Масштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистамиТейлор Свифт стала миллиардершейУмерла актриса Татьяна КонюховаРоберт Паттинсон и Сьюки Уотерхаус стали родителямиКэмерон Диас снова стала мамойМузыканты «Пикника» живы и в безопасностиКейт Миддлтон проходит лечение от ракаПеред концертом «Пикника» в Crocus City Hall произошел терактНикиту Кологривого арестовали на семь сутокСпортивный комментатор Василий Уткин умер на 53-м году жизниРегина Тодоренко получила гражданство РФВалерий Леонтьев заявил об уходе со сцены в день 75-летия

На ММКФ обсудили необходимость госзаказа в кино и составили обращение в Минкультуры РФ и Администрацию президента

Екатерина Чичеткина/InterMedia

Круглый стол «Госзаказ в кино: культурная мобилизация» состоялся 30 августа 2022 года в Центральном доме кинематографистов. Событие было организовано Союзом кинематографистов РФ и стало частью Московского международного кинофестиваля, проходившего в столице с 26 августа по 2 сентября.

Модератором дискуссии выступил президент Гильдии кинодраматургов Союза кинематографистов РФ Алексей Алешковский (на фото). Он напомнил присутствующим, что на открытии Российской креативной недели, которое состоялось месяцем ранее, руководитель Управления президента Российской Федерации по общественным проектам Сергей Новиков акцентировал внимание на острой нехватке российского контента в сфере кино, а его заместитель Александр Журавский призвал снимать «умное социальное кино».

– Мы с коллегами очень много обсуждали, как это сделать и что для этого нужно. Мы сошлись на одном – нашей индустрии необходим госзаказ и понимание того, что государство и общество могут получить от кинематографа, – заявил Алексей Алешковский.

Основатель и генеральный директор Центра социального проектирования «Платформа» Алексей Фирсов рассказал про недавно проведенное его компанией исследование социальных эффектов в кино. По оценке спикера, зачастую фильмы, которые оказывают наиболее заметное влияние на общество, не бывают массовыми. В то же время массовое кино решает задачи смотрибельности, но упускает ценностные аспекты.

– Запрос на кино, которое меняет человека и мотивирует его на какие-то действия, существует. Когда мы спрашивали респондентов, в чем, по их мнению, заключается смысл кинематографа – в развлечении или изменении общества, – то мы увидели, что второй вариант ответа доминирует, у него 59%, – рассказал спикер.

По мнению Алексея Фирсова, при финансировании фильмов государство должно проводить социологический анализ, чтобы лучше понимать потребности общества.

Редактор гуманитарного блока «Российской газеты» Сусанна Альперина заявила, что с точки зрения госзаказа Россия оказалась в плену у собственной системы.

– С одной стороны, госзаказ – это неплохо, если все сделано талантливо. К тому же мы прекрасно знаем, что кино, сделанное не по госзаказу, вполне может не быть талантливым. Это всегда именно вопрос таланта и высказывания творца. Фильмы, сделанные по госзаказу, могут опережать свое время, – заявила она.

По мнению Сусанны Альпериной, государство верно поступает, повышая объем денег, выделяемых на кино, но плохо то, что при этом не существует четких критериев оценки качества, результата. В отчетности ключевой акцент делается на том, что фильм в принципе вышел в прокат.

– Мы смотрим кино, которое словно рапортует: «Да, мы получили деньги, кино сняли, оно вышло в прокат, на телевидении и на видеосервисе. Мы вашу госзадачу выполнили». А то, что это смотреть невозможно – с этим что делать? Ясно только, что худсоветы – пагубная практика, потому что она порождает конфликты и войны интересов, – уточнила она.

