Владимир Путин назвал IV выставку-форум «Уникальная Россия» по-настоящему красивым проектомШвейцария стала победителем «Евровидения»Йост Кляйн из Нидерландов отстранен от участия в финале «Евровидения 2024»Настя Задорожная ждет ребенкаДжастин Бибер станет отцомХилари Дафф стала мамой в последний разПевица Нюша разводится с мужемУчастники группы Little Big ждут ребенкаУмер Андрей ТропиллоБогдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»

«Нужна единая политика»: в НИУ ВШЭ обсудили законодательное обеспечение развития креативных индустрий

Предоставлено Институтом развития креативных индустрий НИУ ВШЭ / Евгения Башкардина; Евгений Сафронов, Екатерина Чичеткина

Дискуссия, посвященная законодательному обеспечению развития креативных индустрий в России, состоялась 5 апреля 2023 года в рамках XXIV Ясинской (апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества в Институте развития креативных индустрий НИУ ВШЭ. Торжественно открыла мероприятие директор Института развития креативных индустрий Татьяна Ривчун, а модератором выступил заместитель председателя Мосгордумы Степан Орлов.

Заместитель председателя совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Юлия Приходина начала дискуссию, отметив, что с точки зрения русского языка креативность и творчество – не одно и то же.

– Творчество – это процесс созидания. Креативность – это свойства личности, которые позволяют создавать что-либо. Это понятия хоть и близкие, но разные, – заявила она.

Юлия Приходина также отметила, что нигде в Концепции развития творческих (креативных) индустрий, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2021 г. № 2613-р, не упоминаются самозанятые, хотя именно этот налоговый режим наиболее популярен среди художников, фотографов, дизайнеров и других творческих профессий.

Эксперт также отметила, что Концепция развития творческих (креативных) индустрий – важнейший шаг в попытке регулирования и создания понятийного аппарата, но к тексту документа есть серьезные вопросы. В частности, определение того, что можно считать креативными индустриями, дано очень широкое, а перечень этих индустрий не является закрытым.

Татьяна Ривчун

Президент Фонда развития общественной дипломатии «Женский взгляд» Вероника Пешкова отметила, что к народно-художественным промыслам нельзя относиться как к дотационному направлению. Вместо этого их необходимо переориентировать так, чтобы они были применимы в жизни, актуальны.

– Это традиция, но она когда-то была инновацией. Промыслы способны делать то, что будет применяться в современной жизни. Традиция будет сохраняться путем ее применения в быту, – заявила спикер.

По оценкам Вероники Пешковой, оборот народно-художественных промыслов в Индии сейчас – 100 млрд долларов, и у российских потенциал не меньше.

Директор центра творческих индустрий «Фабрика» Ася Филиппова подчеркнула, что закон о креативных индустриях критически важен в современном мире – он должен охватывать и предпринимательство, и самозанятых, и НКО.

В то же время она отметила, что экономика сейчас поделена на два больших сектора – крупная промышленность, куда входят госкорпорации, и рыночный сектор. Именно последний, по мнению эксперта, надо переориентировать на креативную экономику.

– Важно, чтобы на федеральном уровне полномочия были перераспределены в пользу регионов. Потому что мы знаем, что в регионах есть люди, которые хотят поддерживать креативные индустрии, но не имеют на то полномочий, – заявила она.

Директор проектов Центра городских компетенций Агентства стратегических инициатив Илья Токарев в ходе дискуссии предложил использовать уже существующую практику отнесения индустрий к креативным. В качестве эталона он назвал методологию, созданную UNCTAD (Конференция ООН по торговле и развитию). В ней перечисляется ряд однозначно креативных видов деятельности, однако на практике каждая страна, использующая этот подход, дополняет список в соответствии с собственными традициями и интересами.

– В целом, на мой взгляд, галереи и музеи относятся к сфере креативных индустрий. Приравнивать их к книжному магазину некорректно. Книжный магазин – это точка продаж. Галерея – это культурный объект, который несет просветительскую функцию, как и музей, но является узкоспециализированным частным заведением, – прокомментировал он.

По его мнению, для создания инфраструктуры креативных индустрий в первую очередь необходимо законодательно закрепить понятие креативных кластеров.

Степан Орлов не согласился с этой позицией, отметив, что очень важно сохранить товаропроводящую сеть в качестве креативной индустрии.

