшихся долгов. Также неожиданно выяснилось, что многие слушатели считали «Советские песни» проектом, который поддерживается государством или какими-то могущественными спонсорами. Слушатели просто не могли поверить, что такой общественно-значимый проект никто не поддерживает и он существует и финансируется из личных сбережений радиолюбителя. Наиболее активные слушатели написали письма в Министерство культуры и другие государственные организации с требованием продолжить вещание. С ужасом вспоминаю, как получил строгое письмо из Управления делами президента РФ, в котором в строгой форме требовалось дать разъяснение, на каком основании прекращено вещание. Позвонил по указанному в письме телефону и отчитался, что так сложились обстоятельства, что временно не могу поддерживать проект государственной важности. Попросил оказать мне финансовую помощь в размере 30 тысяч рублей, чтобы заплатить образовавшийся долг по авторским отчислениям в Российское авторское общество (РАО). Обещали подумать, как помочь, но не помогли. Я не в обиде, понимаю, что у управляющих делами есть более важные дела и вопросы. А потом всё успокоилось, больше никто не писал и ничего не требовал.

А.Т.: Как удалось восстановить работу радиостанции?

А.К.:Жизнь без «Советских песен» стала более спокойная, и я с головой погрузился в свою основную юридическую работу. Но «Советские песни» от себя не отпускали - ощущение образовавшейся пустоты не проходило. Всё чаще задумывался о том, как восстановить работу радиостанции. Было ясно, что в одиночку проект не вытянуть. Решил так, что если найдётся хотя бы один человек, который согласится взять на себя половину затрат, то вещание восстановим и будем вместе развивать «Советские песни» дальше. Волосок, на котором всё было подвешено, не порвался. Судьба снова оказалась благосклонна ко мне и проекту. Партнёр нашёлся – это настоящий энтузиаст советской песни, с большим арсеналом креативных идей, согласившийся не только работать в «Советских песнях» вместе со мной без зарплаты, но и разделить со мной все расходы. «Советские песни» обрели ещё одну точку опоры. Поэтому с этого места я окончательно перехожу на «мы» вместо «я». На восстановление технической части ушло 2 месяца – переоформили свидетельство о регистрации, перезаключили договоры с РАО/ВОИС. В декабре 2020 года «Советские песни» снова вышли в эфир. С этого момента работа радиостанции не прерывалось ни на один день.

А.Т.: Какие советские песни пользуются особой любовью ваших слушателей?

А.К.:Здесь мы можем быть очень объективными. Каждый слушатель на сайте радиостанции может проголосовать за понравившуюся песню, а может поставить свой «минус». Система управления эфиром фиксирует все оценки и формирует «хит-парад» вне нашего участия. Конечно, это именно наш «хит-парад», и он по-своему очень специфичен и сравнивать его с другими рейтингами, например с чартом InterMedia,просто бессмысленно- это совсем разные вселенные. Ну что я буду объяснять, посмотрите сами. Это итоговый хит-парад самых популярных песен Радио «Советские песни» за 10 лет.

Позиция в чарте

Название песни/Авторы

Исполнитель

1

Интернационал

(П. Дегейтер – Э. Потье, перевод А. Коц)

Хор БСОВсесоюзного радио

2

Журавли

(Я.Френкель – Р.Гамзатов, перевод Н.Гребнева)

Марк Бернес

3

А знаешь, всё ещё будет

(М. Минков – В. Тушнова)

Алла Пугачёва

4

Надежда

(А. Пахмутова – Н. Добронравов)

Анна Герман

5

А у нас во дворе

(А. Островский- Л.Ошанин)

Иосиф Кобзон

6

За фабричной заставой

(М. Фрадкин – Е. Долматовский)

Владимир Трошин

7

Верни мне музыку

(А. Бабаджанян – А. Вознесенский)

Карел Готт

8

Я – Земля

(В. Мурадели – Е. Долматовский)

Ольга Воронец

9

Александра

(C.Никитин – Ю.Визбор, Д.Сахаров)

Татьяна и Сергей Никитины

10

Синий платочек

(Г.Петербургский-М.Максимов)

Клавдия Шульженко

А.Т.Какие планы на будущее? Как «Советские песни» собираются развиваться в дальнейшем?

