Умер Андрей ТропиллоБогдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистамиТейлор Свифт стала миллиардершейУмерла актриса Татьяна КонюховаРоберт Паттинсон и Сьюки Уотерхаус стали родителямиКэмерон Диас снова стала мамойМузыканты «Пикника» живы и в безопасностиКейт Миддлтон проходит лечение от ракаПеред концертом «Пикника» в Crocus City Hall произошел теракт

От «Веселых ребят» до «Рогатых трупоедов», или Кое-что о названиях и содержании российских песен

Серьезная аналитическая работа порой приводит к неожиданным, а порой и забавным побочным результатам. Вниманию коллег по цеху и всех, кому небезразличен отечественный шоу-бизнес, представляется фрагмент исследования агентства InterMedia, подготовленный специально к 1 апреля 2019 года. Читатель сам определит: чего в нем больше – веселого или печального.

Перемены в отечественной популярной музыке во многом отражают изменения, происходящие в обществе. Современная музыка обрела новых исполнителей, заявивших о себе новыми названиями и новыми хитами. Если руководствоваться тезисом, что имя явления отражает его сущность, то можно не без любопытства проследить, как менялись тенденции нейминга групп и тематики их песен.

В табл. 1 представлена случайная выборка из 40 музыкальных коллективов и исполняемых ими хитов, записанных в XX и XXI веках. Проведенный семантический анализ показал коренное различие в подходах к выбору названий коллективов, а также тематики и содержания исполняемых произведений. Если в XX веке в названиях ВИА и групп доминировали одушевленные и благозвучные объекты и образы, то для названий XXI века (внезапно!) характерны неодушевленность, агрессия, эпатаж и зарубежные заимствования.

Таблица 1. 40 музыкальных коллективов и их хитов, 1966-2018 гг.

XX век

XXI век

Дата создания

Название группы, музыкального коллектива

Хит

Дата создания

Название группы, музыкального коллектива

Хит

1.

1966

«Веселые ребята»

«Алешкина любовь»

2001

«Рогатые трупоеды»

«Девки, секс и трупный яд»

2.

1966

«Скоморохи»

«В полях под снегом и дождём»

2016

«Грибы»

«Тает лед»

3.

1969

«Добры молодцы»

«Наша любовь»

2001

«Звери»

«Напитки покрепче»

4.

1969

«Машина времени»

«Поворот»

2010

«Время и стекло»

«#кАроче»

5.

1986

«Девчата»

«Чтоб не пил, не курил»

2007

«Мобильные блондинки»

«А что я такого сказала?»

6.

1971

«Самоцветы»

«Мой адрес — Советский Союз»

2013

«Уроды под водой»

«Желудки против обитателей Кремля»

7.

1971

«Поющие сердца»

«Наша служба и опасна и трудна»

2008

«Пающие трусы»

«Я делаю ему му-му»

8.

1972

«Синяя птица»

«Моя любовь жива»

2008

«Скворцы Степанова»

«Миром моим правит бабло»

9.

1975

«Пламя»

«Не надо печалиться»

2016

«Агонь» (Agon) экс Quest Pistols

«Каждый сам за себя»

10.

1980

DDT

«Расскажи, как ты любила»

2007

Т9

«Ода нашей любви»

11.

1981

«Кино»

«Хочу перемен!»

2008

«Порнофильмы»

«Я так боюсь»

12.

1986

«Сладкий сон»

«На белом покрывале января»

2008

«Градусы»

«Выходи за меня»

13.

1986

«Мираж»

«Музыка нас связала»

2003

«Кровосток»

«Простые слова»

14.

1988

«Комбинация»

«Два кусочека колбаски»

2018

«Френдзона»

«Бутылочка»

15.

1988

«Божья коровка»

«Гранитный камушек»

2003

«Адаптация пчёл»

«Витамины уродов»

 16.

1989

«Мумий Тролль»

«Карнавала.нет»

2000

«Тролль гнёт ель»

«Выпить залпом!»

17.

1995

«Иванушки International»

«Тополиный пух

2001

«Мурзилки International»

«Не плачь, печёнка»

18.

1996

«Руки вверх!»

«Ну где же вы девчонки?»

2004

«Электрические партизаны»

«Войны за любовь»

19.

1999

«Тату»

«Нас не догонят»

2011

«Обе две»

«Выше всех»

Примечание: Дата создания музыкального коллектива, как правило, не совпадает с датой релиза популярных композиций, собранных в таблице.

Главной темой песен века прошедшего и настоящего остается любовь, но в любви меняется подача, смысл и содержание. «Алешкина любовь» («Веселые ребята») – XX век, «Девки, секс и трупный яд» («Рогатые трупоеды») – век XXI. Группа «ВИА Гра» (2000), всеми своими достоинствами утверждает: «Чем выше любовь, тем ниже поцелуи», ей вторит проект «Кики» (2016) «Поцелуй меня в живот, ниже, ниже, ниже - вот» (автор стихов Александр Елин).

