Экстремальный разворот зрелищных индустрий: чего ждать по итогам 2022 года?
Информационное агентство InterMedia, ежегодно публикующее исследование «Сфера культуры и культурные индустрии в РФ», представило экстремальный прогноз по рынку зрелищных индустрий на 2022 гг. и сопоставило их с данными за 2019–2021 гг..
Основные факторы:
- пандемия коронавируса, которая в 2020 году заметно урезала доходы сегментов культуры, работающих в первую очередь с офлайн-мероприятиями;
- специальная военная операция, вызвавшая в 2022 году уход из России большей части зарубежного кино, а также почти всех зарубежных и многих российских звезд;
- стрессовая ситуация, вызывающая у зрителей неуверенность в завтрашнем дне и затрудняющая планирование досуга – как правило, билеты на концерты и спектакли покупаются всегда сильно заранее;
- проведение мобилизации, в результате которой отрасль потеряла значительное число как востребованных специалистов, так и зрителей.
По методике InterMedia к зрелищным мероприятиям в сфере культуры относятся три сегмента:
- афишные исполнительские мероприятия (концерты, спектакли, шоу всех видов с участием исполнителей и распространением билетов или открытым входом);
- кинопоказ и кинофестивали (продажи билетов в кинотеатры, доли продюсеров от зарубежного проката российских фильмов, бюджетные ассигнования и субсидии, выделяемые на производство и распространение фильмов, а также на проведение кинофестивалей);
- неафишные исполнительские мероприятия (частные, государственные, корпоративные и др.).
При этом учитывается деятельность организаций всех организационно-правовых форм.
Зрелищные мероприятия в сфере спорта в исследовании не учитываются.
Финансовые показатели зрелищных мероприятий, 2019–2022 гг., млн руб.
2019 | 2020 | |||||
КД | БА | Всего | КД | БА | Всего | |
Афишные исполнительские мероприятия | 100 090 | 112 310 | 212 400 | 29 142 | 120 567 | 149 709 |
Кинопоказ и кинофестивали | 55 314 | 9 603 | 64 917 | 23 819 | 12 402 | 36 221 |
Неафишные исполнительские мероприятия | 36 000 | 0 | 36 000 | 20 000 | 0 | 20 000 |
Итого | 191 404 | 121 913 | 313 317 | 72 961 | 132 969 | 205 930 |
2021 | 2022 (П) | |||||
КД | БА | Всего | КД | БА | Всего | |
Афишные исполнительские мероприятия | 60 628 | 130 510 | 191 138 | 69 000 | 130 000 | 199 000 |
Кинопоказ и кинофестивали | 42 201 | 8 692 | 50 893 | 15 000 | 10 000 | 25 000 |
Неафишные исполнительские мероприятия | 23 000 | 0 | 23 000 | 26 000 | 0 | 26 000 |
Итого | 125 829 | 139 202 | 265 031 | 110 000 | 140 000 | 250 000 |
Источник: InterMedia (по данным Минкультуры России, ГИВЦ Минкультуры России, Фонда кино, а также собственным данным InterMedia)
Примечание InterMedia:
КД – доходы от коммерческой деятельности
БА – бюджетные ассигнования
П – прогнозные данные.
Общий оборот зрелищных мероприятий по итогам 2021 года составил 265 млрд рублей. Из этой суммы 125,8 млрд рублей приходятся на доходы от коммерческой деятельности, а 139,2 млрд рублей – на ассигнования из бюджетов всех уровней.
Согласно прогнозу, по итогам 2022 года обороты составят 250 млрд рублей. Из этой суммы 110 млрд рублей составят доходы от коммерческой деятельности, а 140 млрд рублей – ассигнования из бюджетов всех уровней.
Таким образом, оборот зрелищных индустрий по итогам 2022 года достигнет только 81% от объема допандемийного 2019 года. При этом доходы от афишных мероприятий достигнут 95%, от неафишных – 72%, а от кинопоказа и кинофестивалей – 40% результатов 2019 года.
Доходы зрелищных мероприятий по сегментам, 2019–2022 гг.
Источник: InterMedia (по данным Минкультуры России, ГИВЦ Минкультуры России, Фонда кино, а также собственным данным InterMedia)
П – прогнозные данные.
В бюджетные ассигнования включены как средства, полученные от учредителей, так и гранты и субсидии, полученные из бюджетной системы Российской Федерации. В 2020 году впервые в истории зрелищных индустрий России объем бюджетных ассигнований превысил объем доходов от коммерческой деятельности: 130 млрд рублей против 71 млрд рублей. В 2021 году тренд остался неизменным: почти 135 млрд рублей против 123 млрд рублей.
Эксперты InterMedia по имеющимся данным прогнозируют сохранение тренда и по итогам 2022 года. Так, на бюджетные ассигнования придется 140 млрд рублей, а на коммерческую деятельность – 110 млрд рублей.
Обороты зрелищных индустрий – доходы от коммерческой деятельности и бюджетные ассигнования, 2019–2022 гг.