По оценке Сусанны Альпериной, некоторые фильмы снимаются только для того, чтобы отбивать бюджеты. Кроме того, в стране явно недостаточно негосударственных организаций и фондов, которые вкладывались бы в кино – только «Кинопрайм». Развитие в этом направлении могло бы поспособствовать тому, что фильмов было бы больше и они были бы разными. Сейчас, когда государство диктует какую-то конкретную патриотическую повестку, на питчингах часто появляются проекты, чьи авторы не претендуют на высокий уровень профессионального мастерства, но зато хорошо знают, какой список тем надо озвучить перед аудиторией, чтобы проект сочли политически актуальным и дали на него денег.

Главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов напомнил присутствующим, что в 1943 году ГРУ Генштаба Красной Армии провело специальную операцию, в результате которой в СССР вернулся Александр Вертинский с женой и дочерью Марианной. Даже в разгар мировой войны руководство страны тратило значительное время и ресурсы на сотни решений, относящихся к сфере культуры. В том же году фильм Леонида Варламова и Ильи Копалина «Разгром немецких войск под Москвой» получил «Оскар», и таких примеров известно множество.

По мнению эксперта, на госзаказ надо смотреть шире – не только как на заказ конкретного фильма с конкретным списком тем: никогда нельзя заранее определить, как именно фильм необходимо сделать, чтобы он сработал. И большой бюджет не является гарантией выполнения государственной задачи.

Самое главное, что необходимо от государства – комплексный подход ко всей культуре.

– И в Российской империи и в СССР было четкое понимание, что культура определяет темпы развития общества, его благосостояния. На нее не жалели времени и внимания. Сейчас же комплексного подхода к вопросам, связанным с культурой, нет – а без этого не будет ни единой культурной политики, ни экспертизы, ни точных критериев госзаказа в сфере культуры – отметил спикер.

Евгений Сафронов напомнил присутствующим, что решение принять закон о культуре было озвучено на самом высоком уровне еще в 2017 году, но текст до сих пор не составлен, и подвешенными остаются многие методологические вопросы. По данным исследования «Культура и культурные индустрии в РФ – 2021», сейчас в стране регулирует сферу культуры семь ведомств, каждое из которых работает по собственным регламентам и со своими госзаказами. Координации между этими ведомствами нет, общей статистики и терминологии также нет.

В завершение спикер представил данные из исследования, показывающие, что российские фильмы в прокате привлекают значительную долю публики – несравнимо более высокую, чем можно было ожидать, сопоставляя производственные бюджеты. Это показывает большой потенциал отечественного кинематографа и внушает надежду на его светлое будущее.

Общий известный бюджет фильмов в российском прокате, 2021
(руб., расчет с использованием средневзвешенных курсов)

Источники: ЕАИС, InterMedia

Средний бюджет одного фильма в российском прокате, 2021
(руб., расчет с использованием средневзвешенных курсов)

Источники: ЕАИС, InterMedia

Общее количество релизов в кинотеатральном прокате РФ, 2021 г.

Источники: ЕАИС, InterMedia

Сборы в кинотеатральном прокате РФ, 2021 г.

Источники: ЕАИС, InterMedia

Представитель Омской области при Правительстве РФ Николай Новиков рассказал, что его регион крайне заинтересован в том, чтобы в прокате появлялось больше фильмов, помогающих молодым людям с профориентацией. По его мнению, в стране ощущается кадровый провал в среднем инженерном звене, в нефтяном и газовом промысле. На Ямале и Таймыре реализуются масштабные проекты, но это никак не репрезентуется в кино.

– Мы строим завод. Период планирования – года два. Потом еще года три строим. За пять лет силами киноиндустрии можно было бы сподвигнуть молодежь пойти в те или иные техникумы и вузы, которые помогут укомплектовать завод. Это дешевле, чем «пылесосить» кадры по всей стране, – заявил он.

Новиков также похвалил деятельность Фонда поддержки регионального кинематографа. По его оценке, в регионах есть немало людей, которые хотели бы делать кино, и зрителей, которые хотели бы его видеть.