В темах композиций наблюдается движение от коллективизма советской эпохи «Мой адрес – Советский Союз» («Самоцветы») к постсоветскому индивидуализму «Каждый сам за себя» («Агонь»), от бескорыстия и открытости «Все, что в жизни есть у меня» («Самоцветы») к жесткому монетаризму «Миром моим правит бабло» («Скворцы Степанова»).

Традиции и преемственность в выборе названий хорошо просматриваются в историческом контексте: «Резиновый дедушка» (1987), «Бурановские бабушки» (2000), «Мумий Тролль» (1989), «Тролль гнёт ель» (2000), «Х.. забей!» (1989), «Хер знает» (2017), «Иванушки International» (1995), «Мурзилки International» (2001)…

Современным артисты и группы выбирают англоязычные написания названий: Anacondaz, Artik&Asti, Boulevard Depo, Burito, Cygo, Estradarada, Feduk, Filatov & Karas, HammAli & Navai, Gayazovs Brothers, Kazka, L’One, Liranov, Loqiemean, Matrang, Noize MC, Rauf & Faik, Zivert и др. Некоторым группам уже тесно на этом поле: есть просто Молли - Ольга Серябкина (экс-Serebro), а есть «Пошлая Молли», есть Little Big, а есть Big Baby Tape.

Наряду с трендом использования латиницы, в названиях присутствует и кириллица: Тима Белорусских, Макс Барских, Лёша Свик, Кравц, Слава КПСС, «Френдзона», Элджей…

Системный и семантический анализ позволил экспертам InterMedia выделить ряд приоритетных при выборе артистами названий для своих музыкальных коллективов. Случайная выборка из базы InterMedia показала, что среди названий музыкальных групп и коллективов лидируют имена собственные их производные, а также персонажи литературных произведений (15 названий). На втором месте - аббревиатуры и сокращения (14 названий). Третью позицию занимает гастрономическая тема (11 названий), четвертую - орнитологическая (9 названий). Музыкальная и песенная тематика в названиях заняла лишь 5 место (9 названий). Шестую строчку заняла кинематографическая (5 названий).

Таблица 2. Рейтинг приоритетных тем в названиях музыкальных групп и коллективов.

Тема/количество коллективов

Название

1.

Имена собственные их производные, а также персонажи литературных произведений (15)

Николай Коперник, Агата Кристи, Ван Гог, Настя, Скрябин, Тиль Уленшпигель, Урфин Джюс, Братья Карамазовы, Братья Грим, Кипелов, Марко Поло, Водопады имени Вахтанга Кикабидзе, Доктор Ватсон, Банд’Эрос, Уматурман (Uma2rmaH), Маяковский

2.

Аббревиатуры и сокращения (14)

ДДТ, NK, Би-2, ГШ, ДК, ЛСП, НОМ, НЭП, ППК, СВ, СТДК, Т9, Х.З., Э.С.Т.

3.

Гастрономическая тема (11)

1.5 кг отличного пюре, Горячий шоколад, Гречка, Грибы, Кофе, Манго-манго, Сливки, Фруктовый кефир, Фрукты, Хлеб, Черный кофе

Орнитологическая тема (9)

Белый орёл, Вольная стая, Жар-птица, Колибри, Птица ЗУ, Птица Тылобурдо, Редкая птица, Синяя птица, Скворцы Степанова

5.

Музыкальная и песенная тематика

(9)

5diez, Ария, До мажор, Здравствуй, песня, Лейся, песня, Лига блюза, Металлаккорд, Песняры, Рондо

6.

Кинематографическая тема (5)

ДиО.фильмы, Кино, Конец фильма, МультFильмы, Порнофильмы

Данное исследование не претендует на полноту и глубину. Анализ ориентирован на молодых музыкантов, занятых выбором названия для своего коллектива, а также культурологов и исследователей музыкальных брендов.

Deep Purple выпустили первую песню из нового альбома

01.05.2024 19:01 Музыка Рубрика: Хроника 16+
кадр из клипа

Премьера сингла и клипа Deep Purple «Portable Door» состоялась 30 апреля 2024 года. В ролике, музыканты выступают на фоне обложки нового альбома «=1», релиз которого состоится 19 июля.

- Наш новый альбом уже в пути, и вот самая первая песня из него, - сообщается в описании клипа. - Музыкальное видео отражает суть группы, когда они вместе выходят на сцену.

Фото: кадр из клипа
Теги: клип, Deep Purple, новый сингл
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Умер Андрей Тропилло

соцсети

Советский и российский музыкальный продюсер Андрей Тропилло скончался в ночь с 27 на 28 апреля 2024 года в возрасте 73 лет в Финляндии, где проживал в последнее время. Об этом сообщил в соцсетях его друг, художник Олег Бурьян. Как позже уточнила дочь покойного Полина Тропилло, похоронен он будет также в Финляндии.

