Участники группы Little Big ждут ребенкаУмер Андрей ТропиллоБогдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистамиТейлор Свифт стала миллиардершейУмерла актриса Татьяна КонюховаРоберт Паттинсон и Сьюки Уотерхаус стали родителямиКэмерон Диас снова стала мамойМузыканты «Пикника» живы и в безопасностиКейт Миддлтон проходит лечение от рака

Артдокфест-2022: 5 лучших фильмов фестиваля

постер к фильму

Кинофестиваль документального кино «Артдокфест» был запланирован в России с 31 марта по 7 апреля 2022 года, однако планам было снова не суждено сбыться. В прошлый раз смотр всё же устоял под колоссальным давлением и, несмотря на отменённые показы и неожиданный визит полиции во время открытия в Петербурге, смог пройти вживую. В 2022 открытие фестиваля опять не состоялось по причине саботажа и нападения на президента «Артдокфеста» Виталия Манского прямо перед входом в кинотеатр «Октябрь». В результате было сделано заявление, что фестиваль на какое-то время приостанавливает свою деятельность на территории Российской Федерации.

Организаторы предвидели нечто подобное заранее, поэтому предупредили зрителей, что в случае отмены физической версии фестиваля он перейдёт в онлайн, на платформу artdoc.media, где можно будет увидеть тот фильм, на который вы купили билет. Правда, не все фильмы оказались доступны онлайн (правообладатели самых громких наименований побоялись слива своей продукции в сеть), тем не менее с большинством картин из нынешней селекции всё же запросто можно было ознакомиться. Включая победителей основного конкурса: швейцарский «Остров», увёзший гран-при из Риги, и отмеченный за лучшую режиссуру «Бабий край».

Редакция InterMedia даже в таких сковывающих условиях смогла ознакомиться с отбором 2022 года и выбрала из него пятёрку самых интересных картин, достойных вашего внимания. О них вы можете почитать далее в нашей подборке:

«Жизнь Иванны Яптунэ»

Режиссёр – Ренато Боррайо Серрано

Основной конкурс

Фильмом открытия должна была стать «Жизнь Иванны Яптунэ» Ренато Боррайо Серрано, документалиста из Гватемалы, проживающего в России. Он учился во ВГИКе и у Марины Разбежкиной, что сразу выдаёт его режиссёрский стиль: невидимая камера, проникающая в саму суть объективной человеческой жизни. Жизнь здесь, собственно, Иванны Яптунэ – героической матери пятерых детей, живущей в какой-то лачужке ненки и владелице стада северных оленей. Однако олени начинают умирать, что подводит нашу героиню к непростой дилемме – продолжать всеми силами держаться за свои корни и традиции или же бросить всё и попробовать начать новую жизнь с детьми где-то ещё.

Кино снималось на протяжении четырёх лет, и за это время камера Серрано редко отворачивалась от семьи Иванны. Мы наблюдаем в первую очередь за их бытом, в котором перемешиваются народные традиции людей с Севера и вполне универсальные сцены из отношений матерей и детей, только в которых мать, вместо телефона, даёт ребёнку поиграть с выловленной рыбой, чтобы тот хоть чем-то занялся и не мешал. Глядя на всё это, сразу вспоминается «Нанук с Севера» Роберта Флаэрти, фильма, с которого подобная иммерсивная документалистика и началась. Но у Ренато Боррайо Серрано такая аутентичность ещё наслаивается и на сегодняшние реалии жизни в российской глубинке, что само по себе картина всегда угнетающая и безрадостная. Тем не менее режиссёр даже в столь беспросветной тьме отыскивает солнечные кадры. И пока у наших документалистов (пусть и рождённых в других странах) всё ещё есть такая способность, вера в светлое будущее никогда не умрёт.


«Дальний план»

Режиссёр – Владимир Головнев

Программа «Среда»

В 2015 году в России стартовала общенациональная программа кинофикации, по которой в удалённые населённые пункты было указано «провести кинематограф», то есть оборудовать или переоборудовать местные кинотеатры, дома культуры в современные удобные киноцентры. Документалист Владимир Головнев в рамках создания своего фильма «Дальний план» объезжает вместе с государственным ревизором три глубоко провинциальных посёлка.

