Сергей Жилин: «Непопулярности джаза я не замечаю»

Пианист, дирижер, руководитель музыкального коллектива «Фонограф» Сергей Жилин 13 июля 2018 года выступил в рамках проекта «Звёздный час». Он со своим коллективом принял участие в вечернем концерте «Союзное государство приглашает», которой прошел в Летнем амфитеатре в рамках «Славянского базара в Витебске».
О ПОДГОТОВКЕ К ВЕЧЕРНЕМУ КОНЦЕРТУ
- Мы достаточно долго и упорно работаем со сценаристом, потом с режиссером, потом с музыкальным руководителем, потом с дирижером. Мы постоянно развиваемся и растем. Мы готовили различные сценарии, мизансцены, чтобы зритель постоянно додумывал, очень много проводили репетиций вплоть до отработки мельчайших подробностей. Надеюсь, зрителю понравится.
О ПОПУЛЯРНОСТИ ДЖАЗА СРЕДИ МОЛОДЁЖИ
- Молодежь у нас, как и всегда была, очень различная. Кто-то предпочитает Интарса Бусулиса, кому-то нравится «Вите надо выйти». У нас аудитория разная на концертах всегда. И мне это очень нравится. У нас свой график с различными видами программы. И вот непопулярности джаза лично я не замечаю сейчас.
О КОНЦЕРТНЫХ ПЛОЩАДКАХ
- Мы, как правило, играем не в больших концертных залах. На 500-1000 человек. Это не шоу-бизнес, это не стадион, это музыка.
О «ШКОЛЕ ДЖАЗА» В КРЫМУ
- В рамках молодежного форума «Таврида» мы отдельно открываем школу джаза Сергея Жилина. Мы пока только разослали наши задачи и только начали получать заявки. Около 40 человек отозвалось: два пианиста, один басист, один барабанщик, а все остальные вокалисты. Все хотят петь.
О ФУТБОЛЕ И ЧЕМПИОНАТЕ МИРА
- Я в детстве очень любил эту игру. Один раз даже запер бабушку дома (на кухне на ключ, раньше двери закрывались с двух сторон) и побежал под окна в футбол играть. Вечером я получил от мамы. Что касается футбола, то я очень рад достижениями нашей сборной. Я хочу сказать, что по идее, конечно, вот эту встречу с хорватами мы должны были выиграть. Это случайность, которая обернулась победой Хорватии. Когда говорят, что Федя Смолов промахнулся, я вспоминаю слова величайшего человека и спортсмена Вячеслава Фетисова: в одном из важнейших хоккейных матчей он отказался бить. Представляете, какая ответственность. Ведь можно за 10 секунд потерять все то, что ты наработал за это время. Потому что если бы забил, все бы говорили: «А ты должен был забить», а вот если б ты промахнулся, то к тебе уже по-другому относились. Первый раз за столько лет я увидел футбол на хорошем уровне. Я думаю, что, если бы была другая ситуация и Акинфеев бы первым отражал, возможно, иначе бы всё это произошло. Но что делать. И понятно, что на матче Хорватия-Англия я болел за хорватов. И я рад, что так сложилась, что хорваты вышли.
О ВЫСКАЗЫВАНИИ БИЛЛА КЛИНТОНА О ТОМ, ЧТО СЕРГЕЙ ЖИЛИН – «ЛУЧШИЙ ПИАНИСТ»
- Что касается Клинтона, если он такое и сказал, то ничего другого он и не должен быть сказать, он же политик. Поэтому звание «лучший пианист» давайте опустим. Это было для меня неимоверное нервное потрясение. Я испытывал, наверное, то же самое, что Смолов, которому первому довелось бить пенальти в решающем матче с Хорватией. Было известно, что Клинтон, когда приезжает впервые, играет на саксофоне, и меня пригласил. Но было неизвестно: будет Клинтон играть или нет. Вот они с Ельциным заходят в основной зал, а мы ждали в другом. Все тянулось довольно долго, и я уже думал, что он играть не будет. И тут Клинтон вдруг буквально влетает в зал, хватает саксофон... Я так волновался, что он даст тему, которую я не знаю. Он говорит: "Summertime, key A". А я играл такую мелодию в шести тональностях, но в только не в этой. Начинаем играть... С меня семь потов сошло! Но справился! Все подошли, хлопают. Он говорит: "Давай ещё! My Funny Valentine", И назвал основную тональность для этой темы. Думаю: "Ну, слава Богу!" А руки то трясутся... В общем, наш джем-сейшн прошёл на бис. А через день я прихожу к своему стоматологу, он говорит: "Ну теперь ты дачу маме купишь, ты же хотел! Может, ещё и на машину хватит! Зубы мы точно доделаем..." Знал бы он, что я получил свой гонорар не в долларах, а в рублях…
О ЗВЁЗДНОЙ БОЛЕЗНИ
- Если у человека звезда во лбу, он уже нездоров. Всё звезды находятся на небе. Есть люди, востребованные в своей профессии, они могут быть врачами, педагогами, артистами. Но чем больше ты востребован, тем больше публика ждёт, что ты их чем-то поразишь, и тем больше должно быть у человека требовательности к себе. И когда я работаю с музыкантом, я знаю, что надо делать, я говорю об этом. И если человек не делает того, что надо, я могу сказать ему об этом во второй раз. Если я вижу, что музыкант - талантливый, он может реализоваться, я могу и в третий раз сказать. Но любой человек сам определяет, что делать. Если он уверен, что он - великий и при этом плохо работает, я с ним прощаюсь. Все мои музыканты - замечательные солисты, уникальные исполнители, но 80 процентов исполнителей, которые покидали наш коллектив, делали это из-за своего отношения к работе. Я их тянул долго, раньше дольше это делал, теперь быстро заканчиваю: я понял, что бесполезно, зачем тогда тратить время и крепкие выражения?
О КУРЬЕЗНОМ СЛУЧАЕ В ИЗРАИЛЕ
- Это было в Тель-Авиве, там был вполне приличный зал. А у нас программа начинается при закрытом занавесе. Я сажусь за рояль, первый луч света на меня, звучит пианиссимо и раскрывается занавес... Я всегда репетирую - прохожу все моменты, так как для меня важно всё в выступлении. И вот мы репетируем, рядом сидит помощник режиссёра, художник по свету... Тут открывается занавес и такой звук тырррр-дыр-дыр. Все начали смеяться. И мы поняли, что на концерте будет очень смешно. А никто занавес чинить не будет и смазывать не станет: в Израиле предоставляют в аренду концертное помещение и все, больше никаких услуг и организации. Надо что-то придумывать. И я говорю: "Есть единственная возможность — это как-то скрыть - барабанная дробь!" И вот начинается концерт, идёт барабанная дробь. Слава Богу, она сняла эту ситуацию, иначе было бы очень смешно.
Татьяна Шорикова, InterMedia
Фото: Роман Родин, World Podium