Умер Андрей ТропиллоБогдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистамиТейлор Свифт стала миллиардершейУмерла актриса Татьяна КонюховаРоберт Паттинсон и Сьюки Уотерхаус стали родителямиКэмерон Диас снова стала мамойМузыканты «Пикника» живы и в безопасностиКейт Миддлтон проходит лечение от ракаПеред концертом «Пикника» в Crocus City Hall произошел теракт

Исследователи создадут единый подход к анализу креативных индустрий

09.10.2020 17:15 Театр и шоу Рубрика: Хроника 16+
предоставлены пресс-службой Российской креативной Недели; Екатерина Чичеткина/InterMedia

Рабочая встреча исследователей креативных индустрий состоялась онлайн 7 октября 2020 года. Эксперты обсудили методологические подходы к расчетам показателей креативных индустрий.

Участниками мероприятия стали:

  • Кирилл Ильичев (заместитель руководителя Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы);
  • Федор Мольков (начальник Управления развития креативных индустрий Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы);
  • Екатерина Гайка (руководитель АНО «Агентство креативных индустрий»);
  • Татьяна Круглик (главный специалист Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы);
  • Каролина Гулордава (эксперт направления «Пространственное развитие» фонда «Центр стратегических разработок»);
  • Евгений Куценко (директор Центра научно-технической и инновационной политики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ);
  • Михаил Гершман (заместитель директора Центра научно-технической и инновационной политики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ);
  • Евгений Сафронов (главный редактор информационного агентства InterMedia);
  • Наталия Галиулова (заместитель главного редактора информационного агентства InterMedia);
  • Илья Токарев (руководитель образовательных программ «100 городcких лидеров», директор проектов Агентства стратегических инициатив).

В преамбуле к заседанию Кирилл Ильичев (на верхнем фото) обозначил цель встречи и дальнейшей работы экспертов - выработку единого подхода к оценке креативных индустрий. Унификация значительно облегчила бы работу ведомств, в т.ч. Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы и АНО «Агентство креативных индустрий», занимающегося формированием условий для развития бизнеса и городских территорий, внедрением инновационных разработок, развитием междисциплинарного сотрудничества и продвижением московских креативных индустрий на международном уровне.

Наталия Галиулова выделила основные подходы к культурным индустриям, существующие в мировой практике:

  • символически-текстовая модель;
  • модель концентрических кругов;
  • модель DCMS;
  • модель WIPO;
  • модель UNESCO;
  • Americans for the Arts.

Каждая из них создавалась большими командами экспертов на протяжении многих лет.

Михаил Гершман рассказал о том, что НИУ ВШЭ уже больше года готовит исследование статистики креативных индустрий для Департамента предпринимательства Москвы. К измерению креативной экономики они применяют три основных подхода:

  • отраслевой (с опорой на опыт международных организаций),
  • на основе анализа профессий
  • на основе анализа внешней торговли креативными товарами.

Например, отраслевая классификация включает в себя 16 индустрий и чуть меньше 50 видов экономической деятельности.

В итоге НИУ ВШЭ был выработан единый реестр действующих организаций, объем их выручки и число их сотрудников. По состоянию на 2018 год данные исследования свидетельствуют, например, о том, что из порядка 58 000 зарегистрированных в Москве в данном секторе организаций у примерно 8 000 сосредоточены 95% общей выручки рынка. Кроме того, эксперты провели расчеты объемов добавленной стоимости креативных индустрий, согласно которым на Москву приходится более половины добавленной стоимости, создаваемой в России.

Михаил Гершман

Евгений Куценко рассказал об анализе вторичных признаков культурных индустрий, в частности - об исследовании расположения учреждений культуры на карте Москвы относительно друг друга и других объектов (торговые центры, учебные заведения, станции метро и т. д.).Изучение этих взаимосвязей позволило заключить, что учреждениям культурных индустрий «комфортнее» рядом с себе подобными, нежели с другими объектами.

