«Машина времени» - «Вы» **** (Слушать)
2016, Sintez Records
Сообщения о том, что ветеранистые ветераны рока вроде Rolling Stones подумывают о новом альбоме, неизменно вызывают восторги мировых СМИ. Правда, восторги редко касаются будущей музыки - в основном пресса умиляется тому, что старички ещё способны друг друга терпеть и их не разбивает инсульт при мысли о совместной работе в студии. У нас известия о новом альбоме «Машины времени» занимают важное, но не центральное место в новостной повестке дня. В принципе, заранее понятно, что там можно будет услышать: свой «Поворот» группа уже спела, да и вообще новые песни пишут те, у кого старые плохие, а это не случай Андрея Макаревича и Ко. Помните, как «Машина», воплотив давнюю мечту, поехала записывать пластинку на Abbey Road? Так место записи тогда обсуждалось гораздо более активно, чем привезённые оттуда песни (хотя они были ожидаемо качественными). С новым альбомом всё должно было произойти примерно так же. Вы записали, мы послушали - все молодцы, все свободны. Новые песни? Спасибо, нам и старых достаточно.
В России, однако, всё всегда не так, тут и поэт - больше, чем поэт. С момента выхода предыдущего номерного альбома «Машины не парковать» Андрей Макаревич превратился в человека, к которому прислушиваются почти так же внимательно, как в лучшие годы «Машины времени». И ведь мало что предвещало такое: первую часть этой семилетки Андрей Вадимович провёл в амплуа солидного представителя культурного истеблишмента. Главным «оппозиционером» в группе «Машина времени» был, представьте себе, Александр Кутиков, который мягко покритиковывал Макара за его осторожность. Но Макаревич - фигура более публичная, и после известных политических событий даже вполне взвешенные высказывания Андрея дали повод для травли, обвинений в предательстве и запрете концертов. И тут уж лидер «Машины» из «почётного пенсионера» превратился в бойца. Борется он всего лишь за здравый смысл и свободу высказываний, рамок корректности почти не переступает - но для многих вынужденно удалившихся во внутреннюю эмиграцию является важной ролевой моделью: промолчать - значит, согласиться с ликующей толпой; если вредный Макаревич не готов называть голого короля одетым даже ради разрешения концертов - значит, и им не стоит опускать рук.
Я бы никому не пожелал повышать интерес к своим работам с помощью таких вынужденно экстремальных методов, как у «Машины времени» - но по факту всё это привело к тому, что альбом «Вы» изучат более пристально. Причём и поклонники Макаревича, и его недруги. И те, и другие получат в пластинке подтверждение своей картины мира. Открывающая диск «Миром правит любовь» наследует битловским и вообще гуманистическим традициям мира, в котором «All You Need Is Love», а в «Крысах» легко узнают себя гонители Макаревича. Правда, вынужден отметить, что подобные злободневные песни, как правило, испытанием временем не выдерживают - но здесь и сейчас воспринимаются весьма остро. В этом есть и плюс: печальные «Чужие среди чужих», написанная более тридцати лет назад, и «Там, где светел день», выходившая на одном из сольных альбомов Андрея, сегодня выглядят крайне актуально.
Но, как ни странно, лучшими на альбоме «Вы» оказались не песни с недавних синглов и давних закромов, а свеженаписанные треки. Видимо, ситуация, в которую попал Макаревич, благоприятно отразилась на его творческом тонусе - бодрые композиции «Сорок лет тому назад», «Завтра был снег» и «Вот край» звучат свежо и боевито, настойчиво просясь в плейлисты радиостанций.
Алексей Мажаев, InterMedia
Рецензия на клип Jony «Мне не больно»: Главное, чтобы костюмчик сидел
2024, Jony.
Оценка: 7 из 10.
Певец Jony назвал сингл «Мне не больно» самой сложной по структуре из своих композиций. По его словам, произведение было написано в депрессивном состоянии, но оно должно помочь слушателям освободиться от негативных эмоций. Песня действительно непростая: там есть и речитатив, и элементы арт-рока, и восточный колорит, причём одно с другим не смешивается, а переходит с разной степенью плавности. Артисту песня действительно могла помочь справиться с нервозностью: ну знаете, когда выговоришься или проорёшься, а то и поплачешь – становится легче. Насчёт слушателей не уверен: артист будто предлагает аудитории погрузиться в его состояние и вместе из него выходить – но зачем же специально вгонять себя в депрессию? Как бы то ни было, «Мне не больно» отчасти разрушает миф о Jony как о сладкоголосом сердцееде. Здесь он сознательно выходит из этого образа и делает слушателю если не больно, то неуютно.
Визуализировать эту историю взялся режиссёр Эльвин Фомин. Идея клипа – в том, чтобы избавиться от некой вещи, которая приносит тебе проблемы. Избавиться, отпустить, похоронить – и жить дальше. Но в реализации этой идеи артист и клипмейкер, на мой взгляд, слегка перестарались.