Генеральный директор АНО «Институт развития интернета» Алексей Гореславский рассказал, что подобные мероприятия уже зарождаются. Совместно с АНО «Национальные приоритеты» 29 августа состоялась встреча, в рамках которой молодые ученые из разных областей показывали кинопродюсерам подробности своей работы.

– Когда ты в красках видишь этих людей – то хоть их самих снимай. Даже актеры не нужны. Делай документалку, делай кино. Мы только за вчерашний вечер были завалены идеями от продюсерских компаний. Пройдет две-три недели – и они начнут работать над сценарными заявками, вдохновленными этой встречей, – уверен он.

По мнению Алексея Гореславского, в дальнейшем также будут нужны творческие встречи, поездки, туры в академгородки, в которых многое изменилось, на заводы и в университеты – то есть в те места, куда кинематографисты обычно не ездят.

Спикер напомнил, что в 2022 году ИРИ распределяет 15 млрд рублей в рамках двух конкурсов на контент для интернета. Хотя во главе угла стоит соответствие проектов заявленным темам, сформулированы они достаточно свободно, чтобы у творцов оставалось пространство для развития идей.

Директор по работе с органами государственной власти ВЦИОМ Кирилл Родин рассказал, что с помощью опросов реально выявить топ-5 российских актеров и режиссеров, на которых зритель точно пошел бы в кино, но на этом практическое применение исследований общественного мнения заканчивается.

– Создавать контент, идя на поводу у общественного мнения, – это опасно. Кино – это то искусство, которое должно развивать и подтягивать. Если мы залезем в интернет, то быстро обнаружим, какая именно отрасль киноиндустрии находится в топе и составляет половину контента всего интернета (спикер имеет в виду порнографию, – прим. ред.). С этой точки зрения социальный запрос – штука опасная, – уверен он.

С точки зрения Кирилла Родина, в фильмы необходимо «упаковывать» какие-то ценности. Например, сейчас, по данным опросов, одним из ключевых запросов в обществе является запрос на справедливость. Причем речь идет и о справедливости перед законом, и о равенстве возможностей.

По мнению эксперта, госзаказ должен стать конвейером, который выполняет определенные задачи. При этом должно работать такое социальное проектирование, когда государство анализирует актуальные ценности до того, как заказывать фильмы.

Заместитель исполнительного директора Фонда поддержки регионального кинематографа Дмитрий Якунин отметил, что помимо экспертизы государства важна также и экспертиза того, кто снимает, его понимание темы. По словам спикера, почти все отечественные фильмы 2022 года, попавшие в топ, – это импакт-контент (т.е. медийный продукт, который способен вызывать позитивные изменения в сознании людей) – «Мистер нокаут», «Одна», «Артек: Большое путешествие».

– Зритель соскучился по такому назидательному контенту, вызывающему лучшие эмоции. Он сам дозрел до того, что такое кино должно сниматься, – считает он.

Отдельно Дмитрий Якунин подчеркнул, что понимает скепсис, который есть у кинематографического сообщества в отношении некоторых тем, которые не выглядят массовыми. К примеру, это фильмы о якутских оленеводах, людях разных профессий или развитии индустрий в регионах. Однако в Фонд поддержки регионального кинематографа периодически поступают подобные проекты, вполне проработанные, и они получают поддержку.

Заместитель руководителя Россотрудничества Дмитрий Поликанов напомнил также про необходимость «постподдержки» киноиндустрии. Такая система ранее уже существовала в Московской области – кинематографистам выдавали не только субсидии, но и премии, если кино прошло проверку зрителем, собрало большую аудиторию и продвинуло правильные ценности.

– Таким образом у частных продюсеров появляется стимул вкладываться, поскольку есть понимание, что деньги отобьются за счет государства. Если мы переживаем о том, что на предварительном этапе все оценки – вкусовщина, и мы не можем спрогнозировать, какое кино выстрелит, то можно подумать как раз про механизмы такой «постподдержки», – заявил он.

