Евгений Сафронов на RTVI: «Законодательство об авторском праве требует пересмотра на мировом уровне»
Выпуск передачи «Сквозной эфир», посвященный авторскому праву в музыкальной индустрии, вышел на телеканале RTVI 10 марта 2020 года.
Отправной точкой обсуждения обозначенной проблемы стала недавняя новость о том, что музыканты и программисты Дэмиен Рил и Ноа Рубин сгенерировали почти все возможные мелодии в пределах одной октавы (около 68 миллиардов) и выложили их в общий доступ, отказавшись от авторских прав и разрешив всем свободное использование этих произведений. Как пояснил ведущий «Сквозного эфира» Гарри Княгницкий, подобным способом разработчики попытались прекратить практику судебных разбирательств по делам о плагиате.
Первой гостьей передачи стала композитор и педагог Алина Петрова. Она отметила, что новости не стоит придавать особого значения, поскольку «музыка – это не только набор гармоний и нот, которые могут совпадать или не совпадать, но и звук, саунд-дизайн – те индивидуальные элементы, которые невозможно подвести под какую-то унификацию».
Руководитель агентства по управлению музыкальными правами SoundBroker Илья Тюпаев рассмотрел проблему с точки зрения музыкального издателя. Прецедент с программистами он назвал «некоей технической идеей», которая важна не сама по себе, а в случае ее реализации в виде пользовательского сервиса. Тогда и возникнут вопросы – не только пользовательские, но и юридические:
- По российским законам, автором должен быть человек, здесь же авторство принадлежит «набору субстанций».
Джазовый музыкант и продюсер Олег Фриш отнёс новость о достижении американских программистов к разряду «занимательной информации, в которую юристы даже не станут вникать на полном серьёзе»:
- Они элементарно не поймут, против кого выставлять иск – против компьютера или ньюсмейкеров?
Кроме того, по мнению музыканта, компьютер едва ли способен тягаться с человеком в создании «душевных и живых» мелодий.
Главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов выделил в обсуждаемой проблеме несколько важных моментов.
- Начнем с того, что наука пока не может понять суть влияния музыки на человека, - заметил Евгений Сафронов. – Сейчас ясно одно: музыку создают миллиарды людей, ее сочиняют и играют в каждом баре и ресторане, в кафе и на кухне. Однако действительно интересной для аудитории становится музыка, созданная очень и очень немногими творцами – буквально единицами. Чего говорить о каких-то мифических искусственных интеллектах, если почти всё, что создано за тысячелетия живыми людьми, никого не интересует?
Если же говорить о формальных совпадениях, то они совершенно неизбежны. Все возможные мелодии за последнее тысячелетие уже не просто прозвучали - они зафиксированы в партитурах и записях. Один из курьёзных, но показательных примеров последнего времени: в концерте для флейты Моцарта есть конструкция, полностью совпадающая с основной мелодией песни «Плот» Юрия Лозы. Сколь угодно называйте это троллингом, но она там действительно есть.
Возвращаясь к проекту американских программистов, могу сказать, что ребята серьёзно рискуют - ведь всё, что они выложили в свободный доступ, уже звучало ранее, оно защищено авторским правом. На них может быть подан миллион реальных исков от правообладателей. По нашему опыту, суды встанут на сторону авторов-людей, а не цифр. Шутки шутками, но может дойти и до уголовных дел.
Далее гости передачи обсудили источники заработков современных артистов. Олег Фриш заметил, что основным источником существования для большинства музыкантов в США сейчас являются живые выступления за гонорары. Что касается музыки в интернете и на физических носителях, то авторские отчисления выплачиваются крайне скрупулезно и прозрачно, но это сравнительно небольшие суммы.
Евгений Сафронов прояснил ситуацию применительно к реалиям российского рынка:
- С индустриальной точки зрения музыка существует в двух видах: как произведение, созданное автором, которое может быть исполнено; и как запись - фонограмма, права на которую имеют ещё и исполнитель, и производитель. С исполнениями сейчас в России налажена достаточно серьезная система сборов, авторские права охраняются на мировом уровне, авторы получают отчисления всегда. Но замечу в скобках, что законодательство об авторском праве, как отмечают практически все эксперты, требует очень серьезного пересмотра - причем не на национальном уровне, а на мировом.