Каролина Гулордава заметила что полученная ее ведомством структура культурных индустрий очень похожа на ту, что была представлена спикерами из НИУ ВШЭ, но служит она другой цели. Экспертам фонда «Центр стратегических разработок» было необходимо понять, какие отрасли могут стать драйверами развития, и что с этим делать дальше. Одним из важных выводов стало то, что 80% культурных индустрий России сосредоточены в Москве.

Илья Токарев заявил, что задачей его организации было не просто посчитать данные по Москве, а еще и проследить, как в каждом муниципалитете Российской Федерации проявлена культурная индустрия. Были выбраны такие параметры, с помощью которых впоследствии было бы легко перепроверять эти данные и соотносить их с аналогичными открытыми данными других стран. Лидерами культурных индустрий по этим данным предсказуемо стали Москва и Санкт-Петербург. Приятным открытием стало появление в первых строчках реестра Тюмени, Вологды и Калининграда.

Евгений Сафронов

Евгений Сафронов отметил, что информационное агентство InterMedia системно занимается изучением культурных индустрий уже более 20 лет.

- Темой разговора являются креативные индустрии - надо понимать, что creative по-русски - это «творческий», но лишь в одном из значений данного понятия , - заявил Евгений Сафронов. - В этом значении “творческий” - это характеристика человека или группы людей, но никак не индустрии как совокупности организаций. Однако, раз уж решено использовать этот не совсем точный термин, то так тому и быть - и теперь перед нами стоит задача понять, что же сюда входит. Больше 10 лет назад эту работу мы начинали в Торгово-промышленной палате РФ - понятия “креативные индустрии” тогда еще в России не было, но Евгений Максимович Примаков, который прекрасно понимал значение культуры и творчества для общества, поручил InterMedia провести первичный анализ зрелищной отрасли - и тогда пришлось начать как раз с анализа терминологии. Уже тогда были разногласия и непонимание - можно ли относить к культуре и творчеству различные массовые жанры, может ли культура тиражироваться и др. На отладку методики ушло несколько лет - и сейчас мы выпускаем обзоры несколько раз в год, при этом постоянно методику совершенствуем и дополняем.

Мы с большим сожалением практически отказались от использования ОКВЭДов в аналитике - они только запутывают дело. Яркий пример - в условиях пандемии государство предоставило помощь организаторам зрелищных мероприятий - разумеется, в соответствии с ОКВЭДами - и оказалось, что большая часть этих компаний имеют другие ОКВЭДы, помощи они не получили. Как в такой ситуации можно опираться на ОКВЭДы в аналитике?

Другой важный терминологический вопрос - слово “индустрии” в мире все же применяют к предпринимательству. Между тем, предпринимательство на должном уровне есть только в развитых странах. В России же, скажем, из тысячи театров только 10% частные, остальные являются госучреждениями. По билетам они собирают 10-20% оборота, остальное - из бюджетов. Это явно не предпринимательство, стоит ли включать эти цифры в индустрию? Да и в целом Россия является совершенно уникальной страной, никто в мире не содержит столь впечатляющее количество организаций культуры - так сложилось исторически. Стоит ли в этом случае применять аналитические подходы Запада, где картина совершенно иная?

Ясно одно - креативные индустрии базируются на результатах интеллектуальной деятельности - то есть, интеллектуальной собственности. Именно поэтому РСПП, с которым мы плотно работаем последние годы, предлагает отталкиваться в расчетах от нематериальных активов предприятий - это понятный, проверяемый подход.

Однако здесь появляется другая проблема - законодательство, которое построено таким образом, что предприятиям невыгодно ставить на баланс нематериальные активы, аналитика резко искажается. Уверен, что именно с модернизации законодательства следует начинать - и в первую очередь исправить откровенные противоречия. Что говорить - последние изменения в Основы законодательства о культуре предписывают индивидуальным предпринимателям называться организациями, что есть абсолютный нонсенс. Другой пример - в стране есть огромная музыкальная индустрия, но в законе отсутствует профессия “композитор”. И таких несоответствий в законе множество.