Также Дмитрий Поликанов отметил, что очень важно ориентироваться на то, что хочет видеть зритель, потому что продвижение ценностей должно происходить именно через массовое кино. Вдобавок, Россотрудничество готово продвигать российские картины и в других странах, вывозить туда творческие группы. Сейчас это тоже происходит, но не очень оперативно – часто возникают проблемы с передачей прав на фильм, когда его пытаются показать где-то за рубежом на некоммерческих условиях. По мнению спикера, если в другой стране готовы показать российское кино, то ради этого в пропагандистских целях можно и «наступить на горло коммерческой песне». Главное – чтобы фильм увидели.

Сценарист, куратор программы «Шоураннер» Московской школы кино Ася Гусева рассказала об инициативе создания Ассоциации региональных киношкол, поддержанной Союзом кинематографистов России. Начинающих кинематографистов планируется обучать драматургической работе с социальной тематикой, которая отвечает принципам государственного заказа в кинематографе.

– Иногда у киношкол в регионах есть деньги и техника, но они не знают, что с этим делать. У других – много идей, но они не знают, с кем поговорить, чтобы снимать кино. Можно объединить эти киношколы в ассоциацию, у которой будет единая образовательная система и опытные педагоги. Обучение будет практическим – через конкурсы заявок и киноакселераторы, на которых сценарии будут дорабатываться с кураторами и потом представляться на питчингах, – пояснила она.

По мнению спикера, Ассоциация не только увеличит количество специалистов креативных индустрий, но и оживит региональное кинопроизводство. Кроме того, жители регионов лучше понимают, какое кино им нужно.

Участники круглого стола обсудили резолюцию о кризисной ситуации в киноиндустрии и необходимости инициировать разработку Концепции государственного заказа в кинематографе, попросив Союз кинематографистов России представить в Администрацию Президента и Министерство культуры РФ следующие предложения:

1. Положить в основу Концепции государственного заказа в кинематографе тезисы Президента России:

– национальная идея России заключается в патриотизме, который должен быть не квасным, а направленным на развитие страны;

– необходимо объединить общество для достижения созидательных целей;

– российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп – милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились.

2. Рекомендовать проводить конкурсы заявок на создание сценариев для господдержки по тематическим слотам, связанным с социальными задачами государства.

3. Разработку сценариев по победившим заявкам проводить в рамках сценарных лабораторий (киноакселераторов) в целях обеспечения высокого качества драматургического материала и его соответствия принципам госзаказа.

4. Сделать государство как инвестора обладателем авторских прав на сценарии, передающим их на конкурсной основе отобранным производящим компаниям — на условиях творческого и финансового контроля.

5. Предусмотреть денежную компенсацию правообладателям за право некоммерческого проката отечественных фильмов за рубежом в рамках мероприятий Россотрудничества.

Резолюция направлена Первому заместителю Председателя Союза кинематографистов РФ Ларисе Солоницыной. После юридической экспертизы эти предложения будут обсуждаться на пленуме Правления Союза кинематографистов России. Итоговый документ будет представлен в органы государственной власти. Деятели киноиндустрии рассчитывают, что их инициативы помогут усовершенствовать законодательство в интересах развития отечественного кинематографа.

Павел Соломатин, InterMedia

Сегодня 80 лет Владимиру Долинскому

Илья Золкин

20 апреля 2024 года, суббота.

Баста даст концерт в ДС «Мегаспорт».

Юрий Антонов, Александр Розенбаум и Любовь Успенская выступят на премии «Шансон года».

Фестиваль «Крепитесь люди, скоро лето!» состоится в «Эльдаре».

«Эпидемия» объединит четыре рок-оперы в мультивселенную «Эльфийской рукописи».

«Аванс» назовет имена новых звезд российского кино.

Бывшие и нынешние жёны футболистов расскажут всю правду о своих отношениях в «Секрете на миллион».

Документальный фильм про Робина Уильямса покажет Первый канал.

29 лет рэперу Matrang.

41 год модели Миранде Керр.

43 года певице Татьяне Зыкиной.

