Рецензия на аниме-сериал «NieR: Automata Ver1.1a»: Этой ночью машины научатся пить солидол

Оценка: 6 из 10
В 2017 году японский холдинг Square Enix выпустил игру NieR: Automata, разработанную студией Platinum Games.
Тут стоит сделать пояснение для тех, кто от игровой индустрии далек, но кино смотрит много, что игру NieR: Automata уместно сравнивать с первой «Матрицей». Вачовски тогда сняли кино, которое позиционировалось как блокбастер с новаторскими техническими приемами (первое слоу-мо на экране!). На деле же за ним скрывалось глубокое авторское высказывание, где герои между строк цитировали философские и религиозные трактаты и сталкивали лбом мировоззрения. NieR: Automata – такой же блокбастер, но от мира игр. При этом во главу угла при его позиционировании ставились не столько бои, сколько сексуальная главная героиня с холодным характером – робот-андроид 2B – которой геймплей позволял в т.ч. заглядывать под юбку. Но по факту игра оказывалась совсем про другое (а начиналась так, что и вовсе никаких интимных возможностей не предполагала). Игрок получал глубокий сюжет с серьезным философским подтекстом, рассуждениями про судьбу и свободу воли, а также постмодернистским цитированием.
Глубина в обоих произведениях была сугубо поп-культурной, что не отменяет самого факта ее наличия. В этом плане сравнение игры NieR: Automata с фильмом «Матрица» выглядит вполне обоснованным. Тем более, что и успех у обоих произведений был колоссальным.
В 2023 году по мотивам игры начал выходить аниме-сериал. Его выпуском занималась студия A-1 Pictures, также принадлежащая холдингу Square Enix. Впрочем, «выходить», – это, пожалуй, слишком громкое слово. После третьего эпизода производство было приостановлено. Согласно официальному заявлению – из-за новой вспышки пандемии коронавируса в Японии. Трудно сказать, какими были реальные причины, но, кажется, ничего серьезного зрители в итоге не потеряли.
Сюжет аниме почти полностью повторяет сюжет игры. Действие разворачивается в 11945 году. Несколько тысяч лет назад неизвестная инопланетная раса, используя машинные формы жизни, захватила Землю. Люди, оказавшись не в силах противостоять захватчикам, эвакуировались на Луну. Следующие несколько тысяч лет человечество предпринимало попытки освободить родную планету с помощью все новых и новых моделей боевых андроидов. В начале сериала десант таких андроидов проводит операцию в Тихом океане, но гибнут все боевые единицы, кроме 2B. Ее задание – встретиться с моделью-сканером 9S и вместе с ним осмотреть заброшенную фабрику, чтобы уничтожить машину класса «Голиаф». В ходе выполнения миссии оба замечают, что многие машинные формы жизни в последнее время из враждебных стали нейтральными, другие же и вовсе начали эволюционировать и копировать поведение людей.
Сериал пытается повторять игру, но делает это весьма нескладно. В оригинальной NieR: Automata был хорошо выверен баланс между геймплеем и кат-сценами, отвечающими за сюжет. Аниме берет сюжетную канву, знакомых персонажей, а все промежутки между игровыми диалогами заполняет кое-как нарисованными драками. В результате, с одной стороны, не выстраивается баланс между экшеном и сценами, важными для сюжета. С другой стороны, подача истории вообще не способна заинтересовать никого, кроме фанатов NieR: Automata. К тому же аниме нельзя назвать каким-то особо красивым: экшен нарисован без фантазии и изысков. Редкие 3D-вставки не столько украшают, сколько режут глаз (для сравнения возьмем «Человека-бензопилу» или нового «Тригана», где 3D реализован красиво и использован аккуратно).
Начиная с третьего эпизода в сюжете начинает активно участвовать андроид по имени Джекэсс, который в игре выполнял даже не второстепенную, а третьестепенную роль. Видимо, авторы вовремя поняли, что смотреть много эпизодов с героями, которым запрещено показывать эмоции, для зрителей может быть слишком уж утомительно. Правда, повторяя диалоги из игры, авторы сериала забыли хоть как-то пояснить для зрителей, незнакомых с первоисточником, в чем различия между разными моделями андроидов и откуда на Земле взялось Сопротивление.
Музыкальное сопровождение в аниме-сериале полностью позаимствовано у игры. Это могло бы быть хорошей новостью, но прекрасная музыка и песни, написанные японской группой Monaca и исполненные английской вокалисткой Эми Эванс, используются на редкость нескладно, а порой и вовсе неуместно. То треки звучат совсем не те, которые были в аналогичных моментах игры, то звукорежиссура страдает – музыку не слышно на фоне взрывов и других звуков боя.
Аниме, которое делают по очень концептуальной игре, попытались разнообразить рядом весьма концептуальных решений – например, вставками с кукольным шоу в стиле японского телевидения. Вот только общее тоскливое впечатление от сериала это, к сожалению, исправить не способно.
Нельзя сказать, что аниме «Ниер: Автомата – Версия 1.1а» совсем не удалось. Просто непонятно, кому и зачем оно нужно. Оно не цепляет и не запоминается ничем, кроме того, что отсылает к игре, а главное – лишено тех достоинств, благодаря которым игра стала столь популярна, и даже не расширяет ее вселенную. Возможно, перерыв, взятый авторами после третьего эпизода, на самом деле нужен им, чтобы найти новый вектор для этой истории.
Павел Соломатин, InterMedia