Билли Айлиш выпустила третий альбомРоман Карманов дал большое интервью по поводу трехлетия ПФКИВладимир Путин назвал IV выставку-форум «Уникальная Россия» по-настоящему красивым проектомШвейцария стала победителем «Евровидения»Йост Кляйн из Нидерландов отстранен от участия в финале «Евровидения 2024»Настя Задорожная ждет ребенкаДжастин Бибер станет отцомХилари Дафф стала мамой в последний разПевица Нюша разводится с мужемУчастники группы Little Big ждут ребенкаУмер Андрей ТропиллоБогдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамой

Что тревожит палача? Рецензия на фильм «Зла не существует» (Strelka-2020)

постер к фильму

Оценка: 8 из 10

Российская премьера фильма-победителя Берлинале-2020 состоялась на кинофестивале Strelka Film Festival by Okko 6 сентября 2020 года. Режиссёр: Мохаммад Расулоф. В ролях: Баран Расулоф, Эхсан Мирхоссейни, Каве Ахангар и другие.

Не стоит удивляться, что после просмотра фильма с оптимистичным названием «Зла не существует» от несчастного иранского режиссёра, всю свою творческую жизнь гонимого властями собственной же страны, вам покажется как раз-таки обратное – зло не просто существует, оно ещё и совершенно неискоренимо и до ужаса банально. Мохаммад Расулоф поступил как самый порядочный опальный режиссёр: снял фильм и сел в тюрьму. В промежутке получил «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля, естественно, дистанционно (к сожалению, не из-за коронавируса) – что закономерно подняло волну скепсиса, мол, а не решил ли самый политический кинофестиваль продемонстрировать ещё один отчётливо политический жест, отметив таким образом очередную жертву режима? Ответ вряд ли порадует людей, ищущих утешения в конспирологии.

Для начала обратимся к формату и содержанию. Расулоф использует форму альманаха (что по своей сути является воплощением зла, но в данном случае единственной возможностью снять кино для того, кому это делать запрещено на государственном уровне), рассказывая четыре самостоятельные истории. В первой образцовый семьянин и добрейшей души человек, который и на внезапно выскочившего мотоциклиста не накричит, и соседскую кошку спасёт, проживает один день из своей жизни. Съездить с женой за зарплатой, забрать дочку из школы, заехать к больной маме и помочь ей по дому. А глубокой ночью снова на работу.

Во второй новелле мы наблюдаем за душевными терзаниями только вступившего на службу солдата. В третьей уже опытный военный берёт трёхдневный отпуск, чтобы повидать возлюбленную на её день рождения и в качестве подарка сделать ей предложение. Финальная история повествует о мужчине, живущем в уединение с женой где-то в сельской глуши, несмотря на то, что сам он по образованию доктор. Однажды к нему приезжает погостить племянница из далёкой Германии. Все четыре главных героя по своей натуре добрые и отзывчивые люди. А ещё они палачи.

Кто-то казнит виновных в порядке рутины, кто-то мучается от нескончаемой рефлексии по поводу исполняемых приказов, третий и вовсе отказывается эти приказы исполнять, приходя в дрожь только от мысли кого-то лишить жизни, а четвёртому вообще приходится безвыходно смиряться с последствиями когда-то давно принятых решений.

Естественно, как подобает всем альманахам, (даже курируемым одними и теми же людьми) качество разнится от новеллы к новелле. Так, например, здесь у нас абсолютно шедевральная первая история, к которой три остальные даже в подмётки не годятся. По исполнению, чувствительной режиссуре и горько ироничной, практически абсурдной, но главное, эмоционально беспощадной развязке этой новеллы можно писать учебник нового иранского кино.

Вообще, возвращаясь к обозначенному во вступлении вопросу, «Зла не существует» всё же, выдохнем, ну никак не назвать победителем по расчёту. Всё-таки художественные особенности фильма, его тематическая беспринципность и сквозная идея, красной линией связывающая новеллы, наглядно дают понять, что Расулоф в первую очередь автор, режиссёр, артист, а затем уже политический активист.

Его картину можно рассматривать как самый настоящий гид современного иранского кино и дань уважения его главным действующим лицам. Посудите сами: первая история – Аббас Киаростами. (Хотя его по праву можно считать вдохновителем вообще любого более-менее известно иранского режиссёра). Размеренная, поэтичная, тонкая, лаконичная и неимоверно глубокая история, одновременно обладающая яркой эстетической составляющей и фундаментальной мыслью, заседающей в голове зрителя подобно занозе. Третья новелла – Асгар Фархади с его фирменной психологией, на которой здесь завязан весь основной конфликт. Красивая обстановка, история любви, моральные барьеры, через которые герои должны либо пробиться, либо пасть под их гнётом. Чётвертая – практически Джафар Панахи. Эмоциональность, завороженность бытом и окружающим миром, попытка показать патриархальный мир глазами невинной девочки, да и местом действия четвёртая история очень напоминает «Три лица», предыдущий фильм Панахи.

