Богдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистамиТейлор Свифт стала миллиардершейУмерла актриса Татьяна КонюховаРоберт Паттинсон и Сьюки Уотерхаус стали родителямиКэмерон Диас снова стала мамойМузыканты «Пикника» живы и в безопасностиКейт Миддлтон проходит лечение от ракаПеред концертом «Пикника» в Crocus City Hall произошел терактНикиту Кологривого арестовали на семь суток

Рецензия на фильм Алексея Учителя «Цой»: Цой жив, а кино – мертво

постер к фильму

Оценка: 4 из 10

Биографическая драма «Цой» выходит в российский прокат 12 ноября 2020 года. Режиссёр: Алексей Учитель. В ролях: Евгений Цыганов, Марьяна Спивак, Паулина Андреева, Илья Дель, Игорь Верник и другие.

Виктор Цой прожил короткую жизнь, однако достаточно насыщенную и плодотворную, чтобы его имя плотно вошло в культурный облик советской и постсоветской культуры. Его творчество – объект неохватной народной любви, оно продолжает цитироваться и, что там уж, оставаться актуальным. Но не музыкой одной Виктор Цой оставил след в искусстве, с кинематографом у него сложились достаточно нетипичные, но знаковые отношения – всего две картины и две культовые роли: в великой «Ассе» Соловьёва и острой по сей день «Игле» Нугманова. Там он играл всего-навсего персонажей, но после смерти неминуемо сам стал персонажем, однако наши кинематографисты, слава богу, понимают, что типичный байопик в духе «Богемской рапсодии» — не лучший вариант рассказать помнящей публике и новой аудитории о Викторе Цоя. И если документальный жанр созвучен с определёнными художественными рамками, игровое кино является единственно верным способом поддеть ту форму выражения, которую проповедовал сам артист, и придать ей должное экранное воплощение.

В итоге режиссёрам приходится искать обходные пути, создавая концептуальные фильмы о или около жизни Виктора Цоя. За последние три года подобных проектов вышло сразу два. Сначала Кирилл Серебренников взялся показать не столько историю самого музыканта, сколько тусовки вокруг него, во многом сформировавшей Цоя как автора, кроме того, «Лету» удалось ухватить дух времени и феерию творческой экспрессии. Теперь же попытку предпринял Алексей Учитель, давший своему фильму громкое и ответственное название по фамилии музыканта. В его картине Цой путешествует из небольшого латвийского городка к западу от Риги в Петербург в собственном гробу, который по ходу дела ругают, обливают слезами и спиртным, чуть не переворачивают во время нелепой погони и наконец пытаются утопить в озере. Звучит всё это как комедия низкого жанра, но «Цой», к сожалению или к счастью, ею не является, ведь перед нами непростительно безэмоциональная история о принятии смерти, заставляющая столь неубедительно воодушевить и растрогать зрителя, словно бы ему включили версию «Овсянок» от режиссёра «Карпа отмороженного».

Но ничего не поделать, такова концепция «Цоя». В ней, по задумке режиссёра, фокус должен был сместиться на совершенно неожиданную фигуру – водителя того самого «Икаруса», с которым не справившийся с управлением Цой столкнулся на 35 км трассы Слока-Талси 15 августа 1990 года. В его роли – Евгений Цыганов, удивительный актёр, способный при минимуме экспрессии передать максимум эмоций и переживаний при условии, что хороший материал позволяет… Однако сюжет фильма не следует тропам «Охоты» Томаса Винтерберга или «Тела Христова» Яна Комасы, где толпа начинает слепые гонения на обычного человека, не зная и половины правды (хотя, безусловно, такой мотив присутствует).

Алексей Учитель предлагает зрителю своеобразный роуд-трип, в котором гроб с музыкантом перевозится с латвийской земли на его родину под тщательным присмотром близких (и не очень) людей погибшего – вдова с сыном и новым не просыхающим дружком, «последняя любовь» Цоя, личный фотограф группы и ещё циничный меркантильный продюсер, который больше озабочен отменой концертов, чем переживает за смерть якобы друга. Вот такая вот компания собралась, чтобы проводить певца в последний путь. А водителем их автобуса становится (кто же ещё?), конечно, Павел Шелест (Евгений Цыганов), потому что, видимо, больше никто водить автобусы не умеет во всей Латвии и приходится снаряжать того, кто ещё не отошёл от шока после аварии и находится под следствием.

