Богдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистамиТейлор Свифт стала миллиардершейУмерла актриса Татьяна КонюховаРоберт Паттинсон и Сьюки Уотерхаус стали родителямиКэмерон Диас снова стала мамойМузыканты «Пикника» живы и в безопасностиКейт Миддлтон проходит лечение от ракаПеред концертом «Пикника» в Crocus City Hall произошел терактНикиту Кологривого арестовали на семь суток

На круглом столе «Media + Music» представили исследование культурных индустрий

15.11.2019 17:48 Музыка Рубрика: Хроника 16+
Вероника Жукова

Круглый стол «Media + Music» на тему «Создание современного коммуникативного пространства в области культуры – проблемы и решения» состоялся в Зале Екатерининского собрания 14 ноября 2019 года в рамках Международного культурного форума. организаторы круглого стола – газета «Музыкальный клондайк», Белгородская государственная филармония и концертное агентство «Петербург-концерт».

Эксперты музыкальной индустрии обсудили следующие проблемы: создание новых возможностей и форматов коммуникаций общества и представителей музыкального и сценического искусства; взаимодействие федеральных и региональных медиа и музыкальных, театральных, музейных проектов; содействие развитию региональной культурной журналистики, повышению профессионального уровня журналистов, расширению контактов в профессиональной среде; повышение творческого потенциала местных сообществ.

Директор зала Екатерина Артюшкина поприветствовала участников и объявила, что приоритетным вопросом круглого стола будет интеграция новых технологий в современную музыку.

- Меня больше всего заботит, не погибнет ли в современном медийном пространстве та энергетика, которая возникает между творцом и его слушателем, - призналась Екатерина Артюшкина.

Генеральный продюсер Новой сцены Александринского театра, актер и музыкант Александр Малич рассказал о том, что ему постоянно приходится находиться по разные стороны сцены. Продюсер заботится о монетизации контента, а артист заботится о том, чтобы творчество не утрачивало свою суть в процессе коммерциализации.

- Многие актеры принципиально не хотят подстраиваться под аудиторию, и это позиция сильных людей, - заметил Александр Малич. – Но и цифры тоже важны. Я бы не стал делить музыку на жанры. Есть прекрасный исполнитель Noize MC, который творит на стыке жанровых рамок, но это же не значит, что он плохой.

Главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов (на верхнем фото) представил только что опубликованное исследование «Культура и культурные индустрии в РФ 2017-2019 гг.».

- Результаты исследования парадоксальны: строго говоря, во всем мире культурные индустрии как таковые прекращают самостоятельное существование. Ранее независимые и самодостаточные компании лишаются дохода, после чего поглощаются корпорациями и становятся их вспомогательными подразделениями. Голосование аудитории долларом за нужные им книги, кино, музыку потеряло актуальность - теперь все решают корпорации, бизнес которых связан в первую очередь со сферой ИКТ, кабельным ТВ или управлением международными сетями парков развлечений (именно на этом, а вовсе не на кино зарабатывает Disney), - рассказал Евгений Сафронов. – В TOP-50 крупнейших корпораций, работающих в сфере культуры, в 2019 году осталось всего две, зарабатывающих на производстве контента. Именно с этим мы связываем количественный и качественный кризис, о котором здесь говорили.

Евгений Сафронов

Далее Евгений Сафронов представил в виде графика динамику разных видов культурных индустрий в России.

- Практически все они показывают рост, - прокомментировал спикер. – в первую очередь там, где активно потребляется контент. Прежде всего, это производство бытовой электроники и доступ в интернет. Заработки непосредственно на музыке, кино и книгах несущественны - корпорации заинтересованы в распространении либо бесплатном, либо почти бесплатном. Посмотрите на ценовую политику стримингов - они продают легальный контент за копейки. В результате абсолютно все легальные контент-платформы в мире убыточны и в создавшейся ситуации прибыльными не станут никогда. Исключение - Netflix, иногда показывающий незначительную операционную прибыль, но даже этому придет конец с уходом Disney.

Евгений Сафронов вернулся к вопросу о разрыве между объёмами потребления контента и его производства.

- Мы видим огромный неудовлетворенный спрос как в нашей стране, так и в мире, - подчеркнул он. - потому так часты сейчас обращения к классике всех видов, ретро. Аудитория выросла за каких-то сто лет в 30-50 раз, потребление - в сотни миллионов раз и, конечно, сейчас нужны в первую очередь простое, даже примитивное искусство. Аудитория платит за это через ИКТ-индустрию, но до создателей контента деньги не доходят. Результат - нужных аудитории произведений создается всё меньше, корпорации по своему обыкновению предпочитают заваливать население суррогатами.

Рассматривая структуру сферы культуры в РФ, Евгений Сафронов подчеркнул, что она принципиально отличается от ситуации в других странах в силу огромного размера государственного сектора.