– Художник – это креативная индустрия, но при этом картинную галерею почему-то не считают креативной индустрией. Издательство – креативная индустрия, оно выпускает книги, а вот книжный магазин – выходит, нет? Но ведь без него книга никак не дошла бы до потребителя. С точки зрения законодательства книжный магазин – это просто точка продаж наряду с колбасной, винной и косметической. А ведь там проходят автограф-сессии, встречи с писателями – книжные магазины играют колоссальную роль в продвижении культуры чтения и, конечно же, являются креативной индустрией. То же самое с кинотеатрами. У нас не будет кинематографа, если не будет кинотеатров, хотя сами они не производят культурный продукт, – сказал он.

Егор Иванков

Председатель Комиссии по развитию креативных индустрий Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Егор Иванков отметил, что в ближайшее десятилетие страна будет находиться не только в правовой, но и в геополитической неопределенности.

– На Концепцию развития творческих (креативных) индустрий надо смотреть как на оболочку, которую необходимо заполнить смысловыми и правовыми конструкциями. В мире достаточно велик объем финансовой ликвидности, которая не может существовать просто так – ей нужен предмет, применение. Результаты интеллектуальной собственности – это быстрый способ либо поглотить существующую ликвидность, либо нарастить новую, – заявил он.

Заместитель Председателя Комитета по интеллектуальной собственности и креативным индустриям РСПП Сергей Матвеев, несмотря на настрой большинства присутствующих в очередной раз пообсуждать нормативное регулирование креативной экономики, заявил, что закон о креативных индустриях не нужен, самозанятые не могут быть основой индустрии, а связь между ОКВЭД и креативностью – крайне призрачная.

– Креативные индустрии – это новые общественно-экономические отношения, когда мы готовы платить деньги за продукты, созданные творческим, интеллектуальным трудом. Это значит, что в них воплощены результаты интеллектуальной деятельности. Интеллектуальная собственность – другой тип экономического актива: ни нефть, ни лес, и даже не трудовые ресурсы в марксистском понимании. Активы всех креативных индустрий нематериальны, в первую очередь это интеллектуальная собственность и бренды. Для работы креативных индустрий нужны в первую очередь права интеллектуальной собственности, и они уже сформулированы в IV части ГК РФ, – заявил он.

По мнению Сергея Матвеева, надо прекратить бессмысленное обсуждение очередной регуляторной нагрузки на креативный бизнес, а вместо этого совершенствовать налоговое и финансовое законодательство, позволяющее инвестировать в творческий продукт. При возникновении необходимости точечного регулирования или ускоренного развития отдельных индустрий, входящих в креативные, уже и так много законов: например, о господдержке кинематографа, о средствах массовой информации, об архитектуре и других.

– Например, банки сейчас берут в залог недвижимость, но не берут имущественные права интеллектуальной собственности, потому что ЦБ РФ считает их неликвидным активом. Кроме того, в стране нет нормального режима оборота прав – что-то освобождено от уплаты НДС, что-то – нет. Интеллектуальная собственность, которая должна воплощаться в более дорогих, качественных и прибыльных креативных продуктах, просто не доходит до производителя, споткнувшись о налоговый барьер, – отметил он.

Сергей Матвеев

Сергей Матвеев также напомнил, что индустрия – это серийное производство. Признак индустрии – масштаб, не свойственный кустарному производству. Поэтому сами по себе самозанятые, по его мнению, не являются индустрией – каждому художнику должен быть открыт путь в галерею, каждому писателю – в издательство. Индустрия создается тогда, когда существует устойчивое взаимодействие авторов, создателей интеллектуального продукта, студий, издательств, продюсерских центров, цифровых платформ и промышленных производителей, распространителей креативных продуктов. Сомнительно и упование на регулирование индустрий через признак ОКВЭД.

– Надо забыть об ОКВЭДах, потому что под одним видом экономическая деятельность может осуществляться совершенно по-разному. Под «производством пищевых продуктов» могут подразумеваться как уникальные авторские рецепты, так и обычная столовая, где основной экономический актив – кастрюли и плиты. Когда в этой столовой будут уникальные рецепты, которые в форме ноу-хау висят на балансе, тогда столовая станет частью креативной индустрии, – отметил эксперт.

