Лиза Моряк родила Сарику Андреасяну вторую дочкуРианна объявила о третьей беременности на Met GalaАгата Муцениеце выйдет замуж за Петра ДрангуАлександр Протасевич: «Конкурс «Культурная столица года» - реальный способ повысить качество жизни в регионе»Вася Обломов объявлен иностранным агентомКомики Дмитрий Романов и Вячеслав Комиссаренко лишены гражданства РоссииУмер Зураб ЦеретелиВладимир Зеленский ввел санкции против Гарика Сукачева, Николая Расторгуева и ShamanСлавянский рэп, дебют Веры Вольт и комбо близнецов: чем удивил фестиваль Rebel AgeНазваны 39 претендентов на статус «Культурной столицы 2027 года»: о грандиозных планах общенационального конкурса рассказали на пресс-конференции в «России сегодня»Кэти Перри спела в космосеУчастники Ay Yola удостоены почетных званий в Башкирии за прорыв в мировые чартыМаруся Климова стала мамойАлександр Петров впервые стал отцомУмер Паша ТехникЮлия Пересильд рассталась с Михаилом ТройникомГенпрокуратура России объявила нежелательным фонд Элтона ДжонаАктер Вэл Килмер умер от пневмонииГалина Безрук стала дважды мамойМеган Фокс и Machine Gun Kelly стали родителями

Рецензия на книгу: Юрий Доманский - «Поэтика Егора Летова. Беседы с исследователями». Текст и контекст

обложка книги

2021, «Выргород»

Оценка: 7 из 10.

В книгу вошли 15 бесед Юрия Доманского с филологами, профессионально занимающимися поэтикой Егора Летова. Каждая беседа касается какой-то одной песни - по выбору собеседников Доманского. Среди обсуждаемых произведений - «Солдатами не рождаются», «Русское поле экспериментов», «Маленький принц возвращался домой», «Про Мишутку», «Прыг-скок», «Долгая счастливая жизнь» и др.

Приведу пример. Кандидат филологических наук, доцент Казанского федерального университета Антон Афанасьев разбирает всем известного «Мишутку»:

- Если мы посмотрим на сюжетику куплетов, то в каждом из них присутствует некая абсурдность, некий алогизм. Да, «шёл по лесу, шишки собирал». <…> Хорошо, есть такая отсылка к претексту. Но дальше: «Сразу терял всё, что находил». Какой тут смысл? Точно так же: «Шёл войною прямо на Берлин // Смело ломал каждый мостик перед собой». То есть не после себя, что можно было об объяснить, но «перед собой». Как тогда он шёл вперёд?

Процитированный фрагмент с наивным построчным разбором летовского абсурдизма может показаться пародийно-издевательским, но остальные исследователи такого не допускают - об этом свидетельствует хотя бы количество терминов «дискурс» или «эксплицированный субъект», разбросанных по всей книге. К поэзии Егора Летова собеседники относятся со звериной серьёзностью, и читателю местами тоже будут любопытны дискуссии на тему происхождения фразы «вечность пахнет нефтью» или смысла объединения в одной строфе Ленина, Гитлера, Гагарина и татарина. Кроме того, нельзя не отметить ту самоотверженность, с которой исследователи копаются чуть ли не в каждой буковке летовского наследия. Большинство фанатов Егора никогда не вникали в его многослойные тексты настолько глубоко. Тем не менее почитать про хорошо знакомые песни, вывернутые в неожиданном ракурсе, довольно интересно. Впрочем, в книге нет исследования текста самой общеизвестной песни Егора Летова «Всё идёт по плану» - а это значит, что Юрий Доманский и Ко всё-таки подчёркнуто не претендуют на массовую публику, которая бегает «по верхам».

Основной же минус этих бесед - в том, что они никак не учитывают суперэкспрессивную подачу Летова, которой отличались не только концерты, но и записи. Странно смотрятся не тексты Егора, напечатанные на бумаге, ведь в голове у читателя они поневоле начинают звучать в отчаянном песенном виде. Странно, что исследователи относятся к ним так, будто они были напечатаны только на бумаге и не имели долгой счастливой концертной жизни. Это, конечно, делает книгу несколько однобокой.

Алексей Мажаев, InterMedia

β 16+