- Ни в одной стране мира нет такой серьёзной системы поддержки культуры и искусства, - заявил Евгений Сафронов. – Началось это ещё при Романовых, а в СССР эта система была развита просто до титанических размеров, ничего подобного нет ни в одной стране мира. Напомню - до 1985 года все, кто официально работал в сфере культуры, были госслужащими - даже авторы (они были объединены в творческие союзы, полностью контролируемые государством). В империи государство всегда играло в сфере культуры главную роль, 30 лет об этом забыли, но сейчас, как мне кажется, внимание государства к культуре возвращается - подчеркну, что я имею в виду не только деньги.

Андрей Торяник

Совладелец и генеральный директор компании IQ Pro Communication Андрей Торяник посетовал, что современная высокотехнологичная продукция зачастую утрачивает главное – теплоту.

- Я вспоминаю о тех временах, когда были экспертные советы, - поделился он. – А сейчас каждый сам себе эксперт. Сейчас мы свидетели трансфера смыслов. Если раньше к походу в театр готовились и тщательно одевались, то сейчас пришел домой, надел тапки, включил телевизор – и расслабился.
Компании тем временем терпят убытки. Конфликт сейчас один – нет денег. А культурного конфликта нет.

Действительный член Евразийской академии радио и телевидения, ведущий радиостанции «Орфей» Йосси Тавор заметил, что в классической музыке уже давно сегодня используются элементы поп-культуры.

- Пример – три тенора, которые выступают на стадионе, - рассказал докладчик. – Я думаю, что такой ход немало людей привел в оперные залы. А ведь раньше, когда только появилось телевидение, опере предрекали скорый конец.
То же и с радио - я на нем работаю уже 45 лет, и за эти годы его хоронили раз 20. Но у радио сейчас есть перспективы, потому что мы стали общаться со слушателями короче и четче. Общение с молодёжью – очень большая проблема, особенно – для классического радио «Орфей». Раньше я делал программу раз в неделю и искал гостей для нее. Теперь я делаю ее каждый день и ко мне выстраивается очередь. Я стал более мобилен и имею возможность регулярно выкладывать выпуски в интернет. Молодежь слушает меня по интернету. Да, на этом не заработаешь, но культура, за редкими исключениями, никогда и не была прибыльной.

Йосси Тавор

Йосси Тавор согласился с цифрами, приведенными Евгением Сафроновым в исследовании культурных индустрий, но высказал мнение, что ситуацию не изменить.

- Культура не принесёт денег, - констатировал спикер. – Нужно общаться с меценатами, но мы должны заниматься при этом тем, что знаем и умеем: пропагандировать хорошую музыку. В японских компаниях нередко проверяют музыкальные способности потенциальных сотрудников: те кандидаты, у которых способности есть, более творчески подходят к работе.
Креативность должна проявляться во всем. Вышли три тенора на стадион и использовали в своем выступлении рэп. А теперь посмотрите, сколько людей после этого поставили на свои телефоны «O, Sole Mio». Значит, это работает!

Режиссер, художественный руководитель Парка науки и искусств образовательного центра «Сириус» Ханс-Йоахим Фрай рассказал об опыте своей работе в Сочи.

- Мир постоянно меняется: несколько лет назад у нас появилась профессия видеодизайнера, тогда как 40 лет назад были только художники и оформители. При этом изменения открывают новые огромные возможности. В Сочи мы создаем новый фестивальный центр «Сириус». Когда президент предложил мне возглавить центр, я согласился, но предложил сделать «Сириус» международным. Также я предложил начать работу незамедлительно, хотя большой зал центра будет открыт лишь в 2022 году. В прошлом году мы сделали 40 концертов, в этом – 85, в следующем будет – 115. Большинство знаковых российских артистов уже у нас побывало. На каждом концерте у нас порядка 800 зрителей. На всех наших концертах используется диджитал-контент. А для получения мгновенного контакта с публикой нам очень помогают соцсети. Но при этом важно не потерять качество творчества.

После выступлений спикеров состоялось обсуждение, в ходе которого Андрей Торянник задал вопрос, как в недалеком будущем решат проблему конкуренции, когда из-за развития технологий многие люди останутся без работы.

Все знают, что население Земли за последние 100 лет выросло в 4 раза, - порассуждал в ответ Евгений Сафронов. – Обратите внимание - это произошло не за счет высококультурных образованных частей населения. Конкуренция будет всегда, но вопрос, за что: за кусок хлеба или место на сцене? Самые благородные сходят со сцены – вот в чём проблема. Всё меняется настолько быстро, что мы просто не понимаем, что происходит. Поэтому актуальные процессы нужно изучать постоянно.

Елена Лащенко и Борислав Струлёв

Обзор: «Русский шансон: беспощадное погружение в народный жанр»

обложка альбома

2024, «Спасибо, послушаю».