В Омской области мы оказываемся в скромном переоборудованном доме культуры, где сейчас один зал на 102 места и нарисованные от руки афиши с «Джоном Уиком» и «Годзиллой» (вы, вероятно, видели эти постеры в сети). Держится «Современник» практически на энтузиазме двух людей – кассирши и киномеханика. Оба – страстно любят своё дело и верят в его сокровенность, хотя понимают, что особой прибыли оно не принесёт.

Второй посёлок расположен в Тульской области, там мы наблюдаем за киномехаником, который живёт с бабушкой, так как его родители давно спились и умерли, да и сам он чуть не пошёл тем же путём. Но потом в его жизни, прямо как у Торнаторе, появился кинематограф… и музыка – он не только запускает фильмы, но ещё и сочиняет рэп, мечтая о гастролях по всей стране. Третий населённый пункт находится в республике Коми, где вот-вот откроется суперсовременный развлекательный центр.

Три небольшие новеллы о жизни в нашей необъятной, три истории о целительной силе кинематографа, который спасает жителей глубинки от одиночества и алкоголизма, заставляет мечтать и радоваться даже там, где ни мечтам, ни радости уже давно места нет. Владимир Головнев смог уловить и передать это наше русское естество, такое загадочное и непробиваемое, как это получалось у нашего величайшего документалиста Александра Расторгуева.


«Куда мы едем?»

Режиссёр – Руслан Федотов

Основной конкурс

Режиссёрский метод Расторгуева узнаётся и в глубоко атмосферном дебюте Руслана Федотова «Куда мы едем?», уже получившем приз на самом престижном фестивале документального кино в мире, на амстердамском IDFA. Белорусский документалист снял фильм-наблюдение, фильм-медитацию о московском метро, представленном здесь своеобразным метафизическим пространством, где сталкиваются души и судьбы, а не физические оболочки человека. Как на космической станции в «Солярисе» Андрея Тарковского, так же застывшей где-то между реальностью и сном.

Зарисовки о московском метро начинаются с предновогоднего предчувствия праздника – вот-вот наступит 2021-й, поэтому среди первых эпизодов полицейские, укрощающие ёлку на одной из станций, пьяный Дед Мороз, рассказывающий о боге и Достоевском незнакомой армянской женщине, парочка нетрезвых мужчин, во всё горло напевающих Наташу Королёву. Коллективный портрет русского человека у Федотова получается далеко не радужный: контингент его метро состоит преимущественно из пьяниц, борзых торгашей, ксенофобов и быдла. Так, например, два ярких эпизода фильма – это то, как мужчину кавказкой наружности парочка бугаёв славянской внешности придавливает к гранитному полу, а также компания ВДВ-шников, приставших к двум американцам, направляющимся в посольство.

Во всей этой безысходности, которая лишь укрепляется постоянным и нагнетающим мотивом подавленного народного восстания, ощущаются глотками свежего воздуха эпизоды, которые уже кажутся не достоянием нашей с вами подземной повседневности, а фильмов Линча или Киры Муратовой, где абсурд, ирония и романтизм вступают в непредсказуемую реакцию. Например, мужчина, прогуливающийся по метро с котом на голове. Или наблюдение за новогодним салютом через запотевшее стекло вагона. Или безмолвная сцена ближе к финалу, в которой уже не молодые мужчина и женщина, оба некинематографичной внешности, куда-то себе едут и буквально излучают любовь. Он ей дарит шарик и щекочет за ушком, при этом не сводя с неё глаз, а она таинственно улыбается, прямо улыбкой Моны Лизы, убирая его пальцы со своих ушей, но не отпуская их, словно боится потерять последнюю искреннюю любовь в своей жизни. В этом эпизоде дух и магия работ Александра Расторгуева чувствуется сильнее всего.

У Руслана Федотова кино получилось удивительно красивое и одновременно философское, политическое и поэтическое, отчего у каждого зрителя будет свой собственный ответ на вопрос, вынесенный автором в названии фильма.


«Мамонт»

Режиссёр – Лисбет Де Солер

Программа «Среда»

Бельгийский «Мамонт» из программы «Среда» удачно взывает к мифам и легендам степных народов России и через их призму, задумчиво и поэтично, размышляет о самой природе бытия. Режиссёр Лисбет Де Солер по рождению, казалось бы, чужак для наших сибирских краёв, но её картина ничуть не уступает недавним триумфам якутского кинематографа, и по части художественной свежести даже порой и превосходит.

