Colisium обсудил состояние музыкальной индустрии
Конференция музыкальной индустрии Colisium состоялась с 11 по 14 сентября 2014 года в КВЦ «Сокольники» в рамках международной выставки NAMM Musikmesse Russia. Со своими докладами выступали участники музыкального рынка России, Белоруссии, Украины, Казахстана, Финляндии, Германии а также гости из других европейских стран. Более сорока часов презентаций и форумов провели профессионалы концертного рынка, эксперты музиндустрии, представители музыкальных медиа, представители краудфандингового движения в России и другие действующие игроки рынка музыки.
Наиболее насыщенным выдался третий день конференции, который собрал в Малом и Большом конференц-залах самых видных представителей отечественного музыкального бизнеса. Центральной частью программы стал форум, посвященный проблемам организации и проведения музыкальных фестивалей в России. В переполненном конференц-зале по этому поводу с актуальной информацией выступили продюсеры крупнейших фестивалей нашей страны.
Андрей Матвеев («Нашествие») сходу сделал неутешительные прогнозы российской фестивальной культуре:
- Существует печальная тенденция увядания фестивального движения в России. Если в прошлом году по регионам насчитывалось порядка 11 крупных мероприятий за сезон, то в этом году их осталось уже, кажется, шесть. А в следующем году, думаю, будет не больше четырех.
Проблему продюсер видит в недофинансировании фестивалей и колоссальных финансовых рисках для организаторов. Более всего эти проблемы отражаются на мероприятиях, где предусмотрены выступления зарубежных исполнителей.
- В ближайшие пять лет «Нашествию» не угрожает отсутствие спонсоров, а вот будущее остальных проектов чрезвычайно сомнительно. Мы не совсем музыкальная страна, и уж точно не концертная, - заключил Матвеев.
К дискуссии присоединился продюсер фестиваля «Kubana» Илья Островский:
- В этом году мы сообщили о завершении фестиваля «Kubana» в это сложное для страны время, поскольку 80% нашей программы составляют зарубежные исполнители. Этим летом мы поставили антирекорд по количеству отмененных выступлений. Некоторые коллективы отказывались от участия прямо в день концерта. Все они придумывали различные нелепые отмазки из серии «потерянные паспорта», «сломанные ребра» и так далее. Единицы признались, что их беспокоит вопрос безопасности, - рассказал продюсер.
Островский констатировал, что Краснодарский край, где традиционно проводился фестиваль, пока не очень пригоден для организации там мероприятий.
Продюсер при этом туманно анонсировал зарождение нового проекта:
- Грядет очень большой и неожиданный проект. Он имеет некое отношение к фестивалю «Kubana», а в каких-то моментах полностью его повторяет. Подробности вы сможете услышать в октябре.
Выступавший следом продюсер карельского фестиваля «Воздух» Максим Мазуровский видит проблему фестивального движения в стагнации уровня качества российских проектов:
- Нужен некий качественный скачок, а его пока никто не предлагает. Я очень надеюсь, что Илья как человек творческий не просто перенесет «Кубану» в другую локацию, но и привнесет те самые новшества, которые помогут вывести фестивальное движение в России, в частности речь о крупных городах, на новый уровень. Ибо если он этого не сделает, поверьте, найдутся другие, которые возьмут на себя такую задачу. Такова реальность рынка сегодня, - рассказал Мазуровский.
Далее в ходе обсуждения поднимался вопрос о необходимости фестивалям брать на себя роль продюсеров и продвигать новые группы для расширения в перспективе аудитории своих мероприятий - при обсуждении этого вопроса воспитанные продюсеры искусно скрывали скепсис, замаскировав его важным признанием в том, что в последнее время для выживания приходится прибегать к ухищрениям и завышать цифры посещаемости фестивалей для привлечения внимания спонсоров.
