Евгений Гришковец: «Мне и самому непонятно, как я так живу»
О СПЕКТАКЛЕ «ШЕПОТ СЕРДЦА»
— Замысел пришел лет пять тому назад, благодаря случайности. Есть такой фильм студии «Гибли» «Капельки воспоминаний», который какие-то пираты с особо лирической душой перевели под названием «Шепот сердца». Он недолго в таком виде просуществовал в сети, но мне так понравилось это словосочетание, что у меня появилась идея написать монолог человеческого сердца. Мысль была в том, что сердца слона, собаки и человека устроены одинаково, но то, что отличает человека от животного, для сердца вредно. Об этом я и начал писать, но вскоре столкнулся с целым рядом трудностей.
Прежде всего, очень сложно было придумать форму сценического существования сердца, долго не получалось понять, к кому оно обращается.
Я разбил об это голову, отложил до поры в сторону и быстро, всего за год, сделал спектакль «Прощание с бумагой». К тому моменту, когда он вышел, у меня накопилась масса черновиков «Шепота сердца», и вдруг пришло простое и ясное решение — обращаться нужно к человеку, то есть буквально: «человек мой». Как только появилось обращение, сразу сложился и текст спектакля, существующий почти в неизменном виде вот уже на протяжении многих показов — на Сахалине «Шепот сердца» игрался 49-й раз.
О РАЦИОНАЛЬНОСТИ СЕРДЦА
— Ну да, это такие человеческие представления. А у меня сердце выступает как абсолютное рацио. Текст построен таким образом, что сначала с ним поспорить невозможно, а во второй половине с ним практически невозможно согласиться. Это такая провокация, которой мне очень приятно заниматься.
Люди, которые полагают, что на сцене не сердце, а Евгений Гришковец, после спектакля подходят и начинают со мной спорить.
Приходится объяснять, что это не я сказал, а сердце — главный герой. Если вы будете внимательно смотреть спектакль, то увидите, что мало того, что я играю роль, так еще и человек, к которому я обращаюсь, не имеет ко мне никакого отношения. Он живет в провинции, любит рыбалку, болеет за футбольную команду. Это сердце совершенно другого человека, в котором большинство зрителей может узнать себя, своего мужа, сына.
О ДИСТАНЦИИ СО ЗРИТЕЛЕМ
— Это, конечно, не вполне верное ощущение. Если в «Как я съел собаку» и «Прощании с бумагой» есть некоторые автобиографические вкрапления, то в спектакле «Планета», скажем, речь о человеке, который точно не женат, у которого нет и не было никаких детей — это совершенно на меня не похоже. Или в «Дредноутах» герой — человек, который живет серую жизнь, в которой ничего не происходит, а у меня крайне необычная, невероятно насыщенная жизнь. На самом деле, эта ситуация похожа на отношение слушателей к песням Высоцкого. Я как-то, довольно давно, читал очень хорошую диссертацию одной томской дамы-литературоведа, которая написала, что Высоцкий не написал около тысячи песен, а сделал около тысячи моноспектаклей. Это очень точно.
Ну а зрителям и слушателям свойственно сращивать автора и персонажа — это ведь культивируется еще со школы.
Висит в классе портрет Горького, под которым написано: «Человек— это звучит гордо», но ведь это сказал не писатель, а не самый симпатичный на свете персонаж его пьесы «На дне» Сатин. Или вот, например, моя бабушка, когда смотрела фильм «Противостояние», говорила про прекрасного Андрея Болтнева, что он актер плохой, потому что он играл негодяя Кротова. С другой стороны, актеры, которые играли положительных председателей колхозов, были для нее хорошими.
ПОЧЕМУ НЕ ПИШЕТ О СЕБЕ?
— Я написал какое-то количество текстов о себе вчерашнем — о тех годах, когда я еще был нормальным человеком, до 32 лет. О сегодняшнем писать мне кажется неправильным. Я убежден: человек хочет читать про себя. А люди моей сегодняшней профессии или журналисты, олигархи — это люди экзотической судьбы, которых очень немного. Книжки или фильмы о конченых наркоманах из предместий — это тоже экзотика, потому что эти герои книжек не читают. Я делаю спектакли и книги о людях нормальных, которых я хорошо знаю — я живу в провинции, это мои друзья, знакомые, родители одноклассников моих детей. Они любят рыбалку, футбол — я их и сам когда-то любил. А если я начну рассказывать про себя, это будет любопытно, но точно не будет художественно, потому что это будет непонятно — мне и самому непонятно, как я так живу.
(Ярослав Забалуев, «Газета.ru», 03.09.15)
«Антигравитация» объединит миры Ричарда Баха с музыкой «Арии»
Масштабное мультимедийное шоу «Антигравитация» будет представлено 23 мая 2024 года на сцене «ДК имени Горбунова Москонцерт». В основу сюжета легла повесть-притча Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», сообщили агентству «ИнтерМедиа» в пресс-службе проекта. Создателями шоу стали режиссер, солист Cirque du Soleil Андрей Кольцов и автор, художественный руководитель проекта Нина Чусова.