Андрей Тропилло родился 21 марта 1951 года в Ленинграде, после школы учился на физическом факультете Ленинградского Государственного Университета им. А.А.Жданова. В 1970-х годах он знакомится с советскими рок-группами, организовывает концерты и записи группы Андрея Макаревича* «Машина времени», параллельно осваивая азы звукозаписи. В 1979 году Тропилло организовал в Доме пионеров Красногвардейского района (при технической и организационной поддержке Владимира Кашинского, одного из руководителей) кружок звукозаписи, пользуясь аппаратурой, списанной на студии «Мелодии». В первой половине 1980-х годов он записывал в своей неофициальной студии «АнТроп» первые альбомы таких групп, как «Аквариум», «Зоопарк», «Кино», «Странные игры» «Алиса», «Телевизор», «Ноль» и организовывал концерты. Иногда выступал в качестве музыканта и на подпевках при записях альбомов. Как правило, всё происходило без какой-либо оплаты, то есть ни Тропилло не платил музыкантам, ни музыканты не платили ему за запись в его студии. Впоследствии его называли первым советским продюсером в западном смысле этого слова.

В конце 1980-х и начале 1990-х «АнТроп» полулегально выпускал в СССР пластинки классических западных рок-групп, таких как Led Zeppelin, Black Sabbath, Rolling Stones и Beatles. Чтобы избежать претензий о нарушении авторских прав, пластинки выходили с переработанными обложками — и сейчас считаются ценностью среди коллекционеров.

В 1991 году Тропилло создал «Продюсерский Центр рок-н-ролльных приходов Единой евангелическо-лютеранской церкви России». В 1990-х годах Тропилло легализовал "АнТроп" и наладил выпуск аудиокассет, а в 1999 году построил завод по производству компакт-дисков. По легенде, именно он осуществил легализацию пиратских дисков с западной музыкой в России.

У некоторых российских рок-групп впоследствии возникали серьёзные разногласия с Андреем Тропилло по поводу авторских прав, гонораров и т. п. Иногда дело почти доходило до суда. Однако большинство признавали его несомненный вклад в отечественную рок-музыку.

*Признан иноагентом в РФ

Фото: соцсети
Теги: смерть, Андрей Тропилло

Обзор: «Русский шансон: беспощадное погружение в народный жанр»

обложка альбома

2024, «Спасибо, послушаю».

Оценка: 8 из 10.

Ну наконец-то! По ведущему YouTube-шоу «Спасибо, послушаю» Андрею всегда было видно, что он избегает жанра русский шансон, но он стиснул зубы и посвятил этому любимому народом стилю целый выпуск. Давно пора: когда чарты рвут Ицык Цыпер, АлСми и Гио Пика, а Mia Boyka заявляет об уходе из детской эстрады в русский шансон, просто необходимо заняться осмыслением этого феномена. Правда, до осмысления Андрей пока не дозрел, ибо он решил плясать от печки, успев за 20 с небольшим минут рассказать и о корнях с истоками, и о сегодняшней ситуации с жанром.

Когда он рассказал про французский шансон и русский городской романс начала прошлого века, я подумал, что на всю историю понадобится часов 60, однако автор уверенно проскакал по верхам, не упустив основные ключевые фигуры жанра, от Вертинского и Утёсова до Высоцкого и Северного.

К слову, термин «русский шансон» раскрутил в 90-е конкретный человек по имени Юрий Севостьянов. Он возглавлял подлейбл «Студии Союз» «Мастер Саунд», который как раз и получил изящное (по сравнению с «блатняком») название «Русский шансон». Термин прижился, заменив собой «блатняк», «городской романс», «тюремный фольклор», «жанровую песню» и другие конкурирующие обозначения.

Точнее сказать, что он всё это объединил, ибо, кроме тюремного направления, в русском шансоне всегда параллельно существовало и эстрадно-ресторанное. Эти параллели то сближались, то расходились. Сейчас, например, на профильных радиостанциях почти нет тюремных песен – их почти полностью вытеснили простейшие по форме и содержанию «душевные» произведения. В 70-е, когда всё было запрещено, некоторые артисты специально начинали стилизовать «блатняк» - так, Аркадий Северный, который не сидел, талантливо воссоздавал «вайб», притом, что был, как бы сейчас сказали, продюсерским проектом. Теперь считается классиком жанра.

В 90-е, напротив, стал востребован «душевный» шансон; основная его проблема заключается в простоте, которая порождает огромное число подражателей самым коммерчески успешным образцам. По мнению «Спасибо, послушаю», большинство «русских шансонье» идут по пути наименьшего сопротивления, постоянно воспроизводя всё те же примитивные аккорды и образы. А те, кто этого не делает, например, Розенбаум или Ваенга – уже вроде как и не относятся к «русскому шансону».

Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»

Фото: обложка альбома
Теги: рецензии, Алексей Мажаев, шансон, Спасибо, послушаю
β 16+