44 года рэперу Басте.

48 лет пародистке Светлане Галке.

51 год телеведущей Татьяне Геворкян.

52 года модели и актрисе Кармен Электре.

55 лет назад родился режиссёр Максим Паперник (1969-2017).

56 лет лидеру группы «Конец фильма» Евгению Феклистову.

58 лет ведущему «Своей игры» Петру Кулешову.

60 лет актёру Энди Сёркису.

63 года актёру Константину Лавроненко.

65 лет продюсеру и режиссёру Джеймсу Вонгу.

66 лет певцу Юрию Охочинскому.

75 лет актрисе Джессике Лэнг.

80 лет Владимиру Долинскому.
Владимир Абрамович Долинский родился 20 апреля 1944 года в Москве. Советский и российский актёр, телеведущий. Заслуженный артист России (1994).

80 лет назад родился продюсер Михаил Плоткин (1944-2021).

81 год джазмену Анатолию Кроллу.

95 лет назад родился кинооператор Вадим Юсов (1929-2013).


21 апреля.

Баста даст концерт в ДС «Мегаспорт».

Фестиваль «Крепитесь люди, скоро лето!» состоится в «Эльдаре».

Гарик Сукачев отдаст «всю власть поэтам» в Москве.

«Эпидемия» объединит четыре рок-оперы в мультивселенную «Эльфийской рукописи».

26 лет участнику дуэта Gayazovs Brothers Тимуру Гаязову.

31 год актёру Илье Маланину.

34 года певице Надежде Дорофеевой.

37 лет певице Анастасии Приходько.

42 года актёру Петру Фёдорову.

45 лет актёру Джеймсу Макэвою.

54 года радиоведущему Александру Нуждину.

56 лет писательнице Татьяне Устиновой.

64 года певцу Ивану Московскому.

65 лет лидеру группы Cure Роберту Смиту.

66 лет актрисе Энди Макдауэлл.

77 лет певцу Игги Попу.

10 лет назад умер актёр Александр Леньков (1943-2014).

30 лет назад умер кинорежиссёр Эдмонд Кеосаян (1936-1994).


22 апреля.

Александр Панайотов, Маргарита Позоян и Людмила Соколова исполнят наследие Уитни Хьюстон.

33 года актрисе Леони Бенеш.

34 года актрисе Яне Кошкиной.

34 года рэперу Machine Gun Kelly.

35 лет назад умер лидер группы «Промышленная архитектура» Дмитрий Селиванов (1964-1989).

38 лет актрисе Эмбер Хёрд.

50 лет басисту группы System of a Down Шаво Оладжяну.

57 лет актрисе Шерил Ли

58 лет актёрам Владимиру и Юрию Торсуевым.

58 лет певице Нине Шацкой.

65 лет назад родился актёр Александр Тютрюмов (1959-2023).

87 лет актёру Джеку Николсону.

91 год кинорежиссёру Валерию Ускову.

140 лет назад умерла балерина Мария Тальони (1804-1884).

Фото: Илья Золкин На фото: Владимир Долинский
Теги: события дня, Владимир Долинский
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Виктор Шамиров снимает драмеди об астрономах «Температура вселенной»

предоставлено пресс-службой Кинопоиска

Стартовали съемки нового фильма Виктора Шамирова («Со мною вот что происходит», «Большая секунда») «Температура вселенной». Как сообщает «Кинопоиск», в марте работа над фильмом прошла в поселке Нижний Архыз в Карачаево-Черкесии.

Согласно синопсису это «история расставания и встречи, которая разворачивается в поселке астрономов». Виктор Шамиров описывает новый проект как камерную драму про людей, наблюдающих за космосом в далеком поселке среди гор Кавказа.

- Мне интересно, как люди, которые думают о космосе, живут свою обычную жизнь. Мне казалось, что это смешное сочетание науки о космосе и истерики семейной драмы, — говорит режиссер.

