София Реджи - «Песни улицы» ***
2014, kravchinsky.com
Этот диск - одно из своеобразных аудиоприложений к книге Максима Кравчинского «Песни и развлечения эпохи НЭПа». Кравчинский - известный энтузиаст и популяризатор русского шансона, автор увесистой «Истории русского шансона», а песни эпохи НЭПа, похоже, являются его любимым жанром. Так, к книге «Песни и развлечения эпохи НЭПа» прилагается пятичасовой (!) диск «100 популярных шлягеров и мелодий эпохи НЭПа». Там, кстати, отлично слышно, откуда растут ноги у советской киномузыки, большой части советской эстрады и современного русского шансона. Но даже туда поместилось не всё, потому что песни Софии Реджи выпущены отдельным коллекционным изданием.
София Реджи - звезда русского Харбина, российская артистка оперетты, после революции оказавшаяся (во многом случайно) в эмиграции. В Китае тогда обосновались многие крупные представители российской культуры - достаточно вспомнить Александра Вертинского. Собственно, благодаря эмиграции сейчас есть возможность услышать песни времён НЭПа в аутентичном виде: в Советской России в 20-е годы были широко распространены «песни улиц», «нэпманское кабаре» и «городские романсы», однако они очень быстро попали под запрет. Соответственно ни о какой звукозаписи не могло быть и речи. Записать подобную программу позволили только Леониду Утёсову, и то это выглядело как сбой системы, ну а после полного запрета «низкопробного буржуазного искусства» Утёсов очень быстро и кардинально поменял репертуар своего оркестра.
Поэтому почти все записи тех лет в этом жанре - иностранного происхождения. Романсы Петра Лещенко сохранились потому, что он записывал их в Европе, да и самые интересные записи Вертинского были сделаны до возвращения его в СССР. Софию Реджи тоже записывали в Шанхае для фирмы «Колумбия», а треки для данного диска собирались из разных частных коллекций. Обратной стороной аутентичности является эффект старой пластинки: звук здесь далёк от современных стандартов, да и нынешние стилизации ушам привычнее, чем старинные подлинники. Тем не менее - это история нашей музыки, хотя и сделанной по воле обстоятельств в Китае.
Часть песен записана под фортепиано, и первые такты альбома по иронии судьбы напоминают музыкальное сопровождение сеансов утренней гимнастики Всесоюзного радио. Но большинство вещей представлено в сопровождении эстрадного оркестра - и подобное звучание нам тоже знакомо: по дискам Вертинского и Лещенко, а также по советским музыкальным кинокомедиям 30-х годов. Что ж, это лишнее подтверждение тому, что несмотря на цензурные запреты и железные занавесы, музыка по разные стороны границы развивалась примерно одинаково. С песнями в исполнении Любови Орловой Софию Реджи роднит ещё и опереточная подготовка. Это сейчас нэпманские песни можно петь хоть в караоке, не обладая вообще никаким голосом: в 20-30-е годы пение ещё было ПЕНИЕМ, уделом голосистых профессионалов. Сегодня сопрано Реджи слушать, кстати, непросто - слишком уж привыкли мы к «бытовому» вокалу.
Примечателен и подбор репертуара эмигрантской звезды. С некоторыми представленными здесь песнями её легко было бы представить на советских концертных площадках, а за некоторые («Башмачки», например) вполне можно было загреметь в ГУЛАГ. Забавно также узнавать в «Одесской панаме» одну из версий «Я милого узнаю по походке» и слышать на альбоме «запрещённых» песен вполне разрешённую и популярную «Только раз бывают в жизни встречи».
Алексей Мажаев, InterMedia
Пять книг Александра Кушнира о русском роке переизданы в единой серии
Издательство Metamorphoses выпустило пять самых известных книг Александра Кушнира. Переизданы монографии «Хедлайнеры», «100 магнитоальбомов советского рока», «Сергей Курехин. Безумная механика русского рока», «Майк Науменко. Бегство из зоопарка» и «Кормильцев. Космос как воспоминание». Все они отныне доступны в новом дизайне с белыми обложками и идентичном формате. Переиздание осуществлено в рамках коллекции Metamorphoses. Music.