Татьяна Абанкина

Генеральный директор креативной лаборатории «Территория Дизайна», член Правления Союза креативных кластеров Майя Свистухина не согласилась с тезисом, что закон о креативных индустриях не нужен. Она напомнила, что Концепция развития творческих (креативных) индустрий не является нормативно-правовым актом, поэтому приведенные в ней формулировки носят ориентировочный характер.

– Закон нужно принять для того, чтобы мы, сидя за одним столом, в течение часа не пытались понять, что каждый из нас имеет в виду под одними и теми же понятиями. Вместо этого мы могли бы перейти к формированию условий для развития креативных индустрий, – сказала она. – Закон о креативных индустриях должен в первую очередь решить проблему с понятийным аппаратом – что относится к креативным индустриям. IV часть ГК РФ важна, но ее нужно пересечь с теми объектами, которые к классическим объектам креативных индустрий не имеют отношения.

Майя Свистухина также напомнила, что нормативно-правовая база уже формируется – в частности, определение креативных индустрий в январе 2023 года нашло отражение в «Основах государственной культурной политики». Вместе с тем спикер согласилась, что термин пока не идеален и требует доработки.

Виктория Боос

Ведущий эксперт «Российской кластерной обсерватории» Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Виктория Боос рассказала про новое исследование, в ходе которого был составлен рейтинг инновационной привлекательности городов мира. Одним из критериев рейтинга стало развитие креативных индустрий.

– За каждым успешным с точки зрения креативности городом стоит целая история разных комплексных финансовых и нефинансовых мер. Если говорить о том, начался ли успех с закона, то ответ будет отрицательным. Ситуации были разными – где-то законы шли с отставанием, где-то – появлялись заблаговременно, но сказать, что в основе всегда лежало грамотное стратегирование нельзя, – прокомментировала спикер. – Проблемы, с которыми мы сталкиваемся сейчас, когда российское законодательство отстает от развития креативных индустрий, – не являются специфическими и вполне преодолимы.

Так, по мнению Виктории Боос, идея нового закона интересна главным образом регионам. Они боятся включать слово «креативность» в свои государственные программы, поскольку их программы, как правило, делаются по кальке с федеральной программы. Кроме того, зачастую регионам требуется даже не закон, а законодательный комплекс, в котором бы активно участвовал местный уровень и советы депутатов.

Главный редактор информационного агентства InterMedia, разработавшего в 2022 г. методику изучения креативных индустрий Московской области, Евгений Сафронов напомнил, что обсуждаемые индустрии в международной практике считаются особо важными для общества, однако в разных странах называются по-разному: где-то – культурными, где-то – креативными, используются и другие варианты. При этом каждая страна внимательно анализирует и определяет для себя состав этих индустрий – и в России его также сходу определить нельзя: это может сделать только авторитетная рабочая группа в ходе подготовки закона, как это, к примеру, было сделано в Московской области.

– А вот в Ханты-Мансийском автономном округе приняли необычный закон о креативных индустриях. Они использовали собственный подход, не копируя, как часто бывает, другие исследования. На наш взгляд, хоть этот проект и можно критиковать, но следует отдать должное креативному подходу и оригинальности, – отметил спикер.

Евгений Сафронов отметил лавинообразный рост запросов с самых разных сторон, в первую очередь из регионов, на адекватную аналитику по вопросам культуры и творческих (креативных) индустрий – ведь сейчас ясности в этом вопросе на федеральном уровне просто нет. Эксперт привел в пример федеральный проект «Культурная столица года», реализуемый при поддержке Президентского фонда культурных инициатив – города-конкурсанты при заполнении заявок на участие в конкурсе сталкиваются с затруднениями при определении как состава творческих (креативных) индустрий, так и применимой терминологии.

Спикер отметил потенциальную опасность подготовки Закона без учета действующей регуляторики в сфере культуры – архаичной и противоречивой. Особую опасность составляет отсутствие экспертизы в большинстве секторов культуры, что создает широкие возможности для манипуляций и злоупотреблений.

– Даже самый хороший новый закон о творческих (креативных) индустриях сразу войдет в противоречие с сотней других законов, применять его будет сложно, если вообще возможно. Совершенствование законодательства должно быть комплексным, и мы должны отдавать себе отчет, что это займет не один год, – отметил эксперт. – Вспомните, принятие Закона о культуре было запланировано на второй квартал 2018 года, но воз и ныне там. Нужно ли торопиться с новым законом по креативным индустриям? Не лучше ли все же начать с совершенствования текущего законодательства?