То, что говорил сейчас Олег Фриш, касается американской индустрии звукозаписи, а если быть более точным – англо-саксонской, совокупно составляющей примерно 70-80% мировой легальной индустрии. Но и эта система несовершенна - на музыке сейчас зарабатываются сотни млрд долларов, а до авторов и исполнителей этой музыки доходит не более 1-1,5 млрд. Музыкальные записи - наряду с видео и другим контентом - один из основных источников дохода крупнейших мировых корпораций, а вот авторы и артисты получают лишь доли процентов от этой суммы.
Запись передачи доступна на официальном сайте телеканала RTVI.
Денис Ступников, InterMedia
Богдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»
Финал 12-го сезона шоу «Голос» состоялся 27 апреля 2024 года на Первом канале. За победу боролись четыре участника: Анастасия Садковская (команда Александра Беляева), Богдан Шувалов (команда Полины Гагариной), Алексей Сулима (команда Zivert) и Георгий Русских (команда Владимира Преснякова), - каждый из которых исполнил в последнем выпуске три песни.
Победителем стал Богдан Шувалов (набравший 35,4% голосов телезрителей), а Полина Гагарина была признана лучшим наставником по итогам зрительского голосования. Второе место занял Георгий Русских (33,1%), а третье – Алексей Сулима (31,5%). Богдан получит миллион рублей и возможность записать и выпустить свою песню на лейбле VK Music.
Стас Михайлов получил орден на день рождения
Стас Михайлов награжден орденом «За заслуги в культуре и искусстве». Соответствующий указ подписал президент РФ Владимир Путин 27 апреля 2024 года – в день 55-летия артиста.
В документе, размещенном на портале правовой информации, отмечается, что Михайлов награжден «за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю творческую деятельность».
«ИнтерМедиа» напоминает, что ранее с юбилеем певца поздравил президент Белоруссии Александр Лукашенко.
Город первого живого выступления «Новой Фабрики звезд» выберут зрители
Голосование за город первого живого выступления участников «Новой Фабрики звезд» стартует на канале ТНТ 28 мая 2024 года. Живое выступление запланировано на 12 июня, а где оно будет проходить, решат сами зрители, сообщили агентству «ИнтерМедиа» в пресс-службе телеканала. Увидеть живьем выступление молодых звезд можно будет в одном из четырех городов: Москва, Санкт-Петербург, Казань или Нижний Новгород.
Голосование за город первого живого выступления участников откроется на сайте novaia-fabrika-zvezd.tnt-online.ru сразу после отчетного концерта, который пройдет на ТНТ 28 апреля.
«Новая Фабрика звезд» стартовала на ТНТ 3 марта. Наставниками проекта стали Сергей Жуков и Сергей Шнуров, а в звездный дом для того, чтобы учиться азам шоу-бизнеса, заехали 17 участников. В команду Сергея Жукова попали Семен Полищук, Камилия Насретдинова, Александр Малахов, Нонна Еганян, Александр Круг, Дарья Кочнева, Габриэль Александров и Полина Быковская. Сергей Шнуров взял под свое крыло Лео Канделаки, Александра Филина, Эстер Горбадей, Марию Гордееву, Вадима Гладкова, Аркадия Евтушенко, Никиту Уфимцева, Софью Полозову и Анастасию Ким.
Участники проекта живут в звездном доме, где обучаются навыкам, необходимым любому артисту. Каждое воскресенье они выходят на сцену в большом отчетном концерте, чтобы показать, чему они научились за неделю. После выступления проект покидает один из номинантов на уход, которых каждую неделю определяют наставники и продюсеры шоу. Первым «Новую Фабрику звезд» неожиданно покинул Лео Канделаки. Он ушел вместо Никиты Уфимцева, сказав со сцены, что парню этот проект нужнее.