Источник: InterMedia (по данным Минкультуры России, ГИВЦ Минкультуры России, Фонда кино, а также собственным данным InterMedia)
П – прогнозные данные.
Хотя афишные мероприятия показывают самые высокие темпы восстановления (в 2021 году их доходы достигли 90% по отношению к 2019 году, в 2022 году они могут достичь 95%), структура их доходов значительно изменилась.
Так, по итогам 2019 года доходы от коммерческой деятельности между бюджетными (т.е. цирками, концертными организациями и самостоятельными коллективами, театрами и их филиалами, подведомственными органам культуры и другим ведомствам РФ) и небюджетными организациями распределились почти поровну: 49% и 51% соответственно. В пандемию соотношение серьезно сместилось в сторону бюджетных организаций – на них пришлось уже 74% от всей коммерческой деятельности.
Бюджетные организации сохранили лидирующие позиции в 2020 году – на их коммерческую деятельность пришлось уже 63%. По прогнозам InterMedia по итогам 2022 года их доля также останется доминирующей в структуре коммерческих доходов и составит 65%. Такой тренд, скорее всего, будет сохраняться и в ближайшие годы.
Таким образом, если не случится новых потрясений, коммерческие доходы бюджетных организаций, занимающихся афишными мероприятиями, по итогам 2022 года упадут только на 11% относительно 2019 года. Коммерческие доходы небюджетных организаций (т.е. предпринимателей) упадут на 49%, что обозначает этот субсегмент как наиболее пострадавшую часть зрелищных индустрий.
Доходы от коммерческой деятельности бюджетных и небюджетных организаций, проводящих афишные мероприятия, 2019–2022 гг.
Источник: InterMedia (по данным Минкультуры России, ГИВЦ Минкультуры России, Фонда кино, а также собственным данным InterMedia)
П – прогнозные данные.
Бюджетные ассигнования, выделяемые организаторам афишных мероприятий, в пандемийный 2020 год выросли на 9% относительно допандемийного 2019 года. В 2021 году они выросли на 14% относительно все того же 2019 года. По итогам 2022 года планируется рост на 16% относительно 2019 года.
По данным информационного агентства InterMedia, в 2022 году число организаторов зрелищных мероприятий в России составит 3 тыс., из них 1123 являются организациями, финансируемыми из бюджетов всех уровней. Число площадок для зрелищных мероприятий – 4200, из них 2653 управляются организациями, финансируемыми из бюджетов всех уровней.
Число организаторов зрелищных мероприятий в России, 2022 г.
Источник: InterMedia (по данным Минкультуры России, ГИВЦ Минкультуры России, Фонда кино, а также собственным данным InterMedia)
Число площадок зрелищных мероприятий в России, 2022 г.
Источник: InterMedia (по данным Минкультуры России, ГИВЦ Минкультуры России, Фонда кино, а также собственным данным InterMedia)
Серьезно пострадавшим сегментом по итогам как пандемии, так и всех дальнейших событий, помимо зрелищного предпринимательства, можно считать также кинопоказ и кинофестивали. В 2020 году он восстановился на 78% относительно 2019 года, но в конце 2022 года, согласно прогнозу InterMedia, обвалится еще сильнее – до 40% относительно 2019 года.
В первую очередь продолжающееся падение неизбежно из-за низких кассовых сборов внутри страны (на них приходится основная часть коммерческих доходов сегмента), а также сокращающихся сборов отечественных фильмов за рубежом. Вся коммерческая деятельность сегмента по итогам 2021 года составила 42 201 млн рублей. Однако, по прогнозам InterMedia, в 2022 году его ожидает сокращение до 15 млрд рублей.
Доходы от коммерческой деятельности и бюджетные ассигнования, выделяемые на киноиндустрию, 2019–2022 гг.
Источник: InterMedia (по данным Минкультуры России, ГИВЦ Минкультуры России, Фонда кино, а также собственным данным InterMedia)
Примечание InterMedia:
КД – доходы от коммерческой деятельности
БА – бюджетные ассигнования
П – прогнозные данные.
Бюджетные ассигнования, выделяемые на кинематографию, в 2020 году заметно выросли относительно допандемийного 2019 года, однако в 2022-м они должны вернуться к прежнему уровню. К тому же, в общих оборотах сегмента кинопоказа и кинофестивалей бюджетные ассигнования пока недостаточно существенны, чтобы смягчить обвальное падение доходов от коммерческой деятельности.
– Уровня самого успешного для зрелищных индустрий 2013 года достичь удастся нескоро, – сделал неутешительный вывод главный редактор ИА InterMedia Евгений Сафронов в беседе с «Коммерсантом», посвященной публикации предварительных результатов исследования.
Павел Соломатин, InterMedia
Мелодраму «Купидоны» с Анной Банщиковой и Людмилой Артемьевой покажет «Россия»
Премьера художественного фильма «Купидоны» состоится 11 мая 2024 года на телеканале «Россия». Главные роли в мелодраме режиссёра Анатолий Артамонов исполнили Анна Банщикова, Людмила Артемьева, Анжелика Печка, Дмитрий Миллер, Анастасия Веденская, Борис Щербаков, Егор Анисимов, Пётр Кислов и другие.