Евгений Сафронов

Отдельно Евгений Сафронов остановился на классификаторе ОКВЭД, отметив множество противоречий и недоработок в нем, вплоть до отсутствия множества актуальных видов деятельности в области культуры – от разработки видеоигр до производства виниловых пластинок – и это при том, что для многих видов деятельности, например хлебобулочной, предусмотрены десятки отдельных кодов. По этой причине попытка использования ОКВЭД в целях исследования творческих (креативных) индустрий дала бы неприемлемую погрешность в 50–75%. Для системного исследования и мониторинга индустрий необходима выработка специальной методики на основе экспертизы.

Продолжая тему, спикер ознакомил собравшихся с предложениями по статистическим показателям оценки деятельности в сфере творческих (креативных) индустрий, подготовленными InterMedia для рассмотрения на рабочей группе Министерства культуры РФ. В частности, в документе определены критерии отнесения к 15 креативным (творческим) индустриям, дополнительно описаны 7 базисных группировок, обеспечивающих работу всей творческой (креативной) экономики. Составлен проект классификатора, состоящий из 136 видов деятельности, разнесенных на два типа – основную творческую, а также профильную инфраструктурную, без которой невозможно существование индустрий.

– В инфраструктурную деятельность входит все, что связано с созданием произведений, их тиражированием, доведением до аудитории и др. К примеру, без типографий невозможно издать книгу, а без книжных магазинов – продать ее, тем самым создавая оборот индустрии. Широко используемый сейчас проектный подход точечно приносит значительную пользу, но не помогает формированию устойчивых индустрий. Мы же предлагаем системный подход, основанный на детальной экспертизе и продуманном комплексном стимулировании деятельности по видам – именно так в конечном счете и может быть обеспечено стабильное развитие индустрий как таковых. Но для такого подхода необходимы институциональные изменения и единая культурная политика, – отметил эксперт.

Павел Соломатин, InterMedia

Фото: Предоставлено Институтом развития креативных индустрий НИУ ВШЭ / Евгения Башкардина; Евгений Сафронов, Екатерина Чичеткина
Теги: Павел Соломатин, репортаж, Высшая школа экономики, креативные индустрии

На «Уникальной Евразии» обсудили консолидацию евразийского пространства через культуру и память

15.05.2024 13:50 Lifestyle Рубрика: Хроника 16+
Ярославна Абаина; Евгений Сафронов/InterMedia

I форум «Уникальная Евразия» состоялся в рамках деловой программы IV Художественно-промышленной выставки-форума «Уникальная Россия» 12 мая 2024 года в московском Гостином дворе. Событие, призванное консолидировать общественные институты, организации и движения, развивающие идеи и создающие инструменты объединения и кооперации на Евразийском пространстве, приковало внимание экспертов, общественных деятелей и активных граждан.

На форуме обсудили следующие темы:

  • Культура - как основа для укрепления делового сотрудничества;
  • Евразия 2030 – перспективы развития;
  • Диалог бизнеса и власти в рамках Евразийского сообщества;
  • Открытая Евразия – территории будущего.

Модераторами дискуссий стали Валерий Лоскутов, Олег Невзоров и Петр Козырев.

Открывая секцию «Открытая Евразия – территории будущего», председатель Комиссии по развитию креативных индустрий при Совете по финансово-промышленной и инвестиционной политике ТПП РФ Егор Иванков сделал акцент на необходимости применения комплексного подхода в управлении территориальным развитием. Участникам дискуссии и зрителям были представлены организационно-правовые и функциональные модели, разработанные в ходе проведения научно-исследовательских и опытно конструкторских работ. Также Егор Иванков сделал акцент на необходимости разработки длинных стратегий, и в качестве примера представил «Международную корпорацию развития Салюс, стратегия 2063»:

- В ходе эксперимента нам удалось продемонстрировать хорошие показатели, так и коэффициенты полезного действия. Взаимодействие с научной и образовательной средами позволяет вовлекать максимальное количество интересантов, партнерство с торгово-промышленными палатами России и других стран позволяет пользоваться всей сетью на взаимно выгодных условиях. Также ГК САЛЮС в качестве централизованной системы взаимодействует с сетевыми децентрализованными структурами, в том числе и с академиями наук. Сейчас ведётся работа по созданию территориальных, целевых и проектных консорциумов с единым центром по проектному управлению и казначейскому сопровождению проектов развития. Потенциал территории России мы оцениваем в 100 тысяч проектов, это объективная цифра и поднять такой портфель возможно только через планово-хозяйственные модели.

