От «Веселых ребят» до «Рогатых трупоедов», или Кое-что о названиях и содержании российских песен
Серьезная аналитическая работа порой приводит к неожиданным, а порой и забавным побочным результатам. Вниманию коллег по цеху и всех, кому небезразличен отечественный шоу-бизнес, представляется фрагмент исследования агентства InterMedia, подготовленный специально к 1 апреля 2019 года. Читатель сам определит: чего в нем больше – веселого или печального.
Перемены в отечественной популярной музыке во многом отражают изменения, происходящие в обществе. Современная музыка обрела новых исполнителей, заявивших о себе новыми названиями и новыми хитами. Если руководствоваться тезисом, что имя явления отражает его сущность, то можно не без любопытства проследить, как менялись тенденции нейминга групп и тематики их песен.
В табл. 1 представлена случайная выборка из 40 музыкальных коллективов и исполняемых ими хитов, записанных в XX и XXI веках. Проведенный семантический анализ показал коренное различие в подходах к выбору названий коллективов, а также тематики и содержания исполняемых произведений. Если в XX веке в названиях ВИА и групп доминировали одушевленные и благозвучные объекты и образы, то для названий XXI века (внезапно!) характерны неодушевленность, агрессия, эпатаж и зарубежные заимствования.
Таблица 1. 40 музыкальных коллективов и их хитов, 1966-2018 гг.
XX век | XXI век | |||||
№ | Дата создания | Название группы, музыкального коллектива | Хит | Дата создания | Название группы, музыкального коллектива | Хит |
1. | 1966 | «Веселые ребята» | «Алешкина любовь» | 2001 | «Рогатые трупоеды» | «Девки, секс и трупный яд» |
2. | 1966 | «Скоморохи» | «В полях под снегом и дождём» | 2016 | «Грибы» | «Тает лед» |
3. | 1969 | «Добры молодцы» | «Наша любовь» | 2001 | «Звери» | «Напитки покрепче» |
4. | 1969 | «Машина времени» | «Поворот» | 2010 | «Время и стекло» | «#кАроче» |
5. | 1986 | «Девчата» | «Чтоб не пил, не курил» | 2007 | «Мобильные блондинки» | «А что я такого сказала?» |
6. | 1971 | «Самоцветы» | «Мой адрес — Советский Союз» | 2013 | «Уроды под водой» | «Желудки против обитателей Кремля» |
7. | 1971 | «Поющие сердца» | «Наша служба и опасна и трудна» | 2008 | «Пающие трусы» | «Я делаю ему му-му» |
8. | 1972 | «Синяя птица» | «Моя любовь жива» | 2008 | «Скворцы Степанова» | «Миром моим правит бабло» |
9. | 1975 | «Пламя» | «Не надо печалиться» | 2016 | «Агонь» (Agon) экс Quest Pistols | «Каждый сам за себя» |
10. | 1980 | DDT | «Расскажи, как ты любила» | 2007 | Т9 | «Ода нашей любви» |
11. | 1981 | «Кино» | «Хочу перемен!» | 2008 | «Порнофильмы» | «Я так боюсь» |
12. | 1986 | «Сладкий сон» | «На белом покрывале января» | 2008 | «Градусы» | «Выходи за меня» |
13. | 1986 | «Мираж» | «Музыка нас связала» | 2003 | «Кровосток» | «Простые слова» |
14. | 1988 | «Комбинация» | «Два кусочека колбаски» | 2018 | «Френдзона» | «Бутылочка» |
15. | 1988 | «Божья коровка» | «Гранитный камушек» | 2003 | «Адаптация пчёл» | «Витамины уродов» |
16. | 1989 | «Мумий Тролль» | «Карнавала.нет» | 2000 | «Тролль гнёт ель» | «Выпить залпом!» |
17. | 1995 | «Иванушки International» | «Тополиный пух | 2001 | «Мурзилки International» | «Не плачь, печёнка» |
18. | 1996 | «Руки вверх!» | «Ну где же вы девчонки?» | 2004 | «Электрические партизаны» | «Войны за любовь» |
19. | 1999 | «Тату» | «Нас не догонят» | 2011 | «Обе две» | «Выше всех» |
Примечание: Дата создания музыкального коллектива, как правило, не совпадает с датой релиза популярных композиций, собранных в таблице.
Главной темой песен века прошедшего и настоящего остается любовь, но в любви меняется подача, смысл и содержание. «Алешкина любовь» («Веселые ребята») – XX век, «Девки, секс и трупный яд» («Рогатые трупоеды») – век XXI. Группа «ВИА Гра» (2000), всеми своими достоинствами утверждает: «Чем выше любовь, тем ниже поцелуи», ей вторит проект «Кики» (2016) «Поцелуй меня в живот, ниже, ниже, ниже - вот» (автор стихов Александр Елин).