Со второй новеллой чуть сложнее, потому что она, с одной стороны, уступает остальным по ряду причин, а с другой, единственная, которую можно (пусть и с натяжкой) окрестить жанровой. В таком плане на ум приходит Мани Хагиги, но здесь нет его фирменной ироничности и чёрного юмора, украсившие и «Свинью», и «Приходит Дракон». Второй вариант – сам Расулов, потому что именно во второй главе больше всего так называемых лозунгов, прямолинейной плакатности. Герои с экрана кричат, что Иран – страна непригодная для жизни, в ней всё решается через кумовство, а приказы отдают исключительно тираны. Именно здесь консистенция всего праведного гнева режиссёра, который даже не думает перестать бороться. С художественной стороны – немного вызывающе, с идеологической – предельно ясно и обосновано.

«Зла не существует», может, и не лучший фильм конкурсной программы (в которой, на секундочку, были также восхитительные «Первая корова» Райхардт и «Ундина» Петцольда), но он определённо заслуживает своей награды. Как история показывает, венчание громкими титулами не приносит никакой пользы опальным режиссёрам. Того же Панахи награждали «Золотым медведем», пока тот был на домашнем аресте, и с тех пор ничего не поменялось. Тому же Фархади вручили «политический» «Оскар» за «Коммивояжёра» во многом для того, чтобы утереть нос Трампу, подписавшему указ не пускать в страну граждан со Среднего Востока. Но ни один из этих фильмов не был при этом проходным или случайным – новое иранское кино чрезвычайно плодотворно на талантливых постановщиков. И Расулоф один из них. Его победа в Берлине никак не помогла бы ему даже в теории избавиться от гонений со стороны государства. Он снял хорошее и хлёсткое кино, которое наградили по праву, дав его автору то, что в данных условиях важнее всего. Подтверждение, что его старания не напрасны, и в его борьбе за мир во всём мире он не одинок.

Вадим Богданов, InterMedia

Пол Дано сыграет «Кремлёвского волшебника»

Sipa/Fotodom

Пол Дано, Алисия Викандер, Джуд Лоу, Зак Галифианакис и Том Стёрридж исполнят главные роли в фильме «Кремлёвский волшебник» (The Wizard of the Kremlin) – экранизации одноименного романа-бестселлера Джулиано да Эмполи. Как сообщает Variety, режиссером проекта выступит Оливье Ассайас («Персональный покупатель», «Двойная жизнь»).

История начинается в России в начале 1990-х годов, после распада СССР. В новом мире, который обещает свободу и флиртует с хаосом, молодой художник и начинающий телепродюсер Вадим Баранов неожиданно становится политтехнологом многообещающего сотрудника ФСБ (бывшего КГБ) Владимира Путина.

- Работая в самом сердце российской власти, Баранов смешивает правду с ложью, новости с пропагандой, направляя все общество, как одно большое реалити-шоу, - сообщается в синопсисе. - Только любовь к притягательной, свободолюбивой Ксении может отвратить его от этой опасной игры.

«Волшебник Кремля» намеревается глазами Баранова показать темные тайны режима, который он помог построить. Главного героя (прототипом которого, вероятно, послужил Владислав Сурков) сыграет Пол Дано.

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Вестерн «Мёртвые не причиняют боли» с Вигго Мортенсеном и Вики Крипс выйдет в России в мае

постер к фильму

Локализованный трейлер и дату российской премьеры фильма «Мёртвые не причиняют боли» (The Dead Don’t Hurt) обнародовала 17 мая 2024 года кинокомпания «Парадиз». «ИнтерМедиа» напоминает, что режиссером и сценаристом вестерна стал Вигго Мортенсен, он же исполнил главную мужскую роль, а главную женскую сыграла Вики Крипс.

- Мечты прекрасной Вивиан (Крипс) и ее мужа Хольгера (Мортенсен) о светлом будущем разрушаются войной, разлучая и бросая их в опасный мир, где каждый сам за себя, - сообщается в синопсисе. - В эти сложные времена, через месть и прощение, они пытаются сохранить свою любовь.

В фильме также снялись Дэнни Хьюстон, Гаррет Диллаханд, Солли Маклауд, Колин Морган, Рэй Маккиннон, У. Эрл Браун, Атлас Грин и др.

В российский прокат «Мёртвые не причиняют боли» выйдет 30 мая – одновременно с американским.

Роман Карманов дал большое интервью по поводу трехлетия ПФКИ

кадры из видео

Президентский фонд культурных инициатив 17 мая 2024 года отмечает свое трехлетие. По этому случаю генеральный директор ПФКИ Роман Карманов дал большое интервью главному редактору информационного агентства "ИнтерМедиа" Евгению Сафронову. В нем он подводит итоги трехлетней работы и раскрывает некоторые планы на будущее.

Видео с интервью доступно на платформах VK и Rutube.

ПФКИ был учрежден указом президента Российской Федерации от 17 мая 2021 года №287 «О создании Президентского фонда культурных инициатив». Цель его создания — оказание поддержки проектам в сфере культуры, искусства, креативных (творческих) индустрий. За годы работы фонда было проведено 11 конкурсов и 12 заявочных кампаний, поддержано 7 202 проекта на сумму около 25 млрд рублей. На сайте ПФКИ зарегистрировались почти 160 тысяч проектных команд, эксперты рассмотрели почти 76 тысяч заявок из всех регионов страны. Суммарная аудитория проектов, поддержанных ПФКИ— около 30 млн человек ежегодно.

Дополнительная информация: pr@intermedia.ru

β 16+