Богдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистамиТейлор Свифт стала миллиардершейУмерла актриса Татьяна КонюховаРоберт Паттинсон и Сьюки Уотерхаус стали родителямиКэмерон Диас снова стала мамойМузыканты «Пикника» живы и в безопасностиКейт Миддлтон проходит лечение от ракаПеред концертом «Пикника» в Crocus City Hall произошел терактНикиту Кологривого арестовали на семь суток

На конференции Distant & Digital обсудили возможность творчества искусственного интеллекта

фейсбук Геннадия Уваркина; кадр из ролика; архив InterMedia

Дискуссия «Цифровое творчество: мультимедийные продукты, аудиовизуальные произведения» состоялась онлайн в рамках конференции Distant & Digital 8 октября 2020 года. В мероприятии приняли участие:

  • Геннадий Уваркин, модератор (к.ю.н., руководитель правового бюро «Омега»)
  • Евгений Сафронов (главный редактор информационного агентства InterMedia);
  • Константин Леонтьев (кандидат юридических наук, доцент, сотрудник Научного национального центра интеллектуальной собственности).

Эксперты с жаром представили свои точки зрения на цифровое творчество и его основные болевые точки.

Геннадий Уваркин (на фото) в начале дискуссии отметил, что для продуктивной дискуссии необходимо разделить два вида цифрового творчества:

  • цифровое искусство, где искусственный интеллект выступает в качестве инструмента при обязательном наличии автора-творца;
  • «творчество» компьютерных программ.

Тезис повлек за собой дискуссию о том, правомерно ли созданные компьютером произведения называть творчеством в привычном смысле этого слова. Евгений Сафронов предложил начать с раскрытия значения слова «творчество»:

- Это слово в русском языке настолько многогранно, что даже при переводе Creative Industries кто-то не решился использовать прямой перевод - творческие - и использовал слово «креативный», которое означает свойство человека или группы людей, но никак не индустрии, - отметил спикер. - Смысл же понятия «творчество» очень широк и в целом делится на две части. Первое — широкое понимание творчества как создание чего-то нового. Второе, более узкое — это художественное творчество, создание произведений. Техническое или промышленное творчество имеет практический смысл, направлено на освоение и преобразование среды, если хотите, вселенной - а вот художественное творчество не имеет практической ценности - это высший вид общения, межличностных коммуникаций. В ходе такого общения передаются не только сведения, но и художественные образы, произведения - ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению в отношении этого процесса. Однако различия зафиксированы даже в IV части Гражданского кодекса РФ, при всем его несовершенстве - там изобретения, полезные модели, нау-хау и др. упоминаются отдельно от произведений. На мой взгляд, как раз создание произведений и следует называть художественным творчеством.

Теперь вопрос: может ли программа создать нечто подобное? Ведь программа сама по себе является результатом творчества - соответственно, автором результатов работы программы должен быть признан автор программы. Вот когда программа будет «сотворяться» сама по себе, сразу принимая решения о создании изобретений, селекционных достижений или опер, тогда — да. Но у нас нет ни одного примера такой программы, и я не сомневаюсь в том, что ещё много тысячелетий такого мы не увидим. Поэтому здесь, с моей точки зрения, вопрос абсолютно понятен: никакая программа, никакая модель, никакой искусственный интеллект не в состоянии создать самостоятельно решительно ничего. Автором всего, что выходит из-под пера, карандаша или, скажем, штепселя этой программы является ее создатель. Мы помним обсуждение вопроса авторства фото, на котором обезьяна себя сфотографировала, - очень долго пытались понять, кто же все-таки автор, ведь кнопочку нажала обезьяна, а фотоаппарат купил, зарядил и настроил фотограф. Можно сколь угодно спорить на эту тему, но я абсолютно уверен, что творчество доступно только людям.

Геннадий Уваркин вспомнил, как в феврале 2020 года два американских музыканта-программиста, решив покончить со спорами в области музыкального творчества, сделали программу, генерирующую все возможные MIDI-мелодии, оформили свои авторские права на эти треки и отказались от них в пользу профессиональных композиторов.

Константин Леонтьев высказал мнение, что на данном этапе невозможно вынести однозначное суждение относительно «творчества» компьютера, поскольку всякое определение опасно: крайне мало случаев, когда оно не может быть опровергнуто. Точно так же, по его мнению, нельзя дать определение понятиям “оригинальность” и “произведение”.