В завершение секции председатель правления Российского клуба православных меценатов Андрей Поклонский рассказал о роли памяти и традиций в государстве:

- Единое государство, единую общность цементируют две вещи - память и традиции. Память - это то, кто мы, откуда мы, она дает понимание, что мы не колоссы на глиняных ногах, а общество со своей богатой историей. Такое понимание должно формироваться с самого детства - надо и рассказывать детям об истории, и учить их на своем примере. Государство может затратить огромное количество денег на какие-то социальные проекты, но если на кухне папа и мама ругают соседей, ругают правительство, не создают чувства общности, то ребенок, слушая все это, начинает ненавидеть и школу, и все вокруг. Воспитание в семье очень важно, и его основой должна быть именно память прошлых лет. Теперь немного расскажу о традициях. Сейчас мы возрождаем некоторые из них - даже забытые 300-400 лет назад. Одна из таких традиций - это строительство т.н. обыденных храмов (православных храмов, построенных за один день, - прим. ред.), как в 16 веке. Первый такой храм мы построили 7 апреля 2008 года, а сейчас их уже 22. Подробнее об этом и других проектах можно узнать на сайте Российского клуба православных меценатов.

Эффектную точку в дискуссии поставило впечатлившее всех зрителей яркое выступление певицы Ирины Видовой с совершенно новой песней.

- Это не простая песня, но говорить об этом пока рано, - добавила интригу певица, загадочно улыбаясь.

Фото: Ярославна Абаина; Евгений Сафронов/InterMedia
Теги: репортаж, Уникальная Россия, Ирина Видова-Молчан, Уникальная Евразия
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Олег Дворянкин раскроет кибербезопасность «По ту сторону Введенских ворот» в “Библио-глобусе”

14.05.2024 17:58 Lifestyle Рубрика: Анонсы 16+
предоставлено пресс-службой проекта

Новая книга «По ту сторону Введенских ворот. Кибержизнь. «Мизер» или «Игра теней». Берегите себя» писателя Олега Дворянкина будет презентована 20 мая 2024 года в “Библио-глобусе”. Богатейшая личная практика Олега Дворянкина систематизирована в фолианте впечатляющего объёма 846 страниц и весом 2,3 кг - это настоящая энциклопедия информационной безопасности как внутри интернета, так и на его внешнем контуре. И дело, конечно, не в объёме, а в глубине, с которой книга охватывает все аспекты кибербезопасности - технические, юридические, медицинские, психологические, педагогические, физико-математические, экономические и др. Уникальный случай - вводные статьи к главам книги написали 7 докторов наук различных дисциплин, а также 3 ведущих эксперта по военному делу, истории и философии.

Прочитать сегодня столь масштабную книгу – это действительно поступок, а для кого-то - и подвиг. Старшее поколение, некогда державшее в руках настоящие книги, спокойно закроет ноутбук, наденет очки и погрузится в чтение. Но особый героизм потребуется от молодых людей, клиповое мышление которых не позволяет долго концентрироваться на одной проблеме. Однако даже среди молодежи растет понимание жизненной важности информационной безопасности.

Выход книги из печати по времени совпал с проведением объединенной расширенной коллегии ФСБ и МВД России, в ходе которой Президент РФ Владимир Путин указал на проблемы в сфере информационной безопасности, прямо заявив: “Надо существенно расширить возможности для превентивной реакции на такие угрозы, усилить защиту отечественной информационной инфраструктуры". Эти слова - авторитетное подтверждение своевременности и актуальности работы Олега Дворянкина.

В книге детально представлены информационные технологии Интернета, в том числе его тёмной стороны — Даркнета, которыми в равной степени пользуется как простой обыватель, так преступник. Олег Дворянкин показывает, что даже открытая часть интернета таит в себе не только много красивых, ярких, притягательных явлений и событий, но и опасных, скрытых угроз. Но главное - в ней детально рассказывается, как можно себя обезопасить в относительно «тихих» водах информационных технологий, где скрываются криминальные структуры.

- Вы погрузитесь в таинственный и прекрасный, но в то же время страшный и ужасный мир интернета, представленный с самых разных сторон, - рассказал автор корреспонденту “ИнтерМедиа” .

