Умер актер и режиссер Роберт Редфорд«Переходный возраст» и «Киностудия» стали триумфаторами главной церемонии вручения «Эмми»У Сирши Ронан и Джека Лаудена родился первенецАлла Пугачева рассказала, что только два из пяти ее браков были настоящимиЛеди Гага стала триумфатором MTV VMAПротив Аглаи Тарасовой возбудили уголовное делоУмер модельер Джорджо АрманиМишель Докери ждет ребенкаМария Миногарова и Александр Горчилин поженилисьМихаил Ефремов развелся с Софьей КругликовойАнна Курникова и Энрике Иглесиас станут родителями в четвертый разУмер композитор Родион ЩедринТейлор Свифт выходит замужУмер режиссер Валерий УсковУмер певец Ярослав ЕвдокимовМилли Бобби Браун стала мамойАктриса Яна Гладких стала многодетной мамойКриштиану Роналду все-таки женится на Джорджине РодригесУмер журналист и джазовый теоретик Дмитрий УховПогиб режиссер Юрий Бутусов

Рецензия: «Гонка века». Смерть под парусом ***

Режиссер: Джеймс Марш. В ролях: Колин Фёрт, Рэйчел Вайс, Дэвид Тьюлис, Марк Гейтисс, Кен Стотт и другие. В российский прокат фильм выходит 22 марта 2018 года.

Дональд Кроухерст – изобретатель, не очень удачливый бизнесмен и отец большого семейства из небольшого британского городка – решает совершить кругосветное одиночное плавание за приз газеты Sunday Times. Он может разом осуществить свою мечту, поправить материальное положение и решить еще массу проблем. Да вот беда: у него нет средств и слишком мало времени, чтобы построить добротный тримаран, оснастить его в соответствии со своими гениальными техническими задумками и стартовать вовремя, попав в число участников. Дон находит спонсоров и пресс-агента, закладывает всё, что у него есть, пытается закрыть глаза на недоделки и, несмотря ни на что, выходит в открытое море навстречу своей судьбе.

Кроухерст – реальный человек, и чтобы узнать, чем кончилось его одиночное плавание в 1968-69 году, достаточно набрать его имя в интернете. Впрочем, даже если вы ничего не знаете об этой истории, об обреченности задумки можно догадаться уже в начале фильма. Так что дальнейшее не будет спойлером. Тем более что о Дональде уже было снято несколько фильмов: один даже в СССР, причем под таким же названием, как и новая картина Джеймса Марша – «Гонка века». В прокате на родине английское кино называется совсем иначе - «Mercy». Слово «Благословение» было последней записью в бортовом журнале незадачливого путешественника, чье тело, в отличие от лодки, так никогда и не нашли.

Конечно, снимать девятый, кажется, фильм о Дональде Кроухерсте имело смысл только потому, что есть такой актер – Колин Фёрт. Изобразить внутренние сомнения, конфликт разума и долга, страдания от вынужденной лжи и невозможности сказать миру правду, поиск выхода, которого нет, и финальное безумие и шаг в пучину (то есть весьма сложную гамму чувств) - всё это к нему. Актер уже неоднократно демонстрировал это, например, в фильме «Одинокий мужчина» или «Король говорит». Ему и партнеров не надо, чтобы донести до зрителя то, что надо донести. Тем более что никто доподлинно не знает, что же случилось c Доном в финале его плавания: остались только бортовые журналы и два дневника, которые он вел. Судя по одному из этих документов, от одиночества и проблем британский мореплаватель сошел с ума, но безумие, показанное Фёртом – это и не совсем безумие. Хотя его герою чудятся лошади на палубе, голос (вероятно, бога или еще какого-то высшего существа) из радиоприемника и разговоры с женой по оторванной трубке телефона, в целом видно, что действовал он вполне разумно и просто не видел для себя иного выхода.

Дело тут было даже не в честолюбии или упущенном призе, с которым Кроухерст потерял дом и фирму. Режиссер Джеймс Марш решил затронуть в фильме другую важную проблему, которой уже лет 50, если не больше. Вокруг плавания поднялась невероятная шумиха в прессе, а когда газетчики вдруг узнали, что неизвестный никому аутсайдер лидирует в гонке (они не догадывались, что Дон посылал ложные координаты, потому что техническое состояние судна не позволяло ему следовать маршруту) – то просто с цепи сорвались. Масла в огонь подлил и пресс-агент Дона (его сыграл Дэвид Тьюлис), который с самого начала додумывал и приукрашивал его скупые и честные радиограммы, а уж когда тот оказался «лидером гонки», то и вовсе отбросил всякие рамки. В своем одиноком суденышке на краю света Кроухерст узнает по радио о своих несуществующих подвигах и осознает, что превозносящие его СМИ с точно с таким же рвением разорвут его в клочья, когда узнают правду. Эту мысль в фильме прямо озвучивает Рэйчел Вайс, играющая жену Дона. Вдова бросает толпе журналистов у порога своего дома обвинение: «Если он и шагнул за борт, то в спину его толкали все вы. Вчера вы продавали его славу, сегодня – позор, а завтра – что-нибудь еще. Это правда. Она вам не нравится? Правда мало кому нравится».

Ну и нельзя не сказать о еще одном герое этого фильма - океане. В отличие от какой-нибудь «Голубой планеты» или даже «Жизни Пи», где океан – это волшебная стихия, в «Гонке века» он показан весьма враждебной и опасной силой. Пара минут с веселыми дельфинами приходится на полтора часа существования героя в реальной качке, с льющейся отовсюду водой, жизнью в состоянии постоянной борьбы с происками «врага»: от протекающих трюмов до страшного шторма. Качающаяся вместе с волнами камера, кажется, старается отвратить от любых круизов, так что зрителям, страдающим морской болезнью, на сеансах ведерко для попкорна может пригодиться в совершенно иных целях.

Екатерина Алексеева, InterMedia

β 16+