В первых кадрах с Jony, который и так стоит в изысканном костюме, портной снимает мерки. Долго, подробно, вдумчиво. После этого камера переносится в мрачный тёмный лес, где Jony, одетый в кожаный плащ, под дождём роет могилу. Не просто яму, потому что получившееся отверстие весьма широко и глубоко. Тут поневоле вспоминается первая сцена клипа и закрадывается мысль: так вот зачем снимали мерку! Исходя из этого, получается, что в могилу должен улечься сам Jony. Потомив зрителя ещё несколько секунд, артист втаскивает в кадр гроб… который при ближайшем рассмотрении оказывается внушительных размеров сундуком. После неких манипуляций с ключом сундук оказывается на дне ямы, и Jony, угрожающе танцуя с лопатой, его старательно закапывает, а потом разравнивает землю вокруг «могилы».
В следующем кадре он уже в ателье у портного, надменно смотрит на тот самый ключ и смахивает его в ящик стола – где, кажется, уже скопилась коллекция подобных ключей. Избавившись от сундука и лопаты, Jony в новом костюме горделивой поступью выходит на балкон, вероятно, своего дворца и осматривает владения. В конце зрителю ещё зачем-то объясняют, что в громадном сундуке были захоронены скромных размеров часы. Всё это должно символизировать обнуление после избавления от негативных эмоций и воспоминаний, но снято настолько прямолинейно и высокопарно, что клипу не хватает титра с дисклеймером: «Не пытайтесь повторить – может не сработать».
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Том Йорк написал музыку для итальянского фильма «Confidenza»
Фронтмен Radiohead и Smile Том Йорк написал оригинальную музыку к новому фильму итальянского режиссера Даниэле Лукетти «Confidenza». Музыкант и композитор представил 22 апреля 2024 года два трека – песню «Knife Edge» (в формате клипа с кадрами из картины) и инструментальную композицию «Prize Giving». Всего же звуковая дорожка будет включать 12 музыкальных номеров, записанных с Лондонским современным оркестром и джазовым ансамблем, куда входят Роберт Стиллман и коллега Йорка по группе Smile Том Скиннер. Саундтрек будет выпущен в цифровом формате 26 апреля на лейбле XL Recordings.
«Confidenza» — это экранизация одноименного романа Доменико Старноне, вышедшего в 2019 году. Итальянская драма с Элио Джермано, Витторией Пуччини и Изабеллой Феррари в главных ролях вращается вокруг романа между учителем по имени Пьетро и его бывшей ученицей Терезой. В итальянский прокат картина выйдет 24 апреля.
Для Тома Йорка это уже второй опыт в киномузыке. Он дебютировал в этом качестве, написав саундтрек к фильму «Суспирия» Луки Гуаданьино 2018 года.
Трек-лист альбома «Confidenza (Music For the Film)»:
The Big City;
Knife Edge;
Letting Down Gently;
Secret Clarinet;
In The Trees;
Prize Giving;
Four Ways In Time;
Confidenza;
Nosebleed Nuptials;
Bunch Of Flowers;
A Silent Scream;
On The Ledge.
100-летие Булата Окуджавы отметит ЦДЛ пятью концертами и одним спектаклем
Серия концертов к 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы пройдет в Центральном Доме литераторов в мае-июне 2024 года. 10 мая, на следующий день после юбилейной даты, на сцену ЦДЛ выйдет Олег Погудин.
- Народный артист России Олег Погудин каждый год дает в Москве концерт из песен Булата Окуджавы, - напоминается в анонсе. – Но эта программа будет особенной. На сцене не будет оркестра. Как в начале своего творческого пути, артист выйдет на сцену только с гитарой, как много лет назад выходил не нее сам Окуджава.
17 мая запланирован вечер под названием «Пока земля еще вертится», где соберется «братство» Булата Окуджавы - его друзья — известные артисты, поэты и исполнители авторской песни. На концерте прозвучат песни Булата Шалвовича Окуджавы в исполнении Вероники Долиной, Вениамина Смехова, Елены Камбуровой и артистов ее «Театра музыки и поэзии», Евгении Симоновой, Юрия Ряшенцева, Бориса Львовича, Вадима Егорова, Дмитрия Богданова, Марка Розовского и артистов «Театра у Никитских ворот».
18 мая состоится концерт «Театры Москвы – Булату Окуджаве», в котором артисты различных театров столицы исполнят стихи и песни барда. В числе участников концерта Ирина Муравьева, Авангард Леонтьев, Андрей Анкудинов, Мария Матвеева, Михаил Левитин, Андрей Семенов, артисты Театра "Эрмитаж", Александра Равенских, Виталий Ленский, Александр Жигалкин, артисты театра "Современник", студенты ГИТИСа и другие. В роли ведущей выступит Ольга Остроумова. На концерте можно будет увидеть эксклюзивное видео с Булатом Окуджавой из архивов театров.
23 мая, на вечере закрытия 90-го сезона Клуба писателей ЦДЛ, будет показан спектакль «Маленький дворик арбатский с собой уношу…». Семь новелл как путешествие в мир поэта представят актеры театра МОСТ (режиссер Георгий Долмазян).
Наконец, 11 и 12 июня в ЦДЛ состоятся музыкально-поэтические вечера «Не стараясь угодить» актрисы Светланы Крючковой в рамках ее московских гастролей.
- Это не просто вечер. Это будет поэтическая и песенная перекличка Булата Окуджавы с его многолетними и верными друзьями: Исааком Шварцем, Юнной Мориц, Давидом Самойловым, Зиновием Гердтом, - сообщается в анонсе.