В темах композиций наблюдается движение от коллективизма советской эпохи «Мой адрес – Советский Союз» («Самоцветы») к постсоветскому индивидуализму «Каждый сам за себя» («Агонь»), от бескорыстия и открытости «Все, что в жизни есть у меня» («Самоцветы») к жесткому монетаризму «Миром моим правит бабло» («Скворцы Степанова»).
Традиции и преемственность в выборе названий хорошо просматриваются в историческом контексте: «Резиновый дедушка» (1987), «Бурановские бабушки» (2000), «Мумий Тролль» (1989), «Тролль гнёт ель» (2000), «Х.. забей!» (1989), «Хер знает» (2017), «Иванушки International» (1995), «Мурзилки International» (2001)…
Современным артисты и группы выбирают англоязычные написания названий: Anacondaz, Artik&Asti, Boulevard Depo, Burito, Cygo, Estradarada, Feduk, Filatov & Karas, HammAli & Navai, Gayazovs Brothers, Kazka, L’One, Liranov, Loqiemean, Matrang, Noize MC, Rauf & Faik, Zivert и др. Некоторым группам уже тесно на этом поле: есть просто Молли - Ольга Серябкина (экс-Serebro), а есть «Пошлая Молли», есть Little Big, а есть Big Baby Tape.
Наряду с трендом использования латиницы, в названиях присутствует и кириллица: Тима Белорусских, Макс Барских, Лёша Свик, Кравц, Слава КПСС, «Френдзона», Элджей…
Системный и семантический анализ позволил экспертам InterMedia выделить ряд приоритетных при выборе артистами названий для своих музыкальных коллективов. Случайная выборка из базы InterMedia показала, что среди названий музыкальных групп и коллективов лидируют имена собственные их производные, а также персонажи литературных произведений (15 названий). На втором месте - аббревиатуры и сокращения (14 названий). Третью позицию занимает гастрономическая тема (11 названий), четвертую - орнитологическая (9 названий). Музыкальная и песенная тематика в названиях заняла лишь 5 место (9 названий). Шестую строчку заняла кинематографическая (5 названий).
Таблица 2. Рейтинг приоритетных тем в названиях музыкальных групп и коллективов.
№ | Тема/количество коллективов | Название |
1. | Имена собственные их производные, а также персонажи литературных произведений (15) | Николай Коперник, Агата Кристи, Ван Гог, Настя, Скрябин, Тиль Уленшпигель, Урфин Джюс, Братья Карамазовы, Братья Грим, Кипелов, Марко Поло, Водопады имени Вахтанга Кикабидзе, Доктор Ватсон, Банд’Эрос, Уматурман (Uma2rmaH), Маяковский |
2. | Аббревиатуры и сокращения (14) | ДДТ, NK, Би-2, ГШ, ДК, ЛСП, НОМ, НЭП, ППК, СВ, СТДК, Т9, Х.З., Э.С.Т. |
3. | Гастрономическая тема (11) | 1.5 кг отличного пюре, Горячий шоколад, Гречка, Грибы, Кофе, Манго-манго, Сливки, Фруктовый кефир, Фрукты, Хлеб, Черный кофе |
Орнитологическая тема (9) | Белый орёл, Вольная стая, Жар-птица, Колибри, Птица ЗУ, Птица Тылобурдо, Редкая птица, Синяя птица, Скворцы Степанова | |
5. | Музыкальная и песенная тематика (9) | 5diez, Ария, До мажор, Здравствуй, песня, Лейся, песня, Лига блюза, Металлаккорд, Песняры, Рондо |
6. | Кинематографическая тема (5) | ДиО.фильмы, Кино, Конец фильма, МультFильмы, Порнофильмы |
Данное исследование не претендует на полноту и глубину. Анализ ориентирован на молодых музыкантов, занятых выбором названия для своего коллектива, а также культурологов и исследователей музыкальных брендов.
Deep Purple выпустили первую песню из нового альбома
Премьера сингла и клипа Deep Purple «Portable Door» состоялась 30 апреля 2024 года. В ролике, музыканты выступают на фоне обложки нового альбома «=1», релиз которого состоится 19 июля.
- Наш новый альбом уже в пути, и вот самая первая песня из него, - сообщается в описании клипа. - Музыкальное видео отражает суть группы, когда они вместе выходят на сцену.
Умер Андрей Тропилло
Советский и российский музыкальный продюсер Андрей Тропилло скончался в ночь с 27 на 28 апреля 2024 года в возрасте 73 лет в Финляндии, где проживал в последнее время. Об этом сообщил в соцсетях его друг, художник Олег Бурьян. Как позже уточнила дочь покойного Полина Тропилло, похоронен он будет также в Финляндии.