Фильм рассказывает о трёх людях: о деревенском жителе и городском мальчике, которые стараются выследить редкого северного оленя, и об учёном, пытающемся отыскать останки мамонта для клонирования (как в документалке «Генезис 2.0»). Мы следим за героями как будто за персонами позапрошлогоднего «Китобоя» (хоть там и не Сибирь) или «Царь-птицы» Новикова: вокруг пустынные холодные пейзажи, одинокие люди и метафизическое присутствие природы в каждом кадре.

«Мамонт» постепенно отходит от локальной истории о том, как мальчик проходит ритуальный обряд посвящения во взрослую жизнь, учась стрелять, охотиться, быть мужчиной, к глобальному выводу о скоротечности жизни. Вот мы советуемся с духами и добываем оленину на ужин, а вот уже в лаборатории извлекаем геном мамонта из найденной кости. Где же этот переход от неумолимо разрастающегося прошлого к неопределённому будущему?


«Это Эдик»

Режиссёры – Роман Супер и Иван Проскуряков

Программа «АртдокСеть»

Если предыдущие четыре упомянутых фильма являются вариациями стиля «синема верите», то «Это Эдик» Романа Супера и Ивана Проскурякова это классическая журналистская документальная работа, в которой, тем не менее, информативность не полностью доминирует над художественной формой. Фильм посвящён Эдуарду Успенскому, человеку, без которого не было бы нашего детства. Он придумал таких каноничных персонажей, как крокодил Гена и Чебурашка, пёс Шарик и кот Матроскин, дядя Фёдор и почтальон Печкин, братья Колобки и Пластилиновая ворона. Он был советским писателем, но с западной жилкой к предпринимательству. Он был гением, но до конца дней остававшийся одиночкой в кругу друзей, семьи и своих придуманных героев.

Фильм «Это Эдик» со всех сторон рассматривает Эдуарда Успенского: как личность, как автора, как друга и как семьянина. Далеко не везде главный герой предстаёт в хорошем свете – журналист Роман Супер рассказывает о выдающемся писателе без грамма благоговения, но с уважением. Его коллега Иван Проскуряков добавляет в этот рассказ артистичности – сам Успенский предстаёт в фильме в виде куклы, из уст которой льются вырезки из различных интервью с Успенским при жизни. Проскуряков – мастер стоп-моушен анимации, поэтому его навыки запросто превращают даже самые сухие биографические высказывания в изобретательно визуализированные эпизоды. Их дуэт с Супером достигает эффекта дуэта Чарри Кауфмана и Дьюка Джонса в работе над «Аномализой»: грамотный и продуманный текст сочетается с концептуальной повествовательной формулой, отчего в итоге получается фильм, столь многогранный и яркий, каким, собственно, и был субъект его рассказа. Золотой стандарт биографического документального кино.

Вадим Богданов, InterMedia

Трагически погибла чешская актриса Симона Постлерова

кадр из фильма

Чешская актриса Симона Постлерова скончалась 5 мая 2024 года в возрасте 59 лет. Тело женщины нашли в ее квартире. В полиции заявили, что речь идет о несчастном случае.

Симона Постлерова родилась в 1964 году в артистической семье: отец - актер и режиссер Александр Постлер, мать - актриса и режиссер Яна Постлерова, брат - актер Александр Постлер-младший. Симона окончила театральный факультет Академии исполнительских искусств, еще студенткой дебютировала на сцене столичного Национального театра. Снималась в фильмах и сериалах «Трактир», «Лабиринт», «Гнев», «Дорога домой», «Гадкая Катя» и др. Играла в пражском театре Divadla na Vinohrady, Кроме того, ее голосом в чешском дубляже говорят сотни героинь.

Была замужем за гитаристом Зденеком Грашеком, который умер от рака в 2016 году.

Источник: Российская газета Фото: кадр из фильма
Теги: смерть
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Сегодня родились Джордж Клуни и Игорь Гордин

кадр из сериала

6 мая 2024 года, понедельник.

Сериал «Истребители. Битва за Крым» с Игорем Петренко покажет «Россия».