А.К.:Мы рассматриваем радио «Советские песни» как стержень, вокруг которого планируется создание разных «смежных» проектов: одноимённого музыкального фестиваля, конкурса молодых исполнителей, научная и издательская деятельность, создание сообщества любителей советских песен. Если говорить о содержании эфира, то мы хотим дополнить его разными тематическими программами о творчестве советских композиторов, поэтов-песенников, исполнителей, музыкальных коллективов. Чтобы в «эфире» также звучали песни молодых исполнителей, продолжающих славные традиции советской песни. Мы вкладываем в понятие «советская песня» более широкий смысл, не привязывая её к времени создания. И если вы спросите: «А может ли современный композитор сочинить сегодня «советскую песню»? То наш ответ будет однозначным - «Да»! Главное, чтобы песня и её исполнение соответствовало бы высочайшему художественному уровню, заданному советскими классиками песенного жанра. И такие примеры у нас есть. Планируем еженедельную программу по заявкам слушателей. Есть задачи технические – обновление сайта, создание мобильного приложения для Apple, организационные - создание сообщества любителей советской песни.

А.Т.: «Советские песни» нуждаются в партнёрской поддержке?

А.К.: У нас много интересных идей, которые нуждаются в качественной реализации. Поэтому приглашаем к сотрудничеству спонсоров, деловых партнёров и просто энтузиастов, желающих принять участие в нашем проекте. Рассмотрим любые интересные предложения, найдём взаимные интересы. Предложения отправлять на электронную почту редакции sovetskie-pesni@mail.ru. Помните, как поётся в песне? «Надо только выучится ждать, надо быть спокойным и упрямым!» Мы верим, что благодаря партнёрской поддержке «Советские песни» имеют шансы стать лучшим медиапроектом России. А пока нашей радиостанции исполняется 10 лет, и мы продолжаем двигаться вперёд. Спасибо за интерес, проявленный к «Советским песням». Уверен, что благодаря этому интервью мы найдём много новых слушателей и партнёров.

Информация:

Сетевое издание «Советские песни», 2012 – 2023.

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-49402 от 17 апреля 2012 года,

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,

информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Перерегистрировано 25 сентября 2020 года, регистрационный номер Эл № ФС77-79192. Территория распространения СМИ – Российская Федерация и зарубежные страны.

Официальный сайт радиостанции https://sovetskie-pesni.ru

Электронная почта:sovetskie-pesni@mail.ru

Тел.+ 7 (968) 730-7030

Фото: Александр Кондратенко
Теги: интервью, интернет-радиостанция, Советские песни

Будущее музыкальной индустрии обсудили на «Российской креативной неделе» в Челябинске

05.05.2024 14:20 Музыка Рубрика: Хроника 16+
предоставлено организаторами мероприятия

Панельная дискуссия «Музыкальная индустрия в регионах: есть ли будущее?» состоялась в рамках «Российской креативной недели - Урал» в челябинском отеле «Видгоф» 25 апреля 2024 года.

В фокусе дискуссии оказались вопросы развития региональных музыкальных коллективов:

  • возможно ли покорить федеральную и даже мировую сцену, не покидая провинции?
  • почему музыканты рвутся в Москву и что происходит с теми, кто остался?
  • есть ли будущее у локальных коллективов?

Участие в панельной дискуссии приняли:

  • исполнительный директор фестиваля Ural Music Night Екатерина Пологова;
  • управляющий партнер крупнейшего российского лейбла «Звонко Групп» Дмитрий Коннов;
  • южноуралец, который уже добился известности на федеральной сцене — автор песен Кирилл Павлов;
  • руководитель Ассоциации авторских музыкальных проектов Санкт-Петербурга Илья Сакмаров;
  • главный редактор информационного агентства «ИнтерМедиа» Евгений Сафронов(модератор дискуссии).

Екатерина Пологова открыла дискуссию, рассказав о результатах исследования музыкальной индустрии, проведенного в 2020 году под руководством Министерства инвестиций Свердловской области. Для него опрашивалась как аудитория концертов в Екатеринбурге, так и их организаторы, знакомые с местной индустрией - всего 1132 зрителя, 17 организаторов и порядка 100 экспертов. 86% опрошенных посчитали, что в Екатеринбурге есть музыкальная индустрия.

В частности, концертная площадка «Телеклуб» является одной из лучших в России и способна принимать как российских, так и иностранных звезд первого эшелона. Она не единственная - есть и множество других площадок разной вместимости, которые и позволяют проводить такие фестивали, как Ural Music Night. Среди репетиционных студий выделяются Octopus и New Open.

- Мы хотим, чтобы Екатеринбург был не просто городом, который иностранцы ассоциируют с местом убийства царя, но и важной точкой на современной карте, музыкальной столицей мира, - заявила спикер. - Пусть даже на одну ночь в году, но, например, наш фестиваль Ural Music Night действительно может на это претендовать.

Накануне я слышала сомнения коллег в целесообразности существования термина “региональная музыкальная индустрия”, который якобы мешает мыслить всероссийскими или мировыми масштабами. Но мы именно так и стараемся мыслить - и это очень помогает работать с властями и законодательствами.