- Боюсь, что для случаев с результатами деятельности компьютеров придется придумать критерии, исходя из текущего положения, что субъектом авторского права может быть только физическое лицо, - заявил эксперт. - В одних случаях авторами такого произведения будут признаваться создатели программы, а других — лицо, использующее компьютер. Пограничные ситуации будут сложными. Но вопрос — исторический, и можно бесконечно спорить, является ли произведением «Черный квадрат» Казимира Малевича. Пока биологические существа будут нажимать на рубильник, критерием будет участие физического лица и его творческий вклад. Возможно, со временем ситуация изменится, и критерий творчества будет относиться не к созданию и отбору, как и в приведенном Геннадием Уваркиным случае с программистами. Во всяком случае, есть теория, что если посадить по периметру всей планеты обезьян с печатными машинками, они рано или поздно они напечатают «Гамлета». Вопрос лишь в том, кто отберет результат их творчества.

Следующий вопрос, который предложил Геннадий Уваркин для обсуждения - “Нужна ли для общества и экономики охрана результатов деятельности, созданных компьютером?” Приведя примеры творцов-рабов в Древнем Риме, которые не имели юридических прав, и дельфинов, которые нарисовали картину, ушедшую за большие деньги на аукционе, он подчеркнул, что ни тот, ни другой прецедент не ставит проблему охраны их прав. Обсуждение предлагалось провести с двух точек зрения: проблемы субъектности искусственного интеллекта и проблемы расширения границ авторского права и сужения границ доступа граждан к контенту.

Евгений Сафронов отметил, что в заданном вопросе не обозначен один необходимый параметр:

- За последние 100 лет население Земли выросло в 4 раза, и тенденция продолжается. Население растет за счет не самых образованных членов общества. А как охранять авторские права в обществе дикарей, честно говоря, надо думать. Совершенно точно охранять их надо, но прежними методами, скорее всего, не получится.

Константин Леонтьев заявил о необходимости определенности с юридической точки зрения.

- Вопрос лишь в том, сможем ли мы обеспечить эту определенность? Будет ли в ней заинтересована экономика, - заметил он. - Капитализировать творчество дельфинов было бы интересно, но насколько их нужно вводить как субъектов? И к тому же, какой лапой они будут подписывать договор? Я думаю, что пока достаточно использовать тот инструментарий, который уже есть, постепенно отрабатывая возможность добавления пограничных субъектов.

Геннадий Уваркин подвел итоги встречи, подчеркнув, что никто из экспертов не придерживается мнения, что компьютерам присуще творчество в узком смысле этого слова.

- Должно пройти немало времени, чтобы случился качественный скачок в развитии технологий, позволяющий искусственному интеллекту осознать себя и начать творить, исходя из внутренней, а не заданной извне потребности.

Участники дискуссии также сошлись на том, что для признания искусственного интеллекта, обезьяны и дельфина субъектами авторского права пока нет предпосылок.

Организаторами международной онлайн-конференции Distant & Digital выступили Ассоциация IPChain, Федерация интеллектуальной собственности (ФИС), Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO) и международный коммуникационный бренд IPQuorum. Соорганизатор и партнер модуля LegalTech — Фонд «Сколково».

Денис Ступников, InterMedia

Фото: фейсбук Геннадия Уваркина; кадр из ролика; архив InterMedia
Теги: Евгений Сафронов, репортаж, Денис Ступников, искусственный интеллект, Distant & Digital

Вышла книга воспоминания Сергея Кузнецова о Юрии Шатунове и группе «Ласковый май»

30.04.2024 17:33 Музыка Рубрика: Хроника 16+
обложка книги

Книга «Ты просто был частицею меня… Памяти Юрия Шатунова и Сергея Кузнецова» выпущена весной 2024 года в издательстве «Бомбора». Она основана на реальных событиях и охватывает период с 1986 по 2023 годы.

Случайное знакомство Ландыш Ахметшиной с Сергеем Кузнецовым и последующие за этим события привели к написанию совместной книги его воспоминаний. Основатель легендарной группы «Ласковый май» Сергей Кузнецов рассказывает об истории ее создания и о солисте Юрии Шатунове, который безвременно ушел из жизни 23 июня 2022 года.