Градус нелепых случайностей в «Цое» и вовсе зашкаливает. Латвийская следовательница по делу аварии оказывается любовницей Шелеста, которая так удачно постоянно отмазывает его от правосудия. Сценаристам, похоже, изначально была чужда мысль невиновности водителя «Икаруса» (который в реальной жизни был семьянином, и в тот роковой день ехал отмечать 20-ю годовщину свадьбы с женой), поэтому добавили ему линию со следовательницей, с которой его связывает череда случайных сексуальных связей, показывающих водителя ещё и тиранистым мужланом, принуждающим девушку к нежеланному (прощальному) сексу.

Вот с такой базовой установкой перед зрителем предстаёт Павел Шелест, который по ходу фильма практически никак и не меняется, не раскрывается и не делает ничего, чтобы зрителю было на него хоть чуть-чуть, но не всё равно. Сценаристы искусственно пытаются очеловечить пустое водительское кресло, то приписывают герою Цыганова смехотворный эпизод со спасением утопающей девушки, то ещё более нелепую любовную линию с внезапными поцелуями под лиричную музыку, будто бы кричащими с экрана: «вот смотрите, у героя есть сердце, он умеет любить!».

Не в пользу фильма говорит и тот факт, что Цой, остающийся мёртвым и вынесенный за скобки всего сюжета, по сути своей, оказывается живее любого другого персонажа картины. Алексей Учитель удивительным образом собрал коллекцию настолько невзрачных, раздражающих и пустых героев, что даже радует отсутствие в титрах пометки «основано на реальных событиях». Перед нами не какие-то там глубоко переживающие кончину близкого друга люди, мы словно бы наблюдаем за поездкой дальних родственников из семейки Адамс: одна вечно курит сигарету с томным взглядом из-под чёрного каре, другая тюкает неугомонного сына (Марьяна Спивак снова играет Женю из «Нелюбви»), ведущего себя как та самая рука из фильма Зонненфельда, а третий и вовсе словно сбежал из дома для душевнобольных – орёт, дебоширит, посасывает бездонную бутылку коньяка и бесит всех своим поведением.

Учитель, вероятно, видел главную тему своего фильма – путь героев из Латвии в России – как своеобразную метафору пути к принятию смерти, как ритуальное прощание с выдающейся личностью. У «Цоя» были также задатки чёрной комедии в духе «Смерти господина Лазареску» и комедии бытовой как у Ханта в «Витьке-Чесноке», однако Учитель преподносит всё без иронии, без глубины, сухо, грубо и в лоб. Поездка разбавляется совершенно нелепыми и нелогичными в контексте фильма событиями. То продюсер, списанный с Айзеншписа (Игорь Верник в очередной роли подонка, которому хочется врезать по лицу), внезапно почувствовал себя кем-то из героев «Форсажа» и решил на своём автомобиле устроить гонки по просёлочной дороге с автобусом, перевозящим гроб. Исход, кажется, был предрешён с самого начала. То одна из пассажирок автобуса в приступе внезапной грусти на ходу выпрыгивает из транспортного средства и ложится в поле, куда Шелест тут же и не очень гладко сворачивает свою махину, которую совсем недавно чинил от происшествия на асфальтированной дороге, едет по полю, затем сам выпрыгивает и идёт к дамочке. Как автобус взбирался обратно на дорогу, естественно, не показали – режиссёр и тут, видимо, решил оставить эпизод для образного трактования, ведь прямого смысла и сюжетной значимости у него столько же, сколько у игры в бутылочку на поминках.

И из таких сцен соткан фильм буквально целиком. К примеру, режиссёр предлагает нам полюбоваться тем, как питерский милиционер наслаждается латвийским пивом и сушёной рыбой на берегу Балтийского моря, а затем медленно идёт туда купаться. Трактовать это с точки зрения метафор и глубины не получается при всём желании – однако Учитель в то же время мог всё-таки попытаться раскрыть нам главного героя своего фильма, а не пытаться увести и так рассеянный фокус «Цоя» на других, совершенно необязательных персонажей. Зачем-то вводится ещё одна сюжетная линия с латвийской следовательницей и её начальником – нам показывают начало романа на фоне смерти Цоя, который обрывается буквально на полуслове и ни к чему не приводит.