В итоге я предлагаю выработать методику расчета культурных/креативных индустрий специально для России. Посмотрите разработанную нами Блок-схему сферы культуры - это невероятно сложный механизм, в нем вообще нет полностью очерченных индустрий, их бессмысленно даже перечислять. При этом обороты каждого блока просчитать с помощью нашей методики вполне возможно, и мы готовы поделиться всеми наработками.

Евгений Куценко

Евгений Куценко согласился, что всем участникам процесса надо объединить усилия и создать единый документ, объясняющий, чем отличаются существующие исследования и почему у них разные результаты. Проблему же спикер видит в том, что будет непросто отклонить попытки лоббирования регионами собственных интересов.

Подводя итоги встречи, исследователи креативных индустрий согласились, что дальнейшая совместная работа будет строиться следующим образом:

  1. Основой комплексного исследования станет разработка с наибольшей степенью детализации, остальные участники выскажут свои предложения и замечания;
  2. Различные подходы к анализу креативных индустрий будут сведены в единую таблицу;
  3. Будет проведен анализ различий подходов и результатов;
  4. Наиболее эффективные подходы будут аккумулированы в комплексном исследовании.

Денис Ступников, InterMedia

Умерла патриарх Театра Сатиры Зоя Зелинская

Илья Золкин

Актриса Зоя Зелинская скончалась 29 апреля 2024 года в возрасте 94 лет. О ее смерти сообщатся на сайте Театра Сатиры, где она служила без малого 70 лет.

Зоя Зелинская (девичья фамилии Ющук) родилась в Москве 8 декабря 1929 года. В 1954-м окончила ГИТИС, факультет актёров музыкальных театров (курс Андрея Гончарова), и была принята в труппу Театра Сатиры. Более всего известна по роли пани Терезы в телевизионной передаче «Кабачок 13 стульев», режиссёром которой был её первый муж Георгий Васильевич Зелинский.

В Театре Сатиры играла в спектаклях «Грустно, но смешно», «Как пришить старушку», «Клоп», «Баня», «Мистерия-буфф», «Дамоклов меч», «А был ли Иван Иванович?», «Трехгрошовая опера», «Дом, где разбиваются сердца», «Самоубийца», «Идеальный муж», «Будем знакомы», «Где мы?!..» и других.

Зелинская много снималась и в кино, дебютировав как эпизодическая актриса в фильме «Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова в 1956 году. В числе других ее работ – «Мужчины и женщины», «Предсказание», «Пчёлка», «На углу, у Патриарших», «Тесты для настоящих мужчин», «Досье детектива Дубровского» и др.

По данным СМИ, прощание с актрисой пройдет 1 мая в Театре Сатиры, похороны состоятся на Троекуровском кладбище.

Фото: Илья Золкин
Теги: смерть
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Театр сатиры отметит День Победы с «Синим платочком»

28.04.2024 14:40 Театр и шоу Рубрика: Анонсы 16+
предоставлено пресс-службой театра

Спектакль-концерт «Синий платочек», посвященный Дню Победы и Театру Сатиры во время Великой Отечественной войны, будет поставлен на Основной сцене Театра Сатиры 9 мая 2024 года. В основу спектакля легла пьеса Григория Горина «Прощай, конферансье!» в постановке Андрея Миронова, которой в этом году исполняется 40 лет, сообщили агентству «ИнтерМедиа» в пресс-службе театра. Режиссером стал артист Театра Сатиры Антон Буглак.

- Каждый год наш театр выпускает спектакли к 9 мая, - говорит режиссер. - «Синий платочек» создан несколько лет назад на основе пьесы Григория Горина «Прощай, конферансье!» в постановке Андрея Миронова. Но мы развиваем сюжетную линию. Мы скрупулезно собирали сведения из дневников, книг и личных воспоминаний наших артистов. И в результате появился спектакль-концерт, спектакль-исследование «Синий платочек».

