Богдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистамиТейлор Свифт стала миллиардершейУмерла актриса Татьяна КонюховаРоберт Паттинсон и Сьюки Уотерхаус стали родителямиКэмерон Диас снова стала мамойМузыканты «Пикника» живы и в безопасностиКейт Миддлтон проходит лечение от ракаПеред концертом «Пикника» в Crocus City Hall произошел терактНикиту Кологривого арестовали на семь суток

Рецензия на книгу: Питер Хук - «Хасиенда. Как не стоит управлять клубом» ***

2017, «Кабинетный учёный»

Питер Хук - басист легендарных групп Joy Division и New Order, а также сооснователь и совладелец легендарного манчестерского клуба «Хасиенда», колыбели «мэдчестера» и эйсид-хауса. Его книга посвящена истории клуба, который каким-то образом просуществовал 15 лет (1982-1997), несмотря на вечную убыточность и колоссальное количество сложностей. В Британии книжка вышла в свет в 2010 году, в России - с семилетним опозданием. Впрочем, если бы не энтузиазм издательства «Кабинетный учёный», могла и вообще не выйти. Желание выпустить русскоязычную версию «Хасиенды» было сильным и искренним: это заметно и по уровню перевода (переводчик Олег Дудкин явно в теме происходящего и языком владеет отменно), и по отсутствию опечаток, и вообще по качеству издания.

Правда, в семилетний промежуток между английским и русским изданиями успела выйти ещё одна книжка о том, как не стоит управлять клубом. Бывший арт-директор «Икры» Григорий Гольденцвайг написал «Клуб, которого не было» - лирическую фантазию, основанную на реальных фактах. Полагаю, что с оригиналом творения старины Хуки он был знаком и старался не слишком повторяться.

Книга Питера, если её бегло пролистать, кажется более документальной и упорядоченной: главы соответствуют годам, в финале каждой приводится список мероприятий в «Хасиенде» и даже выдержки из финансовых отчётов. Тут, конечно, читатель, не планирующий управлять клубом, может задуматься, а нужно ли вообще всё это читать: тема всё-таки довольно специфическая. Ответ для сомневающихся - да, нужно, особенно в том случае, если вы цените британский юмор. Подзаголовок «Как не стоит управлять клубом» развязывает Питеру Хуку руки в смысле бесконечного жёсткого подтрунивания над собой и своими коммерческими талантами. Если коротко, бизнес-модель «Хасиенды» выглядела так: долги клуба покрывались из заработков успешной группы New Order, точнее, некоторых её участников. Причём долгие годы Питер совершенно не соотносил одно с другим, а, когда понял, стал относиться к расходам на клуб как к своеобразному «налогу»: это была плата за то, чтобы иметь в Манчестере «своё» место, где можно дико отрываться.

Читателю будет приятно, что музыкант описывает такие подробности вечеринок, которые по идее он помнить не должен. Вообще воспоминания о наркотическом угаре 90-х, а также перечисление собственных безумных управленческих решений стали главными катализаторами литературного таланта Питера Хука: даже удивительно, сколько английского юмора содержат эти строки, и сколько писательской изобретательности сумел он проявить в рамках столь, казалось бы, узкой тематики.

«Хасиенда» во многом опередила своё время, и многие идеи, которые воплощались в жизнь для удовольствия владельцев и сопровождались убытками, позже реализовали другие, менее романтичные и более циничные промоутеры. Помимо хроники незадачливых хозяев клуба, интересующиеся меломаны получат инсайдерский обзор манчестерской сцены с обилием малоизвестных подробностей. Хук так сочно рассказывает о своих менеджерских провалах и счастливых вечеринках, что впечатлительный читатель может, вопреки уговорам автора, и задуматься о клубном бизнесе... На этот случай в книге имеется хитрый ход: помимо унылой бухгалтерии в финале каждой главы, основной текст перемежается вставками более мелким шрифтом - серьёзно корректирующими ироничный полёт мысли Питера Хука и возвращающими повествование в отрезвляющий мир фактов и дат.

Алексей Мажаев, InterMedia

Рецензия на книгу «Сектор Газа»: черновики и рукописи легенды»

обложка книги

2024, «Бомбора».

Оценка: 8 из 10.

Очередная книга про Юрия Хоя и «Сектор Газа» - это так называемый артбук: минимум текста и множество фотографий, а львиную долю контента составляют сканы рукописей текстов песен группы. Дочь Юрия Ирина Клинских и другие энтузиасты сохранения наследия артиста нашли почти все тексты со всех альбомов – исключение составили лишь те две пластинки, песни для которых Хой писал в Москве. Эти документы интересны не только для фанатов «Сектора Газа», которые знают большинство произведений Юрия Клинских наизусть, но и для тех, кто, скажем так, наблюдал за феноменом группы со стороны. Последних, возможно, изумят аккуратные страницы «беловиков» Юры, где все тексты написаны аккуратным почерком, продатированы, куплеты пронумерованы и т.д. В чём в чём, а в этом Хой был очень организованным человеком. В книге есть и раздел черновиков, в том числе неизданных песен, - и они выглядят вовсе не такими аккуратными, зато творческая кухня поэта раскрывается в них во всей красе.