Не менее интересная дискуссия разворачивалась тем временем в малом зале вокруг тенденций онлайн-медиа. Спикерами выступили Генеральный директор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов, руководитель сайта «Афиша-Волна» Глеб Лисичкин, генеральный директор радиостанции Rock-Online.ru Александр Ефремов, директор компании ConсertToday Group Андрей Пиоруньски и генеральный директор «Генефис медиа» Антон Пайкес. Они обрисовали текущую ситуацию по своим проектам и вынесли на обсуждение вопрос о состоянии такого феномена, как онлайн-медиа в целом по стране.
Александр Ефремов сдержанно признался, что доходность Rock-Online.ru пока что “оставляет желать лучшего”. Более позитивная ситуация складывается у онлайн-журнала «Афиша-Волна»:
- Нам значительно проще выживать на неустойчивом рынке музыкальных СМИ, поскольку мы являемся частью крупного холдинга Афиша-Рамблер-SUP и нам не надо, к примеру, заботиться об аренде офиса. Мы можем полностью сосредоточиться на контенте, - рассказал Глеб Лисичкин.
Евгений Сафронов, в свою очередь, поделился с коллегами и слушателями некоторыми статистическими данными, обрисовывающими положение музыкальных изданий в индустрии развлечений:
- На данный момент объем рынка культуры и развлечений России составляет около 500 миллиардов рублей. Больше всего денег вращается в кино, чуть меньше – в музыке – 11 миллиардов, - рассказал генеральный директор InterMedia. - На долю онлан-медиа, раздающих контент, приходится небольшая, но заметная доля этого рынка, а вот новости и критика - исчезающе малая величина.
Руководитель «Волны» поддержал высказанное мнение относительно перспектив развития интернет-СМИ:
- Музыкальные медиа должны переходить в более интерактивную фазу. Даже самой незаурядной новостной лентой уже никого не удивишь, - заявил Глеб Лисичкин.
Важной панелью конференции Colisium стало обсуждение музыкальных площадок и концертных агентств. По этим вопросам свои доклады сделали арт-директор «Сибур-арены» Алексей Прокаев, совладелец клуба «Театръ» Глеб Новицкий, генеральный директор «Главклуба» Игорь Тонких, арт-директор «Зала ожидания» Александр Зенько, генеральный директор «Русского шоу центра» Владимир Зубицкий, директор компании PromoEnd Владимир Данилов и другие.
Дискуссия затронула проблемы качества промоутерской деятельности и дефицита площадок в регионах. Обсуждалось, как вести себя в случае отмены концерта, как отражается политическая обстановка на концертном рынке и вопрос работы площадки напрямую с артистом.
Евгений Сафронов, принявший участие в дискуссии из зала, поднял вопрос о последствиях выхода на российский рынок крупнейшего концертного агентства США Live Nation Entertainment.
- Это неизбежность глобализации, но сейчас они в основном занимаются тем, что перепродают нам туры на не очень комфортных условиях. Мы покупаем, так как артисты очень хорошие. Но вообще, скорее всего, Live Nation не смогут выжить в суровых условиях нашего музыкального рынка, - прокомментировал ситуацию Игорь Тонких.
В рамках музыкальной конференции Colisium также состоялась презентация книги журналистки Юлии Стракович «Цифролюция», в ходе которой обсуждались некоторые проблемы музыкальной индустрии, порожденные наступлением цифровой эры. В частности говорилось о том, что музыка на современном этапе перестала быть чем-то сакральным:
- Чтобы избежать превращения музыки в «фаст-фуд», надо думать о структуре, основанной на человеческих смыслах. Этому требованию отвечает краудфандинг. Такая схема мотивирует как артистов, так и слушателей, которые, в ожидании релиза проекта, с бОльшим должным уважением начинает относиться к музыке. К сожалению, кроме краудфандинга, больше назвать толком нечего на сегодняшний день, - заявила писательница.
Следует заметить, что краудфандинг стал отдельной темой для дискуссии в третий день конференции. Спикерами этой панели были руководитель спецпроектов портала Planeta.ru Леонид Мельников, журналист и музыкальный критик Артемий Троицкий и вокалист группы «Черный кузнец» Михаил Нахимов. Они подробно рассказали о личном опыте этого сравнительно нового для России способа реализации творческих проектов.