Все серии «Горький 53» выйдут на НТВ.

5 лет принцу Арчи, сыну принца Гарри и Меган Маркл.

31 год певице Алине Паш.

41 год солистке группы «Краски» Оксане Ковалевской.

44 года актрисе Александре Ребенок.

52 года солисту группы «Штар» Рустаму Пленкину.

56 лет композитору и продюсеру Максиму Фадееву.

58 лет басисту группы «ЧайФ» Вячеславу Двинину.

59 лет актёру Игорю Гордину.

61 год актёру Леониду Громову.

63 года актёру Джорджу Клуни.

63 года барду Михаилу Кочеткову.

64 года актрисе Анн Парийо.

64 года гитаристу Сергею Степанову.

70 лет назад родился певец Михаил Файнзильберг (1954-2021).

72 года актёру и сценаристу Кристиану Клавье.

79 лет певцу Бобу Сигеру.


7 мая.

Спектакль «Завтра была война» покажут в Театре Пушкина накануне Дня Победы.

День Радио.

27 лет актрисе Дарье Балабановой.

39 лет певцу Джею Балвину.

45 лет назад умер актёр Алексей Смирнов (1920-1979).

63 года актрисе Любови Германовой.

63 года кинорежиссёру Люсиль Хадзихалилович.

77 лет барду Вадиму Егорову.

78 лет кинорежиссёру Владимиру Бортко.

83 года театральному режиссёру Каме Гинкасу.

115 лет назад родился основатель компании Polaroid Эдвин Лэнд (1909-1991).


8 мая.

Спектакль «Завтра была война» покажут в Театре Пушкина накануне Дня Победы.

17 лет певице Ray!.

26 лет актрисе Марии Золотухиной.

28 лет рэперу T-Fest.

35 лет актёру Дэниэлу Калуе.

35 лет актрисе Норе Арнезедер.

37 лет актёру Анайрину Барнарду.

43 года рэперу Потапу.

46 лет рэперу Гио Пике.

47 лет гитаристу и певцу Джо Бонамассе.

47 лет телеведущей Светлане Зейналовой.

48 лет шоумену Вадиму Галыгину.

49 лет певцу Энрике Иглесиасу.

52 года певцу Даррену Хэйсу.

53 года вокалистке группы Blackmore's Night Кэндис Найт.

61 год режиссёру Мишелю Гондри.

62 года актрисе Ольге Лапшиной.

62 года кинорежиссёру и продюсеру Валерию Тодоровскому.

63 года актёру Владимиру Шевелькову.

70 лет гитаристу Григорию Безуглому.

72 года актёру Александру Ильину.

78 лет кинорежиссёру Юрию Мамину.

98 лет натуралисту, автору документальных фильмов Дэвиду Аттенборо.

1 год назад умер актёр Сергей Дрейден (1941-2023).

5 лет назад умер композитор Евгений Крылатов (1934-2019).

15 лет назад погибла балерина Нинель Кургапкина (1929-2009).

120 лет назад родился актёр и режиссёр Борис Ливанов (1904-1972).

Фото: кадр из сериала "Уловка-22"
Теги: Джордж Клуни, события дня, Игорь Гордин

Рецензия на фильм «Мужчина и женщина»: любовь спасёт мир?

кадр из фильма

Оценка: 7 из 10.

На Московском Международном кинофестивале в рамках конкурса “Русские премьеры” показали фильм «Мужчина и женщина». Режиссёр: Владимир Котт. В ролях: Павел Деревянко, Ирина Пегова, Степан Девонин, Анна Котова, Кирилл Кяро и другие.

О феномене любви рассуждали многие. Греческий философ Платон искал её смысл в диалогах «Пир» и «Федр», Уильям Шекспир показывал опасность великого чувства в «Ромео и Джульетте», а письмо Татьяны к Евгению Онегину - одно из главных проявлений силы любви в искусстве. Режиссёр Владимир Котт решил не отставать от коллег по творчеству. Поэтому сначала написал сборник рассказов «Мужчина и женщина», а после перенёс свои размышления на большой экран.