Алексей Учитель в своём фильме отчаянно пытался продемонстрировать незримое присутствие духа Цоя во всех поступках и словах своих героев. То, как, будучи на том свете, он помогает людям находить путь к любви. Но иметь благородную цель – это ещё не значит уметь её преподнести зрителю и не опошлить в процессе достижения. Какой смысл от попыток ввести образы и метафоры в кино, которое состоит из набора нелепых случайностей, фанерных персонажей, нарушений причинно-следственных связей и диалогов, написанных человеком, который будто бы ни разу ни слышал человеческой речи?

Думается, необходимо отметить, что автор этого текста не является поклонником творчества Цоя и уж точно не сторонник института культа личности, однако трудно не заметить в рецензии обиду, затесавшуюся между строк. Обидно в первую очередь за кино: в одной из сцен на доме Шелеста озверевшие фанаты пишут огромными буквами «KINO KILLER», и эта формулировка в данном случае подходит скорее Алексею Учителю, естественно, подразумевая не музыкальную группу, а саму материю кинематографа, от которой в «Цое» лишь пепел от сгоревшей киноплёнки.

А ведь казалось, что всё должно было выйти иначе. У нас есть проверенный тандем режиссёр-актёр (или великолепная «Прогулка» всё же получилась системной ошибкой?), а сам Учитель, когда-то снявший «Рок», «Последний герой» и «ПГ: Двадцать лет спустя», лично знакомый с Цоем, был просто обязан к своему новому фильму подойти со всей душой. В итоге же зритель вынужден захлёбываться от вопиющей неискренности, фонтанирующей с экрана: все эти фальшивые переживания и истерики, пришитая наспех любовная линия и вечные отголоски дурновкусия телевизионных мелодрам превращают просмотр «Цоя» в настоящую пытку.

Но самое грустное заключается в другом – новый зритель (и музыкальный авантюрист) по итогам просмотра с большой вероятностью так и не поймёт, а в чём суть и кто этот ваш Цой такой. Подумаешь, какой-то очередной известный музыкант погиб, ну и что с того, закономерно сделает зритель, не готовый так сходу вспомнить, например, даты Первой мировой (абстрактный пример, ничего более). Да, Учитель начинает и заканчивает фильм документальной съёмкой концертов Виктора, тем самым забрасывая крючок в сторону ностальгирующего зрителя и в результате оставляя его с разорванной чересчур раскатанной губой. Новая же аудитории после увиденного вряд ли побежит искать в «Спотифае» группу «Кино» (чего не скажешь о эффекте «Лета» Серебренникова), потому что в картине почти нет ни музыки артиста, ни сколько-нибудь интригующей истории после его смерти, ни попыток заново познакомить нас с Виктором Цоем. Ведь режиссёр, в конце концов, лично знал музыканта и мог изобразить его так, как никто доныне, однако вместо этого при просмотре «Цоя» складывается совсем иная режиссёрская позиция, мол, если вы не знаете Виктора Цоя, то это сугубо ваши проблемы.

Как и его предыдущая картина, новый фильм Алексея Учителя не сумел избежать скандала в прессе задолго до выхода в прокат. Потомки Цоя агитировали запрет картины, что она, по их словам, порочит имя музыканта, потом другие причастные лица также высказались против существования подобного взгляда на лидера «Кино», в итоге от фильма отказалась крупная российская прокатывающая компания. Всё это, естественно, обратилось отличным чёрным пиаром для ленты, которую многие теперь захотели посмотреть чисто из принципа. В конечном счете повторилась история «Матильды», все разговоры оказались пылью в глазах, ни о каком оскорблении памяти и наследия Цоя, помещённого в гроб, здесь и речи быть не может, Алексей Учитель всего-навсего снял очень плохое кино.

Вадим Богданов, InterMedia

Адам Скотт снимет триллер с Зази Битц и Александрой Даддарио

соцсети

Актер Адам Скотт («Разделение», «Взрослые игры») готовится к съемкам своего режиссерского дебюта. Как сообщает Deadline, это будет триллер под названием «Забронированный дважды» (Double Booked). Одну из главных ролей он исполнит сам, а также в касте заявлены Стерлинг К. Браун («Американское чтиво»), Александра Даддарио («Белый лотос») и Зази Битц («Атланта»). Сценарий написал Дэвид Левинсон («Идеальная западня»).