Оценка: 8 из 10.

Ну наконец-то! По ведущему YouTube-шоу «Спасибо, послушаю» Андрею всегда было видно, что он избегает жанра русский шансон, но он стиснул зубы и посвятил этому любимому народом стилю целый выпуск. Давно пора: когда чарты рвут Ицык Цыпер, АлСми и Гио Пика, а Mia Boyka заявляет об уходе из детской эстрады в русский шансон, просто необходимо заняться осмыслением этого феномена. Правда, до осмысления Андрей пока не дозрел, ибо он решил плясать от печки, успев за 20 с небольшим минут рассказать и о корнях с истоками, и о сегодняшней ситуации с жанром.

Когда он рассказал про французский шансон и русский городской романс начала прошлого века, я подумал, что на всю историю понадобится часов 60, однако автор уверенно проскакал по верхам, не упустив основные ключевые фигуры жанра, от Вертинского и Утёсова до Высоцкого и Северного.

К слову, термин «русский шансон» раскрутил в 90-е конкретный человек по имени Юрий Севостьянов. Он возглавлял подлейбл «Студии Союз» «Мастер Саунд», который как раз и получил изящное (по сравнению с «блатняком») название «Русский шансон». Термин прижился, заменив собой «блатняк», «городской романс», «тюремный фольклор», «жанровую песню» и другие конкурирующие обозначения.

Точнее сказать, что он всё это объединил, ибо, кроме тюремного направления, в русском шансоне всегда параллельно существовало и эстрадно-ресторанное. Эти параллели то сближались, то расходились. Сейчас, например, на профильных радиостанциях почти нет тюремных песен – их почти полностью вытеснили простейшие по форме и содержанию «душевные» произведения. В 70-е, когда всё было запрещено, некоторые артисты специально начинали стилизовать «блатняк» - так, Аркадий Северный, который не сидел, талантливо воссоздавал «вайб», притом, что был, как бы сейчас сказали, продюсерским проектом. Теперь считается классиком жанра.

В 90-е, напротив, стал востребован «душевный» шансон; основная его проблема заключается в простоте, которая порождает огромное число подражателей самым коммерчески успешным образцам. По мнению «Спасибо, послушаю», большинство «русских шансонье» идут по пути наименьшего сопротивления, постоянно воспроизводя всё те же примитивные аккорды и образы. А те, кто этого не делает, например, Розенбаум или Ваенга – уже вроде как и не относятся к «русскому шансону».

Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»

Фото: обложка альбома
Теги: рецензии, Алексей Мажаев, шансон, Спасибо, послушаю
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Сегодня 70 лет Александру Клевицкому

01.05.2024 08:10 Музыка Рубрика: Хроника 16+
Екатерина Чичеткина/InterMedia

1 мая 2024 года, среда.

Петербургский концерт лауреатов «Золотого граммофона» покажет НТВ.

50-летие БАМа отметит Первый канал.

29 лет актёру Джейку Каннавале.

29 лет актрисе Лизе Янковской.

32 года участнику группы Dabro Михаилу Засидкевичу.

33 года солистке группы Little Big Софье Таюрской.

35 лет режиссёру Илье Аксёнову.

35 лет певцу Максиму Завидии.

36 лет актрисе Галине Безрук.

42 года актёру Джейми Дорнану.

42 года актрисе Светлане Устиновой.

52 года актёру Сергею Уманову.

55 лет кинорежиссёру Уэсу Андерсону.

56 лет басистке Д'Арси Ретцки-Браун.

58 лет актрисе Тине Лиффорд.

62 года телеведущей Елене Ханге.

64 года солисту группы «Альянс» Игорю Журавлёву.

70 лет композитору Александру Клевицкому.
Александр Леонидович Клевицкий родился 1 мая 1954 года в Москве. Советский и российский композитор и дирижёр, продюсер. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2004), художественный руководитель и главный дирижёр Академического Большого концертного оркестра им. Ю.В.Силантьева. Генеральный директор Российского музыкального союза, первый заместитель председателя Совета Союза композиторов России, председатель коллегии Союза московских композиторов. Председатель подкомитета по предпринимательству в сфере культуры Совета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по интеллектуальной собственности.

70 лет гитаристу и композитору Рэю Паркеру-младшему.

75 лет певице Ядвиге Поплавской.

78 лет кинорежиссёру Джону Ву.

95 лет назад родился актёр Станислав Микульский (1929-2014).

120 лет назад умер композитор Антонин Дворжак (1841-1904).


2 мая.

9 лет принцессе Шарлотте.

33 года актрисе Юлии Топольницкой.

36 лет актёру Филиппу Бледному.

39 лет певице Лили Аллен.

39 лет солистке группы «Моя Мишель» Татьяне Ткачук.

41 год певице Кристине Коц-Готлиб.