Перечитывая рукописи с текстами Юрия Клинских, я будто перенёсся в своё подмосковное лето 1995 года, наполненное музыкой «Сектора Газа», которую интенсивно слушали в тогдашней компании. Мне эти песни казались слишком грубыми, примитивными, пошлыми, «колхозными», хотя сложно было не оценить лихость, с которой Хой нарушал писаные и неписаные табу, азартно распевая про понос, сифон, трипак и вонючие носки. Опубликованные рукописи напомнили… про счастливую ночь (зачёркнуто)… про это своеобразное новаторство Клинских. Его орфографические ошибки выглядят не как ошибки, а как «авторская орфография», он с лёгкостью видоизменяет язык, используя жаргонизмы, диалектизмы и просторечные выражения, причём даже мат у него порой выглядит менее стрёмно, чем всякие «своё плево», «кайфец», «попец» и прочее. Своеобразное чувство юмора музыканта порой рождало настоящие шедевры, но хватало у него и произведений в жанре «грёбаный стыд». С этой точки зрения весьма трогательно смотрятся в книге комментарии к текстам альбомов с подробнейшим анализом правок автора. Любопытно, что бы сказал Юрий Клинских, прочитав одну из многочисленных подробностей типа «В третьем куплете строчка «и вразнос тебя несёт» выглядела сначала «но в разгон тебя несёт». Думал ли он, что в XXI веке его тексты будут разложены исследователями на атомы?

Очень интересно в книге выглядят собственноручно написанные Хоем биография «Сектора Газа» и выходные данные его альбомов, а также подборка публикаций прессы про группу. Правда, здесь энтузиастам немного не хватило энтузиазма, чтобы указать даты выхода этих статей. Юрий Клинских поставить дату написания текста никогда не забывал.

Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»

Фото: обложка книги
Теги: рецензии, Алексей Мажаев, книги, Сектор Газа
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

«Коррозия металла» приостанавливает концертную деятельность

соцсети

Концерты группы «Коррозия металла» после инцидента в Нижнем Новгороде находятся под угрозой срыва. Как рассказал лидер коллектива Сергей «Паук» Троицкий телеграм-каналу Shot, он сам и два гитариста провели ночь в отделении без еды и воды и находятся «в дичайшем состоянии», а барабанщик группы Марк Бейгун лежит в коме в нижегородской больнице «после атаки трех бугаев».

Все трое были оштрафованы на общую сумму в 200 тысяч рублей (132 из них должен заплатить лично Сергей). В соцсетях группы «Коррозия металла» сообщается, что они планируют обжаловать это решение и уже написали заявление в Следственный комитет РФ.

По словам Троицкого, из-за сорванного концерта он потерял много денег, а также часть оборудования: две запасные гитары, одна из них акустическая Takamine, другая — бас-гитара Clevan. Из-за этого предстоящий концерт «Вальпургиева ночь в Пауковке», который должен состояться в подмосковных Мытищах, в ДК «Бородино», 30 апреля 2024 года, оказался под угрозой срыва.

Видео с сорванного концерта в клубе «Ненависть» 27 апреля выложено в аккаунт группы «ВКонтакте». Его длительность составляет 22,5 минуты, в финале слышно и видно, что в зал ворвалась полиция.

Обзор: «Cranberries — Больше чем «Zombie». Галопом по Ирландии

обложка альбома

2024, «Войс».

Оценка: 7 из 10.

Канал «Войс» не так часто балует зрителей новыми выпусками. За полгода существования канала вышло всего три видео. Я надеюсь, это потому, что Владимир Завьялов и Николай Овчинников хотят делать хорошо, поэтому не включают скорости в ущерб качеству. Выпуск про Cranberries озадачивает прежде всего своим хронометражем – 15 минут. За это время «Войс» берётся рассказать про ирландцев, ирландскую музыку, её место в англоязычном шоу-бизнесе, группу Cranberries, её историю и её роль повышении статуса ирландской музыки. Перечитав последнее предложение, я сразу представил себе знакомых музыкальных обозревателей, которые на основании этих данных могли бы написать книгу страниц на 800 с невероятным количество фактуры и аналитики. Но, оказывается, всё то же самое можно в доступной форме изложить за 15 минут.

Но, разумеется, без особых подробностей. Рассказ об ирландцах и их музыкальных традициях не выходит за рамки расхожих штампов об этом острове и его обитателях, как и короткое упоминание о сложных отношениях Ирландии и Великобритании. Но дальше авторы выпуска делают беспроигрышный ход, доказывая, что мирового музыкального успеха добиться смогли только те ирландцы, которые этим штампам подчиняться не стали. Группа U2 играла космополитичную музыку, а Боно скрывал ирландский акцент, зато Cranberries сумели вплести в свои песни элементы ирландского фольклора и звукоизвлечения – и тоже победили. Для этого им понадобилась, конечно, вокалистка Долорес О'Риордан. До её появления группа играла среднестатистический пост-панк, а её голос всё преобразил. «Смесь меццо-сопрано и йодля» и красивые чувственные песни выделили Cranberries на фоне других ирландских музыкантов, и группе не пришлось даже отказываться от своих корней.

Далее ведущие «Войса» горячо доказывают, что «Zombie» - не самая типичная песня Cranberries, хотя и самая известная. В выпуске есть рекомендации послушать несколько других композиций, и вот тут авторы канала явно ломятся в открытую дверь. Все процитированные песни и без того известны, «Зомби» многие из них не уступают, а может, и превосходят, так что непонятно, почему вдруг столько внимания уделено этому произведению. Cranberries отнюдь не были группой одной песни, но «Войсу» не до подробностей и не до разбора альтернативных мнений, надо же в 15 минут уложиться. Хотя кто ставил эти рамки? Что помешало расшириться до получаса и подробнее рассказать о других шедеврах группы или хотя бы не так сбивчиво поведать о трагической судьбе её вокалистки?

Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»

Фото: обложка альбома
Теги: рецензии, Алексей Мажаев, Cranberries, Войс
β 16+