Свимон Джангулашвили: «Мы можем исправить испорченное политиками и президентами в дипломатии»
Уникальный концерт прошел 14 января 2014 года в Светлановском зале Московского международного Дома музыки — на IV Рождественском фестивале духовной музыки впервые выступил Патриарший хор Свято-Троицкого Кафедрального Собора из Тбилиси. Несмотря на политические сложности, духовные связи России и Грузии продолжают крепнуть. О шедевре мировой полифонии, патриархах двух государств и урегулировании политических конфликтов руководитель Патриаршего хора — доктор искусствоведения Свимон Джангулашвили рассказал корреспонденту InterMedia Анне Ефановой.
— Традиция грузинского многоголосия считается древнейшей. Как давно она возникла?
- Первые дошедшие до нас сведения относятся к XI веку. В труде философа и богослова проторенессанса Иоанна Петрици описана природа Троицы в терминах гармонии и мелодики трех голосов.
— Полифоническое мышление — признак национальной идентичности грузин. Скажите, новое песнопение лучше разучивать втроем или по–одному?
- У нас нет строгих правил: каждое песнопение мы разучиваем по-своему. Обычно музыканты легче воспринимают нотный текст и одноголосие, а любители — многоголосие со слуха и без нот.
— В грузинских хорах чаще всего поют мужчины. Женщины не способны воспроизвести тонкости вокала?
- Дело в другом. Грузинская традиция совместного музицирования фамильная и бытует внутри семей: исполняемый нами репертуар очень древний. Мы соблюдаем традиции пения и по возможности стараемся их не нарушать.
— Между церковными хорами существует жесткая конкуренция?
- С одной стороны — да, потому что Грузия маленькая страна и все хоры конкурируют между собой в исполнительстве. С другой же — нет: слушателей в Грузии мало. А те, кто есть, предпочитают слушать все существующие хоры.
— Вы боретесь за аутентичность исполнения в Патриаршем хоре?
- Нет. Я считаю, что мы должны сохранить и передать следующим поколениям вокальную культуру пения в целом. Сама грузинская музыка настолько совершенна, что ее просто нужно исполнить на высоко духовном уровне. Слушатель должен получить эстетическое наслаждение, а мы — направить все свои помыслы, чтобы они могли достичь в процессе прослушивания самых благостепенных чувств.
— Обычно те, кто не могут петь в хоре, танцуют или играют на музыкальных инструментах. Вы используете эту практику или даете возможность интонировать абсолютно всем?
- Для меня существует два критерия при отборе — будущие хористы должны иметь хорошие голоса и высокую культуру исполнения. К счастью, в нашем хоре 50 человек, среди которых музыканты консерватории или певцы из фольклорных ансамблей. Поэтому проблемы танцев и инструментального исполнительства вместо пения у нас не стоит.
— Как думаете, почему фольклористы приходят в церковь?
- Возможно, потому что для грузин полифоническое пение — не только музыкальное самовыражение, а воспроизведение любви к Богу и близким людям. Есть старая поговорка: «Если ты не любишь ближнего, ты не сможешь с ним вместе петь в трех голосах», — так и получается в нашей жизни. Мы ищем возвышенные категории в мире и передаем их через то, что поем.
— В типе многоголосия церковная музыка связана с народной. А в способе исполнения: Вам также мешают концерты, как народным певцам?
- В Грузии нет исполнителей, которые бы не любили публичные выступления. Во времена царской России и военного коммунизма служение церковной музыке считалось частью национального движения и сцена воспринималась как место, где певцы вопрошали, а слушатели воспринимали народные идеалы.
Что касается нашего хора, то за столом мы не обращаем внимание на исполнительские детали и поем более свободно. На концертах мы сосредоточенны — стараемся точно воспроизвести трехголосную фактуру, поэтому пение не всегда выходит таким, как в кругу семьи, за столом.
— В советское время грузинам запрещалось петь церковные песнопения.
- Советское правительство долгое время поощряло написание и исполнение только массовой коммунистической музыки. Возрождение церковной традиции произошло через народную традицию усилиями Католикоса-Патриарха Илии II. Именно по его инициативе и благословению началась активная работа по сбору исторического и этнографического материала грузинской полифонии.
— Вы входите в состав благотворительного фонда «Грузинское церковное песнопение». Какие проекты фонд запланировал в этом году?
- Вместе с Национальным Центром фольклора Грузии мы хотим помочь тем коллективам, которые исполняют церковные и народные произведения на высоком профессиональном уровне. Также мы собираемся издать антологию грузинской церковной музыки, в которую войдет более 7 тыс. песнопений. Реализация этого проекта будет осуществляться в течение ряда лет.