- На роль будущей поп-звезды пробовались самые разные ребята. Со слухом, чувством артистизма, прекрасным голосом. Но всё не то: музыкант Сергей Кузнецов искал харизматичного пацанёнка, который не просто споёт его песни, а вдохнёт в них жизнь, - сообщается в пресс-релизе. - Роковая встреча случилась в ноябре 1986 года. Тогда 13-летний Юра Шатунов был воспитанником Акбулакского детского дома. Грязный и пропахший табаком, подросток спокойно предстал перед Кузнецовым с гитарой и исполнил песню «Плот». В тот момент мужчина понял, что нашёл своего вокалиста. И не прогадал! Так родилась культовая поп-группа «Ласковый май», песни которой продолжают звучать и сегодня. У группы непростая судьба, как и у ее участников. Она недолго блистала на музыкальном олимпе советской и российской эстрады, но те люди, чьи сердца успели покорить песни Сергея Кузнецова в исполнении Юрия Шатунова, остались их поклонниками на протяжении всей жизни творческого тандема, передавая любовь к нему из поколения в поколение. А их по всему миру миллионная армия.

Сюжет должен был завершиться творческим вечером Кузнецова, но через два дня после аншлаговых концертов, 7 ноября 2022 года, он ушел из жизни в результате сердечного приступа. Соавтор книги и подруга Сергея Борисовича Ландыш Ахметшина завершает повествование описанием последних дней жизни композитора и событий, связанных с ним в течение последующего года. В книгу также включены воспоминания мамы Сергея Кузнецова Валентины Алексеевны и помощницы Кузнецовых Оксаны Масягутовой. Рассказы дополнены архивными фотографиями.

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Филипп Киркоров поздравил себя с днем рождения новой песней

30.04.2024 14:27 Музыка Рубрика: Хроника 16+
обложка сингла

Премьера сингла Филиппа Киркорова «Дальше буду жить» состоялась 30 апреля 2024 года – в его 57-й день рождения. Автором композиции стала Манижа.

- Я молчал 40 дней… Но сегодня, в свой день рождения, мне хочется петь. Хочется жить! – сообщил артист в соцсетях. - Наступил мой новый год, год больших надежд, год больших проектов. Год, который перевернул мою жизнь, уходит в историю, оставляя грубый след на моем сердце. С годами мы должны черстветь, закаляться, но я не могу... 40 дней я молчал, 40 дней с момента бесчеловечной трагедии в «Крокусе» остановило для меня время. И вот сейчас в тот день, когда моя прекрасная мама подарила мне жизнь, я хотел бы поблагодарить прошлый год, год больших трагедий, год утрат, год, перевернувший и встряхнувший меня. Ровно 30 лет назад, именно 30 апреля мамы не стало… с этого момента этот день для меня стал днем скорби. Не верьте людям, которые говорят, что с годами эта боль и скорбь проходит… Мама, мне тебя не хватает, очень… Но я держу обещание, которое дал 30 лет назад. Всегда! Я делаю премьеру 30 апреля. И сегодня я как заново родившийся человек, преобразившийся не только телом, но и душой, человек готовый к новым свершениям, новым проектам! Сегодня мне 57! И я рад и горд, называя эти цифры, каждый год для меня особенен, я горжусь каждым прожитым днем и каждой минутой! Да случались ошибки, но теперь будем жить, творить! Лицедействовать! Мы же актеры, и наша сцена наша жизнь! Я приглашаю вас всех на первый ряд моей жизни!

Фото: обложка сингла
Теги: Филипп Киркоров, день рождения, новый сингл

Вышел трейлер обновленной версии фильма «Пусть будет так» о записи последнего альбома Beatles

30.04.2024 13:27 Музыка Рубрика: Хроника 16+
постер к фильму

Первый трейлер отреставрированной версии документального фильма «Пусть будет так» (Let It Be) представила 30 апреля 2024 года кинокомпания Walt Disney Studios. «ИнтерМедиа» напоминает, что оригинальная лента режиссера Майкла Линдси-Хогга 1970 года о записи последнего альбома Beatles была тщательно восстановлена командой Питера Джексона из Park Road Post Production.

«Let It Be» содержит кадры, не вошедшие в документальный сериал «The Beatles: Get Back» 2021 года и переносящие зрителей в студию и на крышу Apple Corps в Лондоне в январе 1969 года, когда музыканты, к которым присоединился Билли Престон, пишут и записывают свой последний альбом «Let It Be», получивший премию «Грэмми» и в последний раз выступают вживую как группа.

Премьера фильма состоится на Disney+ 8 мая.

β 16+