Для кого-то книга станет ликбезом по безопасности в интернете, а для кого-то - учебником при выборе новой профессии. Для обладателей клипового мышления приведем тезисы этого фундаментального труда:

Во-первых, миром правят данные, и эти данные — новая нефть.

Во-вторых, ключевым компонентом цифровой грамотности является осторожность.

В-третьих, если в недавнем прошлом национальная граница была барьером для преступности, то сетевая революция позволяет преступникам с легкостью эти барьеры преодолевать.

В-четвертых, ценность сети возрастает пропорционально квадрату числа её пользователей, то есть, чем больше экономических агентов будет вовлечено в интернет-бизнес, тем успешнее он будет.

В-пятых, одним из наиболее проблемных элементов кибербезопасности является эволюционирующий характер рисков.

В-шестых, человеческий фактор является самым слабым звеном в информационной безопасности: «Безопасность — это не технологическая проблема. Это проблемы человека и управления» (Кевин Митник)

В-седьмых, информационная безопасность начинается с каждого из нас, с его отношения к опасности, с его умения принять опасность и оградить себя от неё.

В-восьмых, любой конфликт между людьми — в первую очередь информационный.

В-девятых, безопасность - это особый вид деятельности, система мер, направленных на предотвращение опасности.

В-десятых, одна из главных особенностей информационной войны заключается в возможности многократного «захвата» одной и той же аудитории без чёткого осознания этой аудиторией факта «захвата».

Об авторе:

Олег Александрович Дворянкин окончил Государственную академию нефти и газа имени И.М.Губкина и Московский университет имени А.С. Грибоедова. Имеет два высших образование - техническое и юридическое, а также степень кандидата юридических наук. Написал более 250 научных работ, 6 учебно-методических пособий и 10 книг. В настоящее время работает преподавателем, передавая свой опыт и знания молодёжи.

В течение последнего времени Олег Дворянкин выпустил пять книг из серии «По ту сторону Введенских ворот». В первой из них «Часть 1. История» писатель собрал, систематизировал и представил большое количество сведений о Рязанской земле. Вторую книгу «Надо ли бояться человека с 3D-оружием?» Олег Дворянкин написал вместе с сыном - специалистом по аддитивным технологиям «3D-печать» - она посвящена историческим корням создания 3D-оружия. В третьей книге «Криптовалюта — виртуальная реальность?!» Олег Дворянкин детально описал плюсы и минусы нового элемента финансовой системы – криптовалюты. В четвёртой книге «Аддитивные технологии — будущее уже наступило?!», также написанной в соавторстве с сыном, речь пошла уже об аддитивных технологиях, с помощью которых посредством 3D-печати можно изготовить любые предметы, вплоть до человеческих органов. В пятой книге «История, которую приказано забыть» рассказывается об исторических фактах и событиях, о которых забыли и вычеркнули из памяти потомков - непреднамеренно или по чьей-то воле. Книга «Кибержизнь. «Мизер» или «Игра теней». Берегите себя» стала шестой в этой серии.

Кроме того, перу Олега Дворянкина также принадлежат книги «Контрафакт – зло или благо?», «Россия. Интеллектуальная собственность. Прорыв в будущее», «Операция, которую назвали «Контрафакт» и «Авторские и смежные права. Ответственность за их нарушение. Уголовно-правовые аспекты» и др.

Презентация состоится 20 мая в Большом зале ТД “Библио-глобус” (2 этаж) в 18.30. Адрес: Москва, ул. Мясницкая, 6/3, стр. 1.

Справки и аккредитация - pr@intermedia.ru

Фото: предоставлено пресс-службой проекта
Теги: книги, анонс презентации, Олег Дворянкин

Владимир Путин назвал IV выставку-форум «Уникальная Россия» по-настоящему красивым проектом

13.05.2024 20:14 Lifestyle Рубрика: Хроника 16+
Арсен Меметов

В московском Гостином дворе завершила свою работу IV Художественно-промышленная выставка-форум «Уникальная Россия», проходившая со 2 по 12 мая 2024 года. Участники из 78 регионов Российской Федерации представили изделия мастеров декоративно-прикладного искусства и организаций народных художественных промыслов, произведения ювелирного искусства, творчество современных художников, скульпторов и др.