Итак, перед нами альманах из семи небольших зарисовок из жизни людей, разных по возрасту, достатку, социальному и эмоциональному состоянию. Например, новелла о ветеране боевых действий (Кирилл Кяро) предстает мужской ностальгической исповедью, где герой за рулем такси вспоминает свою жизнь и всех женщин, размышляя об их характерах и темпераментах. Колеся по московским дорогам (странно почему не под композиции группы «Каспийский груз»), он то и дело машинально задается вопросом об идеальных отношениях и, как вечный путник, остается без однозначного ответа.

Про отношения «на века» говорит история пары Гриши (Борис Каморзин) и Ольги (Татьяна Матюхова). Он – майор полиции, она – преподаватель по фортепиано на дому. Нетрудно догадаться, что неумелая игра учеников раздражает супруга во время заслуженного отдыха и просмотра телевизора. Ссора, переходящая в очередную попытку уговорить жену оставить преподавание, становится иллюстраций расхожей фразы «милые бранятся - только тешатся». Однако Владимир Котт знает, что по законам жанра идиллия не может быть вечной, и приготовил для своих героев сюрприз, доказывающий одну простую истину о любви.

О неожиданностях судьбы, в особенности мелких, отлично рассказывает короткий ночной разговор соседей по лестничной клетке. Казалось бы, чем может быть примечательна такая бытовая встреча в дождливую ночь? Однако режиссёр превращает ее в трогательный очерк об одиночестве и необходимости обычных объятий. В подобном поиске теплоты и уюта, пусть и неосознанно, находится герой Павла Деревянко, приехавший в деревню продавать дом бабушки. Для него это не только путешествие в прекрасное и ушедшее детство, в стиле «Афони», но и встреча с давней подругой (Ирина Пегова), которая приносит ужин и топит печь в холодной избе.

Легко предположить, что данная новелла окажется драмой о мимолётной юности, первой влюбленности и мечтах с выводом «раньше было лучше». Впрочем, происходит всё в точности наоборот. История продажи ветхого жилья - самая смешная из всего альманаха. За счет природного обаяния Деревянко и Пеговой история превращается в милый и атмосферный скетч с верным и логичным панчем о возвращении в родные края.

В противовес юмористической деревенской ситуации встает жестокое и неожиданное признание Лены (Анна Котова) своему спутнику жизни Сене (Степан Девонин) в нелюбви, а после и в измене. Здесь на обычной кухне Котт сталкивает оптимизм мужа о возможности преодоления любых семейных проблем с пессимистическим реализмом жены о невозможности быть вместе. И в споре за сохранение общего счастья в моменте, когда, кажется, аргументы супруга сильны как никогда, всё изменяют слова, которые боится услышать каждый отец. Режиссёр разыгрывает с помощью камерности, неожиданности и трагической опустошенности героев театральную постановку с болезненными последствиями для бывших возлюбленных.

Владимир Котт как отец четверых детей с особым вниманием и деликатностью показывает в фильме взаимоотношения ребенка и родителя. В первом случае сантехник (Дмитрий Куличков) приходит на вызов не просто с помощником, а с сыном, отчего сперва заказчица (Ольга Медынич) находится в недоумении. Тем не менее, видя как юнец проворно и правильно чинит кран, её мнение меняется и невольный вопрос «Мальчики, чаю хотите?» не только раскрывает больное прошлое девушки, но и дает понять, что дети в семье – главный признак любви и счастья.

Знает это и мама (Светлана Первушина), чья дочь (Алиса Клагиш) считает себя принцессой и просит на новогодний бал платье. Из всех миниатюрных рассказов именно в новелле «Маленькая принцесса» кроха-героиня ломает четвертую стену и обсуждает со зрителями Оськина, свою школьную любовь, а после учит его вальсу на танцах. В этот момент сразу хочется процитировать строку «Мужчины правят миром, женщины - мужчиной» из композиции «Небо» рэпера Карандаша.

Доказательством этому служат фразы простых людей, которые обрамляют фильм. Рассуждения на тему «Что такое любовь?» в очередной раз служат наглядным примером, что единого значения у слова «любовь» нет. Однако это не повод прекратить его поиски. Ведь, как гласит японская мудрость, «у самурая нет цели, есть только путь». Так и в случае любви: только дорога к ней способна раскрыть смысл этого тайного чувства.

Фото: кадр из фильма
Теги: рецензии, ММКФ, альманах, Мужчина и женщина
β 16+