По сюжету в старой квартире живут три поколения семьи Давыдовых: Анна Константиновна (Артемьева), её дочь Мария (Банщикова) и внучка Саша (Печка). Саша влюблена в звезду баскетбольной команды Гошу, но не находит сил познакомиться с ним, поэтому Гоша даже не знает о её существовании. Мама и бабушка решают вмешаться и разрабатывают специальный план, чтобы свести их. По их задумке, молодые люди должны успеть узнать друг друга, когда застрянут вместе в лифте. А вскоре Давыдовы решают создать фирму ООО «Купидоны», которая будет организовывать «случайные» встречи и помогать таким же робким и несчастным людям, как Саша, обрести любовь.
Эфир в 11.00.
Вышла книга воспоминания Сергея Кузнецова о Юрии Шатунове и группе «Ласковый май»
Книга «Ты просто был частицею меня… Памяти Юрия Шатунова и Сергея Кузнецова» выпущена весной 2024 года в издательстве «Бомбора». Она основана на реальных событиях и охватывает период с 1986 по 2023 годы.
Случайное знакомство Ландыш Ахметшиной с Сергеем Кузнецовым и последующие за этим события привели к написанию совместной книги его воспоминаний. Основатель легендарной группы «Ласковый май» Сергей Кузнецов рассказывает об истории ее создания и о солисте Юрии Шатунове, который безвременно ушел из жизни 23 июня 2022 года.
- На роль будущей поп-звезды пробовались самые разные ребята. Со слухом, чувством артистизма, прекрасным голосом. Но всё не то: музыкант Сергей Кузнецов искал харизматичного пацанёнка, который не просто споёт его песни, а вдохнёт в них жизнь, - сообщается в пресс-релизе. - Роковая встреча случилась в ноябре 1986 года. Тогда 13-летний Юра Шатунов был воспитанником Акбулакского детского дома. Грязный и пропахший табаком, подросток спокойно предстал перед Кузнецовым с гитарой и исполнил песню «Плот». В тот момент мужчина понял, что нашёл своего вокалиста. И не прогадал! Так родилась культовая поп-группа «Ласковый май», песни которой продолжают звучать и сегодня. У группы непростая судьба, как и у ее участников. Она недолго блистала на музыкальном олимпе советской и российской эстрады, но те люди, чьи сердца успели покорить песни Сергея Кузнецова в исполнении Юрия Шатунова, остались их поклонниками на протяжении всей жизни творческого тандема, передавая любовь к нему из поколения в поколение. А их по всему миру миллионная армия.
Сюжет должен был завершиться творческим вечером Кузнецова, но через два дня после аншлаговых концертов, 7 ноября 2022 года, он ушел из жизни в результате сердечного приступа. Соавтор книги и подруга Сергея Борисовича Ландыш Ахметшина завершает повествование описанием последних дней жизни композитора и событий, связанных с ним в течение последующего года. В книгу также включены воспоминания мамы Сергея Кузнецова Валентины Алексеевны и помощницы Кузнецовых Оксаны Масягутовой. Рассказы дополнены архивными фотографиями.
Филипп Киркоров поздравил себя с днем рождения новой песней
Премьера сингла Филиппа Киркорова «Дальше буду жить» состоялась 30 апреля 2024 года – в его 57-й день рождения. Автором композиции стала Манижа.
- Я молчал 40 дней… Но сегодня, в свой день рождения, мне хочется петь. Хочется жить! – сообщил артист в соцсетях. - Наступил мой новый год, год больших надежд, год больших проектов. Год, который перевернул мою жизнь, уходит в историю, оставляя грубый след на моем сердце. С годами мы должны черстветь, закаляться, но я не могу... 40 дней я молчал, 40 дней с момента бесчеловечной трагедии в «Крокусе» остановило для меня время. И вот сейчас в тот день, когда моя прекрасная мама подарила мне жизнь, я хотел бы поблагодарить прошлый год, год больших трагедий, год утрат, год, перевернувший и встряхнувший меня. Ровно 30 лет назад, именно 30 апреля мамы не стало… с этого момента этот день для меня стал днем скорби. Не верьте людям, которые говорят, что с годами эта боль и скорбь проходит… Мама, мне тебя не хватает, очень… Но я держу обещание, которое дал 30 лет назад. Всегда! Я делаю премьеру 30 апреля. И сегодня я как заново родившийся человек, преобразившийся не только телом, но и душой, человек готовый к новым свершениям, новым проектам! Сегодня мне 57! И я рад и горд, называя эти цифры, каждый год для меня особенен, я горжусь каждым прожитым днем и каждой минутой! Да случались ошибки, но теперь будем жить, творить! Лицедействовать! Мы же актеры, и наша сцена наша жизнь! Я приглашаю вас всех на первый ряд моей жизни!