41 год певице Кире Малыгиной.

47 лет оперному певцу Юсифу Эйвазову.

49 лет футболисту Дэвиду Бекхэму.

51 год актрисе Галине Даниловой.

52 года актёру Дуэйну Джонсону.

53 года лидеру группы «Жуки» Валерию Жукову.

63 года режиссёру Стивену Долдри.

65 лет композитору Виталию Бондарчуку.

71 год дирижёру Валерию Гергиеву.

76 лет оперному певцу Владимиру Маторину.

78 лет актёру Дэвиду Суше.

82 года актёру Михаилу Жигалову.

85 лет актёру Леониду Каневскому.

88 лет певцу Энгельберту Хампердинку.

1 год назад умер модельер Валентин Юдашкин (1963-2023).

95 лет назад родился певец Кола Бельды (1929-1993).

115 лет назад родился режиссёр Леонид Луков (1909-1963).

115 лет назад родился актёр Иван Любезнов (1909-1988).


3 мая.

16 лет актрисе Марии Абрамовой.

23 года актрисе Рэйчел Зеглер.

27 лет рэперу Desiigner.

29 лет солистке группы «5утра» Анне Беляковой.

34 года телеведущей Иде Галич.

38 лет актрисе Поппи Делевинь.

39 лет актёру Даниле Козловскому.

40 лет солистке группы «Обе две» Екатерине Павловой.

42 года актрисе Ребекке Холл.

45 лет певице Татьяне Терёшиной.

50 лет кинорежиссёру Джозефу Косински.

52 года театральному режиссёру Евгению Писареву.

53 года актрисе Ксении Качалиной.

54 года актёру Бобби Каннавале.

55 лет актёру Кириллу Полухину.

56 лет актрисе Эми Райан.

59 лет актёру Робу Брайдону.

62 года певцу и гитаристу Юрию Наумову.

68 лет актрисе Наталье Андрейченко.

70 лет композитору Янушу Стоклосе.

73 года писательнице Татьяне Толстой.

80 лет актрисе Ренате Блюме.

85 лет назад родился кинорежиссёр Леонид Нечаев (1939-2010).

86 лет сценаристу Аркадию Инину.

105 лет назад родился певец Пит Сигер (1919-2014).

Фото: Екатерина Чичеткина/InterMedia На фото: Александр Клевицкий
Теги: Александр Клевицкий, события дня

Вышла книга воспоминания Сергея Кузнецова о Юрии Шатунове и группе «Ласковый май»

30.04.2024 17:33 Музыка Рубрика: Хроника 16+
обложка книги

Книга «Ты просто был частицею меня… Памяти Юрия Шатунова и Сергея Кузнецова» выпущена весной 2024 года в издательстве «Бомбора». Она основана на реальных событиях и охватывает период с 1986 по 2023 годы.

Случайное знакомство Ландыш Ахметшиной с Сергеем Кузнецовым и последующие за этим события привели к написанию совместной книги его воспоминаний. Основатель легендарной группы «Ласковый май» Сергей Кузнецов рассказывает об истории ее создания и о солисте Юрии Шатунове, который безвременно ушел из жизни 23 июня 2022 года.

- На роль будущей поп-звезды пробовались самые разные ребята. Со слухом, чувством артистизма, прекрасным голосом. Но всё не то: музыкант Сергей Кузнецов искал харизматичного пацанёнка, который не просто споёт его песни, а вдохнёт в них жизнь, - сообщается в пресс-релизе. - Роковая встреча случилась в ноябре 1986 года. Тогда 13-летний Юра Шатунов был воспитанником Акбулакского детского дома. Грязный и пропахший табаком, подросток спокойно предстал перед Кузнецовым с гитарой и исполнил песню «Плот». В тот момент мужчина понял, что нашёл своего вокалиста. И не прогадал! Так родилась культовая поп-группа «Ласковый май», песни которой продолжают звучать и сегодня. У группы непростая судьба, как и у ее участников. Она недолго блистала на музыкальном олимпе советской и российской эстрады, но те люди, чьи сердца успели покорить песни Сергея Кузнецова в исполнении Юрия Шатунова, остались их поклонниками на протяжении всей жизни творческого тандема, передавая любовь к нему из поколения в поколение. А их по всему миру миллионная армия.

Сюжет должен был завершиться творческим вечером Кузнецова, но через два дня после аншлаговых концертов, 7 ноября 2022 года, он ушел из жизни в результате сердечного приступа. Соавтор книги и подруга Сергея Борисовича Ландыш Ахметшина завершает повествование описанием последних дней жизни композитора и событий, связанных с ним в течение последующего года. В книгу также включены воспоминания мамы Сергея Кузнецова Валентины Алексеевны и помощницы Кузнецовых Оксаны Масягутовой. Рассказы дополнены архивными фотографиями.

β 16+