- Завораживающие воздушные трюки за пределами возможностей человеческого тела в исполнении титулованных российских спортсменов и русских артистов из Cirque du Soleil, современная хореография, графика с эффектом присутствия экране, передовые шоу-технологии – все это воплощено на сцене и над ней, - говорится в описании шоу. - Медиаэкран площадью 100 кв. метров с острым углом наклона делает пространства реалистичными: вместе с героями спектакля зритель оказывается у подножия горы, в бесконечном небе, в глубинах бездонного океана и внутри всеразрушающего торнадо.
По словам создателей, в волшебных мирах, которые открывает «Антигравитация» преобладает язык аллегорий, пластики тела и, особенно, музыки, которая дополняет атмосферу и отображает внутренние состояния персонажей.
- Это спектакль о преодолении вопреки всему, про силу воли и целеустремленность, большом желании изменить жизнь и о результате, - рассказал Андрей Кольцов. - Моя задача как режиссера – перенести историю чайки Джонатан Ливингстон из книги на сцену, оживить ее и показать не только всю глубину и философию, но также всю красоту и хрупкость мира. Я уверен, что этот спектакль утвердит рождение принципиально нового жанра.
В оригинальную рок-фактуру, сочиненную композитором Александром Гусевым, включены хиты группы «Ария», например, «Потерянный рай», «Возьми мое сердце», «Осколок льда», «Беспечный ангел», «Воля и разум». Под них будут взмывать в небо чемпионы мира по акробатике, воздушные гимнасты и артисты современной танцевальной сцены.
- Я всегда мечтала сделать спектакль без слов, но чтобы смыслы были понятны всем, спектакль – погружение в другую реальность, чтобы зритель на какое-то время выпал из нашего трехмерного пространства и понял, что наш мир намного чудеснее, чем та реальность, к которой мы привыкли, - говорит Нина Чусова. - Этот спектакль очень нужен сейчас, так как свою жизнь мы создаем сами, и никто за нас это не сделает.
Ранее «Ария» представила клип на обновленную версию песни «Герой асфальта». Композиция звучит в ролике с вокалом Михаила Житнякова.
Леонид Якубович сделал «Выбор» из «неВойны» Алексея Филатова
Телеведущий Леонид Якубович переработал роман Алексея Филатова «неВойна» в сценарий драматического спектакля «Выбор». Спектакль посвящен сотрудникам спецподразделения «Альфа» и их женам. Режиссером проекта станет заслуженный деятель искусств республики Крым Юрий Маковский. Постановка осуществляется в рамках социально-патриотического проекта «Люди А. Три секунды до бессмертия», поддержанного Президентским фондом культурных инициатив.
- Гимн любви и верности – вот, что мы хотим передать зрителю нашим спектаклем. Без ложной скромности скажу: персонажи получились по-настоящему пронзительными, глубокими и искренними, – рассказал автор книги Алексей Филатов.
В центре сюжета семья офицера Группы «А» – элитного подразделения советского, а позже и российского спецназа. Служба в «Альфе» была детской мечтой главного героя. О своем зачислении он объявляет жене во время семейного ужина. В спокойную атмосферу врывается настойчивый звук пейджера. Это сигнал: надо выезжать на боевое задание.
- Автор сценария Леонид Якубович мастерски показывает переживания главных героев, угодивших в жернова второй Чеченской войны, - говорится в описании проекта.
Про события тех лет Леонид Якубович знает не понаслышке.
- А что я могу сделать, если мы с Алексеем Филатовым 35 лет знакомы. Чечня, поездки… и с тех пор навсегда. Я у них был во время второй Чеченской. Пока шли выступления артистов, ездил по блокпостам. Я был в 46 командировках по горячим точкам, – делится телеведущий.
Премьерные показы проекта «Люди А. Три секунды до бессмертия» запланированы на июнь 2024 года.
Спектакль о юности Максима Горького «По Руси» покажут в Вахтанговском театре
Премьера спектакля «По Руси» по произведениям Максима Горького состоится 28 и 29 апреля 2024 года в Камерном зале Симоновской сцены Театра имени Евг. Вахтангова.
- Наш спектакль об отшельнической жизни молодого Максима Горького и его становлении как писателя, - рассказывает режиссер постановки Павел Пархоменко. - Основой инсценировки стал цикл автобиографических рассказов «По Руси», повести «Детство», «В людях», «Мои университеты», а также очерки и переписка с современниками. Мне хочется раскрыть саму личность молодого Горького. Его писательская судьба складывалась в непростое время. На стыке эпох он сумел не только не потерять себя, но и сформировать фундаментальные основы человеческого существования. Горький был великим гуманистом и проповедником «Человеколюбия»… Тема сейчас очень важная, необходимая… Я был в музее Горького в Казани, на Фёдоровском бугре, где Горький стрелялся. Именно с этой роковой ночи и начинается наш спектакль-путешествие.
В роли Максима Горького на сцену выйдет Василий Симонов, а также в спектакле заняты Наталья Масич, Дарья Щербакова, Анна Ляхова, Олег Форостенко, Евгений Кравченко, Иван Захава, Сергей Барышев, Василий Цыганцов и другие актеры труппы.