Илья Сакмаров заявил, что в Санкт-Петербурге, который он представляет, никому не надо доказывать, что музыкальная индустрия существует, поэтому различные комитеты ею вообще не занимаются.

- Вопрос в том, хотим ли гордиться происхождением, - заявил он. - Локальная идентичность нужна всем. В 2008 году мы на «Нашествии» позиционировали наших артистов, устраивали туда автобусные туры. В рамках проекта «Музыка. Сделано в Санкт-Петербурге» у нас есть премия «Лучший альбом Санкт-Петербурга» и «Сто лучших песен Санкт-Петербурга»…

По итогам прослушивания недельных новинок Илья Сакмаров публикует в газете «Петербургский дневник» обзоры трех лучших альбомов недели. Во Владимирском округе Санкт-Петербурга эксперт занимается вопросами локальной идентичности, изучая его музыкальную историю. Главная концепция этого проекта - «гений места», и в нем пристально изучается история связанных с этим местом композиторов, певцов, музыкальных критиков, продюсеров, меценатов и организаторов мероприятий и фестивалей.

Затронул Илья Сакмаров и проблемы метрик популярности артистов, обратив внимание на то, что сейчас наиболее часто измерения опираются на “Яндекс.Музыку”. В итоге он сделал вывод, что Питер — это город рока и рэпа, а популярность эстрады составляет там всего 3%.

Кирилл Павлов, который написал более 80 песен для таких исполнителей, как Владимир Пресняков, Дмитрий Маликов, Юлия Паршута, Ани Лорак и др., поднял проблему уникальности материала в условиях растущего предложения.

- Я за то, чтобы именно специфика региона, где проживает музыкант, была отражена в его творчестве, - заметил он. - В начале одной из моих песен «Океанами стали» звучит фрагмент народного произведения, которое пела еще моя бабушка. Важно слушать песни своей земли, свой народ, людей, которые нас окружают, изучать историю музыки. Конечно, мы научились у афроамериканцев ритму, но важно синтезировать с ним нашу мелодику. Самобытность индустрии отражается в регионах и потом вплетается в культурную канву нашей великой державы.

Дмитрий Коннов в своем выступлении привел справку о состоянии российского музыкального контента. В России вся индустрия поделена, по его мнению, на два плохо сообщающихся друг с другом сферы - “концерты и контент”.

- Ежедневно в России появляется 85 000 новых треков на “Яндекс Музыке”, “VK Музыке” и «Звуке». Такого количества музыкальных единиц раньше не было никогда. Для записи трека сейчас достаточно только ноутбука. Стриминг убил форму альбома, которая была до него. Альбом был ограничен 74 минутами музыки, которые влезали на компакт-диск. В стриминге же главное — сингл или ЕР. За 10 лет стриминг победил пиратство. Пираты стали легальными, и теперь они называются “VK Музыка”. В какой-то момент стало понятно, что слушателю просто невозможно воспринимать такое количество информации. Раньше, когда основными носителями были диск и кассета, вся индустрия строилась вокруг персоны исполнителя, и она была очень ценной. Многие исполнители тех времен гастролируют до сих пор. Теперь же выше всего ценятся хиты. В этой ситуации люди должны перестать писать себе плохие песни сами, а вместо этого искать людей, которые напишут им хорошие. Возвращается эпоха мелодизма, которого не хватает. Поэтому многие берут хиты 70-80-х и делают для них новые аранжировки. В российской музыкальной индустрии главный канал информации - социальные сети, которые листают, а не читают. Поэтому слушателю также важно, как выглядит артист (пример — Алла Пугачева), важно, чтобы он присутствовал в соцсетях.

Настоящий артист будет работать в любых условиях. Идеальный артист - тот, кто поет, даже только что узнав о смерти матери. Сейчас индустрия стала очень дешевой. Людей, которые претендуют на известность, очень много. Объем информации увеличился в сотни раз, а в сутках осталось 24 часа. Поэтому артисту надо уметь воспользоваться теми 20 секундами внимания, которые ему готовы уделить, и предложить хит.

Евгений Сафронов рассказал о готовящемся законопроекте, цель которого - усиление безопасности концертов. Его принятие сильно повысит расходы организаторов, что повлечет за собой либо подорожание билетов, либо заметное сокращение количества мероприятий. Плюсом же данной ситуации является хоть какое-то внимание государства к музыкальной индустрии.

- Культура — это власть. Если вы управляете культурой, значит вы управляете обществом. Сегодня умение управлять сферой культуры, мягко говоря, нечасто проявляется, - подытожил Евгений Сафронов.