Главные роли в фильме исполнят Григорий Сиятвинда, Дарья Семёнова, Антон Эльдаров, Ольга Тумайкина, Александра Серзина, Ростислав Бершауэр, Михаил Филиппов и др.

- Мой персонаж — историк из Новосибирска, - рассказал Сиятвинда. - Он одинок, у него нет ни жены, ни семьи. Сергей впервые оказался в поселке Нижний Архыз. Он приезжает на день рождения к своему другу юности - ученому-астроному Андрею (Эльдаров). Сергея пригласила Наташа (Семёнова), жена Андрея, чтобы устроить ему сюрприз, хотя именинник еще не вернулся с конференции в Москве.

- Наташа - астрофизик, работает в местном институте, подрабатывает экскурсоводом, - говорит Дарья Семёнова. - Скромная и верная жена, мама двоих детей. Накануне празднования ей звонит из Москвы муж Андрей и сообщает, что больше к ней не вернется. Сергей пытается ее поддержать, они обсуждают, что сказать друзьям и семье. В какой-то момент между Сергеем и Наташей начинают зарождаться теплые чувства.

Для «Температуры вселенной» Шамиров собрал команду единомышленников, с которыми уже работал. Сценарий писал вместе с Ольгой Мотиной-Супоневой («Большая секунда»), оператором стал Семён Яковлев («Большая секунда», «А зори здесь тихие…»). Производством занимается кинокомпания «Контент-Клуб» («Летучий корабль», «Повелитель ветра»), продюсеры — Антон Сиренко, Павел Горин и Елена Быстрова.

Съемки фильма продолжаются. Дата выхода пока не названа.

Источник: Кинопоиск Фото: предоставлено пресс-службой Кинопоиска
Теги: кинопроект, Григорий Сиятвинда, Виктор Шамиров, Температура вселенной

Ева Лонгория и Хью Бонневиль снимутся в киномюзикле «Рождественская карма»

соцсети

Кунал Найар («Теория Большого взрыва», «Космонавт») исполнит главную роль в фильме «Рождественская карма» (Christmas Karma) режиссера Гуриндер Чадхи («Играй, как Бекхэм», «Дом вице-короля»). Как сообщает Deadline, проект позиционируется как современный болливудский мюзикл, действие которого происходит в Лондоне и вдохновлено оригинальной «Рождественской песнью» Чарльза Диккенса.

Найяр исполнит роль Скруджа, а также в звездном касте фильма заявлены Ева Лонгория, Бой Джордж, Билли Портер, Хью Бонневиль, Лео Сутер, Чаритра Чандран, Пикси Лотт, Дэнни Дайер, Билал Хасна, Аллан Кордунер, Трейси-Энн Оберман, Руфус Джонс и другие.

Чадха написала сценарий, а также выступит в качестве одного из продюсеров, музыку к фильму напишут Гэри Барлоу из Take That, Шезней Льюис из All Saints (она снималась у Гуриндер в «Играй, как Бекхэм») и британский композитор Нитин Соуни.

- Так же, как я уже много лет наслаждаюсь «Этой замечательной жизнью» Фрэнка Капры, моя цель в «Рождественской карме» - создать праздничную классику для нашего времени и для будущих поколений, - говорит режиссер. - Саундтрек будет потрясающим: на него повлияли Евангелие, Бхангра, колядки и классические поп-песни. Вы не сможете усидеть на месте!

- Гуриндер обладает невероятной способностью рассказывать такие интересные современные британские истории, - признается один из продюсеров проекта Зиги Камасе. - Прошло более 20 лет с тех пор, как мы вместе сняли «Играй, как Бекхэм», и в этом фильме есть все те черты сердечности, комедии, драмы и невероятно приятный финал. Это будет праздник мультикультурного Лондона, наполненный невероятным набором песен, написанных Гэри, Шезней и Нитином, с использованием музыкальных жанров от рэпа до диско, и это будет лучший рождественский фильм, который мы выпустим в декабре 2025 года.

β 16+