Приветствие в адрес участников и организаторов выставки «Уникальная Россия» направил президент Российской Федерации Владимир Путин, подчеркнув:

- Отрадно, что за столь короткий срок ваш творческий и по-настоящему красивый проект завоевал широкую известность, стал большим, ожидаемым событием в культурной, общественной жизни столицы и всей России. Ежегодно выставка объединяет на своих площадках талантливых мастеров и многочисленных ценителей искусства из разных регионов, служит важному делу сохранения и популяризации самобытных традиций и обычаев, художественных народных промыслов, которыми по праву славится наша многонациональная страна.

В 2024 году «Уникальная Россия» была приурочена к 195-летию выставочного движения в России, берущего начало с Первой выставки промышленных и художественных изделий 1829 года в Санкт-Петербурге. Фонд развития художественной промышленности и ювелирного искусства совместно с музеями Гознака и Минфина представили на «Уникальной России» исторический раздел, посвященный 250-летию министра финансов Российской империи Е.Ф. Канкрина и 175-летию выдающегося государственного деятеля С.Ю. Витте, которые внесли весомый вклад в развитие выставочного движения в России. Отдельную часть экспозиции посвятили 190-летию Д.И. Менделеева, который был не только знаменитым ученым-химиком, но и возглавлял Палату мер и весов Министерства финансов Российской империи. Среди экспонатов стенда – генеральский мундир Российской императорской армии 1907 года, медаль Министерства финансов Российской империи «За трудолюбие и искусство» с изображением императора Николая I 1831 года, автограф Д.И. Менделеева, книги, документы и другие артефакты.

Отдельные регионы нашей страны представили на «Уникальной России» объединенные стенды, где посетители могли не только увидеть, но и приобрести, например, берестяные изделия из Чувашии, знаменитую кожаную мозаику из Татарстана, авторские изделия елецких кружевниц, работы уэленских косторезов из бивня моржа и другие визитные карточки регионов. Выставка неуклонно развивается и расширяется: впервые в этом году свои стенды представили Приморский край, Камчатка, Республика Тыва, Ямал и Курганская область. Посетители могли полюбоваться и работами участников из новых регионов России – Запорожской и Донецкой областей (работа автора из Мелитополя удостоилась первого места в конкурсе «Уникальные мастера России»).

Были представлены на выставке и организации-юбиляры: отметившие в этом году 100-летие легендарное предприятие «Палех», известное своими лаковыми миниатюрами на весь мир, и фабрика художественных промыслов «Паха Тере», чью знаменитую вышивку знают далеко за пределами родной Чувашии.

Ежегодно выставка-форум «Уникальная Россия» выбирает своим символом определенное произведение ювелирного искусства. В 2024 году им стала камнерезная композиция «Россия», выполненная мастерами Екатеринбургской студии «Святогор» – копия скульптуры Николая Лаверецкого 1896 года (в 1900 году на Всемирной выставке в Париже оригинальная скульптура получила Гран-при вместе с остальной коллекцией художественного литья Кыштымского горного округа). В Гостином дворе можно было также увидеть и работы, которые становились символами «Уникальной России» в 2022 году (макет Храма Василия Блаженного, выполненный Гаиком Алексаняном) и в 2023 году (Пасхальное яйцо, посвящённое 800-летию со дня рождения Александра Невского, созданное Сергеем Коломийцевым и Дмитрием Котляревским). Своё почетное место эти работы заняли в Галерее шедевров современного ювелирного искусства, расположившейся в центральной части выставочного пространства.

Выставка «Уникальная Россия» — это живой сплав традиций и современности, обеспечивающий связь времен и культурную преемственность. Знатоки современного искусства оценили реконструкцию утраченных работ русских авангардистов начала ХХ века, фантазии на тему русских народных сказок, переданные через эстетику современных гаджетов, и другие творческие находки российских художников, некоторые из которых представляют сегодня свои работы в лучших музеях мира.

Ценителей народных костюмов привлек историко-этнографический проект «Традиционный костюм народов Казанского Поволжья второй половины XIX – первой половины XX вв.», который ранее был показан в Казанском кремле. Гости экспозиции познакомились с культурным наследием тюркских, финно-угорских народов, а также русских общин, исторически проживавших на территории Казанского Поволжья. Собрание костюмов было дополнено музейными предметами быта.

Свои программы на выставке презентовали ведущие отраслевые учебные заведения, среди них – Университет РГУ им. А.Н. Косыгина, МГХПА им. С.Г. Строганова, а также Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.