В постановке переплетены три линии: тех, кто родился и жил во время войны, тех, кто родился после и рассказывает от первого лица об артистах старшего поколения, с которыми посчастливилось работать на сцене, а также линия молодых артистов, которые из современности смотрят на трагические события прошлого.

- Мне кажется, в самом названии таится светлая печаль, - говорил о постановке «Прощай, конферансье!» Андрей Миронов. - В силу законов жизни уходят безвозвратно поколения людей. Приходят другие. Принято считать, что они лучше нас. Наверное, так. Но они – другие. Поэтому ушедшим мы говорим «Прощай!» А все хорошее, доброе, светлое, что они оставили нам, хочется сохранить и передать идущим на смену…

Вместе с мемуарами и воспоминаниями, концертные номера будут также документальными – именно с ними под песни Руслановой, Шульженко, Утесова, Бернеса выступали артисты Театра Сатиры на передовых. Зрители увидят декорации заслуженного художника РФ Валентина Шихарева, танцы в постановке главного балетмейстера Театра Сатиры Сергея Землянского, живой оркестр Театра Сатиры и 40 человек артистов на сцене.

- Большая страница истории страны – это также большая история Театра Сатиры, который в прямом смысле сражался за победу: с оружием в руках на передовой, на линии фронта с песнями, в эвакуации с премьерами военных спектаклей-обозрений, - говорит художественный руководитель театра Сергей Газаров. - «Синий платочек» - это не просто оммаж артистам нашего театра, это документальная повесть о времени и о мужестве людей. О том, что искусство дает надежду и веру в победу, побеждая смерть.

В спектакле «Синий платочек» примут участие Наталия Защипина, Вероника Агапова, Моряна Анттонен-Шестакова, Юрий Васильев, Александр Воеводин, Алина Воскресенская, Майя Горбань, Юрий Горин, Максим Демченко, Мария Железнова, Наталья Защипина, Андрей Зенин, Марина Ильина, Наталья Карпунина, Роман Керн, Денис Кириллов, Арина Кирсанова, Любовь Козий, Нина Корниенко, Анастасия Кузнецова, Ольга Кузнецова, Игорь Лагутин, Инна Лясковец, Илья Малаков, Никита Манилов, Марина Маняхина, Артём Минин, Карина Муса, Влад Окропиридзе, Мария Протасова, Виктор Рухманов, Светлана Рябова, Артемий Соколов-Савостьянов, Наталья Селезнёва, Ольга Суркова, Татьяна Титова, Тимур Тихомиров, Григорий Трапезников, Надежда Филиппова, Сергей Чурбаков, Алена Яковлева и др.

Ранее Театр Сатиры прокомментировал слухи о том, что якобы был отменен вечер памяти Александра Ширвиндта. В театре разъяснили, что нам самом деле был отменен назначенный на 3 апреля 2024 года спектакль «Где мы?», в котором был задействован актер. Что касается вечера памяти Александра Ширвиндта, то он будет приурочен к его дню рождения, отмечаемому 19 июля.

Фото: предоставлено пресс-службой театра
Теги: День Победы, Театр Сатиры, анонс спектакля, Синий платочек

Наталия Касаткина, Тамара Синявская и Людмила Максакова получили почётные «Золотые маски»

28.04.2024 12:08 Театр и шоу Рубрика: Хроника 16+
Илья Золкин

30-я торжественная церемония вручения специальных премий «Золотая маска» в номинации «За вклад в развитие театрального искусства» состоялась 27 апреля 2024 года в Бетховеновском зале Большого театра.

Лауреатами этого года стали 11 человек, в их числе певица и педагог Тамара Синявская, актриса Театра Вахтангова Людмила Максакова, артист балета, хореограф и педагог Вячеслав Гордеев, а также балерина, хореограф и руководитель Государственного академического театра классического балета Н.Касаткиной и В.Василёва Наталия Касаткина, скончавшаяся 14 марта в возрасте 89 лет. Награду получил ее сын Иван, временно исполняющий обязанности художественного руководителя театра, созданного его родителями.

β 16+