Фильм расскажет об успешном писателе (Скотт) и его беременной жене (Битц), которые организуют выходные в уединенном домике только для того, чтобы встретить там еще одну пару (Браун и Даддарио), которая также забронировала этот дом.

- Когда надвигается метель, они вынуждены провести ночь вместе, и то, что кажется невинной системной ошибкой, превращается в леденящую кровь битву обмана со смертельными последствиями, - сообщается в синопсисе.

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Аарон Соркин расскажет о вреде соцсетей в новом фильме

Sipa/Fotodom

Аарон Соркин работает над сценарием продолжения фильма «Социальная сеть». Как рассказал сценарист, режиссер и продюсер в интервью в подкасте The Town, это будет не сиквел, а скорее идейный наследник картины 2010 года. В новом фильме Соркин планирует рассказать о негативном влиянии соцсетей на общество и конкретные политические события, в частности штурм Капитолия США 6 января 2021 года.

- Facebook*, среди прочего, настраивает свой алгоритм для продвижения материалов, вызывающих самые разногласия? – считает Аарон. - Потому что именно это повысит вовлеченность. Именно это приведет вас к тому, что в коридорах Facebook* называют «бесконечной прокруткой. Должно быть постоянное противоречие между ростом и целостностью. Нет. Есть только рост. Если бы Марк Цукерберг проснулся завтра утром и понял, что нет ничего, что можно купить за 120 миллиардов долларов, чего нельзя было бы купить за 119 миллиардов долларов: «А что, если я заработаю немного меньше денег, но повышу целостность и замедлю рост?». Да, вы можете сделать это, переключив единицу на ноль».

Сюжет будущего фильма Соркин раскрывать отказался, сказав, что для этого «надо будет купить билет в кино». «Социальная сеть», режиссером которой был Дэвид Финчер, рассказывала историю создания Facebook*, основателя компании сыграл Джесси Айзенберг, в фильме также снялись Эндрю Гарфилд, Джастин Тимберлейк, Арми Хаммер, Руни Мара, Рашида Джонс и др. Картина стали хитом мирового проката и получила четыре премии «Золотой глобус», три «Оскара» и три премии BAFTA. Соркин уже ранее высказывал желание сделать сиквел.

*принадлежит компании Meta, которая в РФ признана экстремистской и запрещена

Светлана Дружинина вспомнила о мести Эльдара Рязанова

Fotodom

Светлана Дружинина призналась, что Эльдар Рязанов заносил ее в «черный список». На первых курсах ВГИКа она снялась в фильмах «За витриной универмага» и «Дело было в Пенькове», но была довольно разборчива в ролях. Когда Эльдар Рязанов предложил ей сыграть Клаву в «Дайте жалобную книгу», она поняла, что не хочет вновь перевоплощаться в официантку.

- Вместо себя привела свою подругу – замечательную актрису (Татьяна Гаврилова. — Прим. «ИнтерМедиа»), и она сыграла здорово! - рассказала режиссер Prozvezd. - Но Эльдар Рязанов не забыл мой отказ. Вплоть до конца своей жизни я была занесена Рязановым в «черный список». Он не снимал меня, игнорировал, не разговаривал со мной. Я думала, что у него просто – скверный характер, но когда узнала, что «даже в «Кинопанораме», которую он вел, я – нежелательная персона», поняла, что это больше, чем обида. Это уже месть. Только под конец жизни Эльдар Александрович наладил с нами отношения.

Светлана Дружинина призналась, что она потом и сама вычеркнула из жизни Владимира Шевелькова и Сергея Жигунова после «Гардемаринов». Зато у нее до сих пор хорошие отношения с Кристиной Орбакайте.

- Кристина – чудесный человек, - восторгается режиссер. - Она играла Фике, когда стала жить с Володей Пресняковым, и Екатерину, когда вышла замуж за того чеченца. Он ударил ее и разбил нос. Нам пришлось прибегнуть к некоторым процедурам, чтобы «носик» Кристины выглядел как у царицы, - открыла тайну Светлана Дружинина.

Ранее Светлана Дружинина была награждена орденом «За заслуги в культуре и искусстве». Соответствующий указ подписал 14 марта 2024 года президент России Владимир Путин.

Источник: Про звезд Фото: Fotodom
Теги: Светлана Дружинина
β 16+