«Уникальная Россия» — это не только выставка, но и форум, ставший важнейшей патриотической платформой, формирующей облик современной России с учетом её богатейшего культурно-исторического наследия и перспектив развития. В рамках форума состоялось свыше 70 деловых и культурных мероприятий, в частности, I бизнес-форум «Креативная Россия», I Евразийский цивилизационный форум «Уникальная Евразия», Форум «809», направленный на реализацию Указа президента РФ о сохранении нравственно-культурных ценностей нашей страны, Третья церемония награждения сестёр милосердия наградой «За самоотверженный и милосердный труд», музыкальный фестиваль фольклорных коллективов «ВотЭтно!», Дни моды российских дизайнеров «Уникальная Россия» и Фестиваль моды «Взором на восток», представляемый Евразийской ассоциацией этнодизайнеров, Форум «Медиа Россия», Фестиваль-концерт лучших хореографических коллективов России и многие другие события.

На «Уникальной России» подвели итоги сразу трех творческих конкурсов федерального уровня, объединивших десятки талантливых мастеров, художников, ювелиров. Это Всероссийский конкурс авторских работ «Уникальные мастера России» (Гран-при конкурса получил заслуженный мастер международного класса из Крыма, полный кавалер Ордена Карла Фаберже Мехти Исламов); конкурс ювелирного и декоративно-прикладного искусства «Золотые руки России», конкурс «Уникальная картина мира», организованный Творческим союзом художников России. Наградами были отмечены выдающиеся творцы со всей страны, для которых выставка стала важной вехой в творческом пути и стимулом для новых свершений.

В этом году проведение выставки «Уникальная Россия» совпало с двумя важнейшими датами в истории и культуре нашей страны – празднованием Светлой Пасхи 5 мая и 79-летней годовщины Дня Победы 9 мая.

В День Победы на главной сцене «Уникальной России» состоялся праздничный концерт «Герои Победы» и Международный многожанровый фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Мелодии Победы», а ранее в Гостином дворе прошла патриотическая акция в поддержку участников СВО «А нам нужна одна Победа». Посетители всех возрастов изготавливали броши с георгиевской ленточкой, оставляли надписи на окопных свечах и футболках, писали письма бойцам. Все созданные сувениры были лично переданы соорганизаторами акции на фронт.

«Уникальная Россия» направлена в том числе на укрепление имиджа России на международной арене и развитие культурного сотрудничества между странами. В выставочной, культурной и деловой программе форума приняли участие представители Белоруссии, Узбекистана, Киргизии, Индии. Построение новой архитектуры российско-африканских отношений обсудили участники форума «Россия и Африка – дорога в будущее». В форуме приняли участие послы африканских государств, руководители и сотрудники дипломатических миссий дружественных стран, государственные и общественные деятели России и Африки.

Приветственное слово участникам и организаторам выставки-форума направила министр культуры РФ Ольга Любимова. Почетными гостями выставки стали заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев, постоянный представитель Республики Крым при президенте РФ Георгий Мурадов, председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов, директор департамента по многостороннему сотрудничеству и культурным связям МИД РФ Александр Алимов, директор департамента легкой промышленности и лесопромышленного комплекса Минпромторга РФ Вера Хмырова, депутаты Государственной Думы Татьяна Буцкая, Татьяна Кусайко, сенатор Жанна Чефранова, депутат Московской городской Думы Людмила Стебенкова, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Елена Дыбова, художник Никас Сафронов, музыкант и поэт Вадим Степанцов, актриса Наталья Бочкарева и др.

Организатор выставки — Ассоциация организаций народных художественных промыслов, ремесленников и художников «Наследие и традиции».

Информационную и организационную поддержку оказывают Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство финансов РФ, Министерство иностранных дел РФ, Федеральное агентство по делам национальностей.

Существенный вклад в проведение выставки-форума и поддержку Ассоциации вносят Фонд «Уникальная Страна» и Фонд развития художественной промышленности и ювелирного искусства.

Выставка-форум «Уникальная Россия» проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Официальное пресс-агентство — «ИнтерМедиа».

Официальное пиар-агентство — «Maestro Agency PR».

Дополнительная информация о проекте — на официальном сайте.

Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.

Фото: Арсен Меметов
Теги: Владимир Путин, репортаж, Уникальная Россия
β 16+