Андрей Тропилло родился 21 марта 1951 года в Ленинграде, после школы учился на физическом факультете Ленинградского Государственного Университета им. А.А.Жданова. В 1970-х годах он знакомится с советскими рок-группами, организовывает концерты и записи группы Андрея Макаревича* «Машина времени», параллельно осваивая азы звукозаписи. В 1979 году Тропилло организовал в Доме пионеров Красногвардейского района (при технической и организационной поддержке Владимира Кашинского, одного из руководителей) кружок звукозаписи, пользуясь аппаратурой, списанной на студии «Мелодии». В первой половине 1980-х годов он записывал в своей неофициальной студии «АнТроп» первые альбомы таких групп, как «Аквариум», «Зоопарк», «Кино», «Странные игры» «Алиса», «Телевизор», «Ноль» и организовывал концерты. Иногда выступал в качестве музыканта и на подпевках при записях альбомов. Как правило, всё происходило без какой-либо оплаты, то есть ни Тропилло не платил музыкантам, ни музыканты не платили ему за запись в его студии. Впоследствии его называли первым советским продюсером в западном смысле этого слова.
В конце 1980-х и начале 1990-х «АнТроп» полулегально выпускал в СССР пластинки классических западных рок-групп, таких как Led Zeppelin, Black Sabbath, Rolling Stones и Beatles. Чтобы избежать претензий о нарушении авторских прав, пластинки выходили с переработанными обложками — и сейчас считаются ценностью среди коллекционеров.
В 1991 году Тропилло создал «Продюсерский Центр рок-н-ролльных приходов Единой евангелическо-лютеранской церкви России». В 1990-х годах Тропилло легализовал "АнТроп" и наладил выпуск аудиокассет, а в 1999 году построил завод по производству компакт-дисков. По легенде, именно он осуществил легализацию пиратских дисков с западной музыкой в России.
У некоторых российских рок-групп впоследствии возникали серьёзные разногласия с Андреем Тропилло по поводу авторских прав, гонораров и т. п. Иногда дело почти доходило до суда. Однако большинство признавали его несомненный вклад в отечественную рок-музыку.
*Признан иноагентом в РФ
Обзор: «Русский шансон: беспощадное погружение в народный жанр»
2024, «Спасибо, послушаю».
Оценка: 8 из 10.
Ну наконец-то! По ведущему YouTube-шоу «Спасибо, послушаю» Андрею всегда было видно, что он избегает жанра русский шансон, но он стиснул зубы и посвятил этому любимому народом стилю целый выпуск. Давно пора: когда чарты рвут Ицык Цыпер, АлСми и Гио Пика, а Mia Boyka заявляет об уходе из детской эстрады в русский шансон, просто необходимо заняться осмыслением этого феномена. Правда, до осмысления Андрей пока не дозрел, ибо он решил плясать от печки, успев за 20 с небольшим минут рассказать и о корнях с истоками, и о сегодняшней ситуации с жанром.
Когда он рассказал про французский шансон и русский городской романс начала прошлого века, я подумал, что на всю историю понадобится часов 60, однако автор уверенно проскакал по верхам, не упустив основные ключевые фигуры жанра, от Вертинского и Утёсова до Высоцкого и Северного.
К слову, термин «русский шансон» раскрутил в 90-е конкретный человек по имени Юрий Севостьянов. Он возглавлял подлейбл «Студии Союз» «Мастер Саунд», который как раз и получил изящное (по сравнению с «блатняком») название «Русский шансон». Термин прижился, заменив собой «блатняк», «городской романс», «тюремный фольклор», «жанровую песню» и другие конкурирующие обозначения.
Точнее сказать, что он всё это объединил, ибо, кроме тюремного направления, в русском шансоне всегда параллельно существовало и эстрадно-ресторанное. Эти параллели то сближались, то расходились. Сейчас, например, на профильных радиостанциях почти нет тюремных песен – их почти полностью вытеснили простейшие по форме и содержанию «душевные» произведения. В 70-е, когда всё было запрещено, некоторые артисты специально начинали стилизовать «блатняк» - так, Аркадий Северный, который не сидел, талантливо воссоздавал «вайб», притом, что был, как бы сейчас сказали, продюсерским проектом. Теперь считается классиком жанра.
В 90-е, напротив, стал востребован «душевный» шансон; основная его проблема заключается в простоте, которая порождает огромное число подражателей самым коммерчески успешным образцам. По мнению «Спасибо, послушаю», большинство «русских шансонье» идут по пути наименьшего сопротивления, постоянно воспроизводя всё те же примитивные аккорды и образы. А те, кто этого не делает, например, Розенбаум или Ваенга – уже вроде как и не относятся к «русскому шансону».
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»