Леонид Мельников провел презентацию успешных проектов портала, в числе которых выпуск фильма-концерта о группе «Король и шут», запись нового альбома Animal Jazz, мюзикл на песни группы «Аквариум» и многие другие.
Кроме того, в третий день конференции состоялись форумы на тему образования в музыкальной индустрии, выступления редакторов крупных печатных изданий Андрея Бухарина (Rolling Stone), Павла Иванова («Петербургский музыкант») и других. Завершающим штрихом стал показ независимого документального фильма-исследования об известных и успешных личностях Москвы и Санкт-Петербурга «Москва-Питер. В поисках счастья» режиссера Алексея Пантелеева.
Андрея Тропилло похоронят в Санкт-Петербурге
Звукорежиссёр и продюсер Андрей Тропилло будет похоронен на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге. «ИнтерМедиа» напоминает, что Тропилло скончался 28 апреля 2024 в Финляндии, где жил в последние годы. Предполагалось, что там же рок-деятель и будет похоронен, но, как сообщает «Фонтанка», родственники Андрея Тропилло всё же решили похоронить его прах на родине.
Прощание с продюсером состоится 23 мая в 13.00 в лютеранской церкви святой Екатерины на Большом проспекте Васильевского острова. В 14.15 на Смоленском кладбище (Одесская дорожка, 5-й участок) пройдут похороны. Поминки состоятся в клубе «Грибоедов» с 15.45.
Издание также сообщает, что родственники Тропилло ищут скульптора для создания памятника и собирают деньги на его установку.
«Крематорий» показал, где спрятано золото, в новой версии «Воров»
Премьера видеоклипа на утяжеленную версию песни группы «Крематорий» «Воры 2.0» состоялась 20 мая 2024 года. Так же, как и в первой версии ролика, герои смотрят фильм Андрея Богатырева «Золото Умальты», в который вошел изначальный вариант песни. Однако появились новые подробности — например, директор группы и супруга Армена Григоряна Наталия Серая в образе эльфа. Также клип начинается с фразы из фильма «я знаю, где золото».
- Конечно, для фильма, отражающего эпоху начала прошлого века, снятого с бесподобными видами природы, использована и версия песни с соответствующими атмосфере и времени инструментами и аранжировкой, на которую командой Андрея Богатырёва был снят клип, представленный ранее! - отметили музыканты. - Но так как следом мы выпустили хардроковую версию сингла, с ритм-секцией и крематорским задором, то и клип претерпел некоторые изменения — досняли наших музыкантов во время работы в студии и перемонтировали видео, в результате чего клип получил второе рождение — его мы вам с радостью и представляем.
Напоминаем, что премьера песни группы «Крематорий» «Воры 2.0» состоялась 17 мая 2024 года.
Лев Лещенко передумал уходить со сцены
Лев Лещенко опроверг недавнюю информацию о своем скором уходе со сцены. Певец уточнил, что ему в его 82 года просто иногда тяжеловато отрабатывать большие сольные концерты. Тем не менее он не просто не собирается прекращать выступать, но и регулярно представляет дуэты с более молодыми артистами.
Только за последние месяцы Лев Лещенко представил дуэты с Бастой и Сергеем Арутюновым. Также в его активе коллаборация с Loc-Dog. Чаще всего инициатором подобных дуэтов выступает сам Лев Лещенко.
- Мне очень нравится интегрироваться в молодежную среду. Кому охота видеть деда с палочкой на сцене? — сообщил телеграм-каналу «Звездач» артист.
Напоминаем, что два месяца назад СМИ сообщили, что Лев Лещенко собирается в скором времени уйти со сцены. Артист признался, что ему уже тяжело даются сольные концерты. Правда, от выступления на социальных концертах и корпоративах он пока решил не отказываться.