Один из гостей задал модератору вопрос, почему полиция не может взять на себя охрану мероприятий. Евгений Сафронов ответил, что за материальную сторону этого процесса по новому законопроекту должны отвечать организаторы. Вопрос упирается в совестливость каждого конкретного организатора и в отсутствие определения «зрелищное мероприятие» в законодательстве.

С полным текстом выступления Евгения Сафронова можно ознакомиться по ссылке.

В заключение Илья Сакмаров и Екатерина Пологова порассуждали о перспективе организации в Челябинске фестивалей типа Ural Music Night. Они сошлись на том, что для этого необходимо сотрудничество с муниципальными властями, включая Департамент культуры, а также грантовая поддержка на федеральном уровне.

Денис Ступников, InterMedia

Фото: предоставлено организаторами мероприятия
Теги: репортаж, Денис Ступников, Российская креативная неделя
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

«Эпидемия» даст эпический концерт в Зеленом театре Парка Горького

05.05.2024 13:17 Музыка Рубрика: Анонсы 16+
Анна Григорьева

Группа «Эпидемия» даст большой концерт в Зеленом театре Парка Горького в Москве 26 июля 2024 года. В ходе выступления будут сыграны, как наиболее эпические номера из четырехактной метал-саги Энии и Ксентарона, так и любимые поклонниками боевики и баллады с других релизов команды. Ожидается и внедрение в некоторые номера театрализованных элементов.

«ИнтерМедиа» напоминает, что в декабре 2024 года группа «Эпидемия» и создатели анимационного проекта «Смешарики» представили совместный сингл и клип «Лесник». Это новое прочтение хита легендарной панк-рок-группы «Король и шут».

Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.

Обзор: «АукцЫон: операция Ы». Долгая дорога беспонтовая

обложка альбома

2024, Святослав Иванов.

Оценка: 6 из 10.

Все рецензии на «АукцЫон» и сольные проекты Леонида Фёдорова уже много лет сводятся к восклицаниям о гениальности группы и музыканта. Но «мотивировочная часть» в этих текстах практически полностью отсутствует. Знаете, почему? Потому что те, кому не нравится «АукцЫон», кто равнодушен к его творчеству, никаких рецензий не пишут: в их Вселенной Леонид Фёдоров и Ко просто отсутствуют. А вот уж если у кого присутствуют, то этот кто-то пребывает в таком восторге, что лишается членораздельной речи. С этой точки зрения было очень интересно посмотреть посвящённый «АукцЫону» выпуск блога «Буквы Кадры Звуки» Святослава Иванова, который про «Колибри», например, рассказал великолепно.

Иванов начал за здравие. Первое 10-летие «АукцЫона» (1985-1995) было описано очень качественно, с большим количеством музыкальных иллюстраций и точными мыслями о месте группы в Ленинградском рок-клубе и на отечественной сцене вообще. Не слишком умелые музыканты брали шоуменством, обращали недостатки вроде дефектов дикции в уникальные достоинства, сочетали вычурность и театральность с мощными аранжировками и мелодическими ходами. Этот период завершился выпуском альбома «Птица», наиболее «мейнстримовым» в дискографии «АукцЫона». Святослав Иванов этого не сказал, но добавлю от себя, что этой пластинкой явно вдохновлялись «Мумий Тролль», «Ленинград» и «Би-2».

Музыканты же по факту сочли «Птицу» слишком «попсовой» и 12 лет не выпускали вообще ничего нового под брендом «АукцЫон». Леонид Фёдоров увлёкся всевозможными авангардными коллаборациями, которые уже четверть века просто по умолчанию вызывают восхищённые отзывы от крайне узкого круга слушателей. В выпуске «Букв Кадр Звуков» впроброс объясняется, что, достигнув коммерческого успеха, Фёдоров, в отличие от большинства коллег, не поплыл по течению, а отправился «вглубь музыки» на исследования. При всём уважении к «дайверу», нырнул он туда без большей части слушателей и даже без музыкантов «АукцЫона», который на долгое время стал чисто концертным составом. Потом побочные проекты и «АукцЫон» состыковались, как модули МКС, что привело к выпуску новых альбомов группы. Впрочем, от сольных авангардных экспериментов Фёдорова эта музыка отличалась не слишком, а ответ на вопрос, почему любые работы Леонида априори признаются гениальными, так и не прозвучал.

В конце выпуска сам Святослав Иванов признал, что истории «АукцЫона», в котором даже состав менялся довольно редко, не хватает драматических поворотов, а посему видео получилось вяловатым. Был прекрасный способ его оживить, развенчав авангардные потуги группы и её лидера, но фанат «АукцЫона» на такое кощунство не способен.

Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»

Фото: обложка альбома "Птица"
Теги: рецензии, АукцЫон, Алексей Мажаев, Святослав Иванов
β 16+