Александр Кушнир — журналист, музыкальный продюсер, генеральный директор музыкально-информационного агентства «Кушнир продакшн», автор ряда книг о советской и российской музыке. Автор текстов для антологий компакт-дисков групп «Наутилус Помпилиус», «Аквариум», серии «Легенды русского рока».
Напоминаем, что мультимедийная выставка «Герои времени колокольчиков», посвященная русскому року 80-х и 90-х годов открылась в Уфе 20 апреля 2024 года в «Тинькофф Холле». На ней продемонстрированы уникальные экземпляры из архивов Александра Кушнира, связанными с творчеством «ДДТ» и «Кино», «Наутилуса Помпилиуса» и «Звуков Му», «Гражданской обороны» и «Зоопарка».
Умер джазовый саксофонист и аранжировщик Билл Холман
Американский композитор, музыкант и аранжировщик Билл Холман скончался 6 мая 2024 года в возрасте 96 лет. О его смерти сообщили в соцсетях друзья и коллеги.
Уиллис Леонард Холман родился 21 мая 1927 года в Калифорнии, начал играть на кларнете в средней школе, затем освоил тенор-саксофон и создал собственную джазовую группу. Билл был призван в армию в конце Второй мировой войны и служил в ВМС США с 1944 по 1946 год. Затем он изучал машиностроение в Университете Колорадо и учился в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. Но все-таки желание быть музыкантом победило, и в конце 1940-х он поступил в музыкальный колледж Вестлейка, учился у Дэйва Робертсона и Альфреда Сендри. Свою профессиональную карьеру он начал в танцевальном ансамбле Айка Карпентера, а затем в оркестре Чарли Барнета в 1950 году в качестве тенор-саксофониста. Он продолжал играть в этой группе около трех лет. Тогда же он впервые попробовал себя в качестве аранжировщика, а в середине 1950-х начал писать музыку и создал собственный Bill Holman Big Band, выпустивший несколько альбомов.
За свою 70-летнюю карьеру Холман сотрудничал со множеством американских и мировых коллективов и артистов (в их числе Тони Беннетт, Натали Коул, Майкл Бубле) в качестве музыканта, аранжировщика и дирижера, получил 16 номинаций на премию «Грэмми» и трижды побеждал на ней.
В Госдуме призвали не запрещать «Евровидение» в России
Депутат Госдумы Бийсултан Хамзаев заявил о бессмысленности запрещать в России конкурс «Евровидение». По его мнению, вполне достаточно полностью игнорировать это мероприятие.
- Если идти по запрету, говорить, что бойкотировать надо, то это желание [смотреть] у людей начинает вырабатываться — обратная реакция, - заявил Бийсултан Хамзаев "Газете.ру". - Надо просто проигнорировать по полной. Это бессмысленное явление в этой реальности, с учетом их неадекватного поведения и отношения к нам. Ну, у них свой концерт, пусть они его проводят, да, пожалуйста, проблем нет.
Бийсултан Хамзаев позитивно оценил тот факт, что «Евровидение» теперь проводится без участия России.
- В целом, надо спокойно к этому относиться с учетом их оголтелого русофобского фактора и самим себя не накручивать, - считает депутат. - «Евровидение» вообще в жизни людей никакого смысла не имеет — людям важны их задачи жизненные: дети, семья, здоровье. Это же развлекательный контент. Не этот будет, так другой будет, проблема-то в чем. У нас люди талантливые, поют красиво, другие будут концерты.
Напоминаем, что власти Швеции сообщили ранее о беспрецедентном усилении мер безопасности в связи с проведением в Мальмё (третьем по величине городе страны) конкурса песни «Евровидение». Участники «Евросонга», их команды и журналисты прибыли в Мальмё в конце апреля, но прогнозировалось, что к 7 мая 2024 года (когда состоится первый полуфинал) в город приедут еще порядка 100 000 гостей.