— Среди участников Патриаршего хора — люди разных политических взглядов. У вас не возникает размолвок на этой почве??
- Они практически отсутствуют, потому что у каждого грузина, несмотря на европеизированность взглядов, присутствует большой сегмент восточной традиционности. Многие из нас имеют свои взгляды на мир, не живут по законам церкви, но относятся с благоговением к патриарху и церковным традициям. Это заложено на генетическом уровне и продолжает передаваться из века в век.
— Собор Святой Троицы всячески поддерживал Михаил Саакашвили. Как складывается Ваше творческое общение с Георгием Маргвелашвили?
- Наш новый президент и правительство более расположены к церкви — пока в наших отношениях царит гармония.
— Российско-грузинские дипломатические отношения расценивают как сложные. Почему на духовном уровне наших государств существует взаимная симпатия?
- Духовность несет в себе любовь, которую невозможно победить. Она возвышает нас над мирским и временным.
— Ваш хор не смог дать концерта на московском Рождественском фестивале духовной музыки прежде.
- Мы не хотели приезжать, потому что считали несправедливой оккупацию российскими войсками принадлежавших Грузии территорий Абхазии и Южной Осетии. Ни один грузин не может россиянам этого простить.
— Как разрешились споры?
- Наше правительство взяло более дипломатически умеренный курс в отношении России. Мы поняли, что можем исправить испорченное политиками и президентами в дипломатии. Согласитесь, что воевать нашим государствам — сфера фантастики. Нам лучше искать категории, в которых возможно решение общих проблем.
— Урегулировать ситуацию помог прошлогодний визит патриарха–католикоса Илии II и Патриаршего хора в столицу?
- Да. Я считаю, что он помог улучшить политические отношения между Россией и Грузией. Приезд части хора в прошлом году на III Рождественский фестиваль духовной музыки стал актом открытости, готовности к музицированию и служению прекрасному.
— Возможен ответный визит Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Грузию?
- Да, конечно. И это должно случиться. Мы будем очень рады, если он приедет. «Разногласия между Россией и Грузией временны», – это мнение нашего патриарха и многих грузин.
Богдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»
Финал 12-го сезона шоу «Голос» состоялся 27 апреля 2024 года на Первом канале. За победу боролись четыре участника: Анастасия Садковская (команда Александра Беляева), Богдан Шувалов (команда Полины Гагариной), Алексей Сулима (команда Zivert) и Георгий Русских (команда Владимира Преснякова), - каждый из которых исполнил в последнем выпуске три песни.
Победителем стал Богдан Шувалов (набравший 35,4% голосов телезрителей), а Полина Гагарина была признана лучшим наставником по итогам зрительского голосования. Второе место занял Георгий Русских (33,1%), а третье – Алексей Сулима (31,5%). Богдан получит миллион рублей и возможность записать и выпустить свою песню на лейбле VK Music.
Стас Михайлов получил орден на день рождения
Стас Михайлов награжден орденом «За заслуги в культуре и искусстве». Соответствующий указ подписал президент РФ Владимир Путин 27 апреля 2024 года – в день 55-летия артиста.
В документе, размещенном на портале правовой информации, отмечается, что Михайлов награжден «за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю творческую деятельность».
«ИнтерМедиа» напоминает, что ранее с юбилеем певца поздравил президент Белоруссии Александр Лукашенко.
Город первого живого выступления «Новой Фабрики звезд» выберут зрители
Голосование за город первого живого выступления участников «Новой Фабрики звезд» стартует на канале ТНТ 28 мая 2024 года. Живое выступление запланировано на 12 июня, а где оно будет проходить, решат сами зрители, сообщили агентству «ИнтерМедиа» в пресс-службе телеканала. Увидеть живьем выступление молодых звезд можно будет в одном из четырех городов: Москва, Санкт-Петербург, Казань или Нижний Новгород.
Голосование за город первого живого выступления участников откроется на сайте novaia-fabrika-zvezd.tnt-online.ru сразу после отчетного концерта, который пройдет на ТНТ 28 апреля.
«Новая Фабрика звезд» стартовала на ТНТ 3 марта. Наставниками проекта стали Сергей Жуков и Сергей Шнуров, а в звездный дом для того, чтобы учиться азам шоу-бизнеса, заехали 17 участников. В команду Сергея Жукова попали Семен Полищук, Камилия Насретдинова, Александр Малахов, Нонна Еганян, Александр Круг, Дарья Кочнева, Габриэль Александров и Полина Быковская. Сергей Шнуров взял под свое крыло Лео Канделаки, Александра Филина, Эстер Горбадей, Марию Гордееву, Вадима Гладкова, Аркадия Евтушенко, Никиту Уфимцева, Софью Полозову и Анастасию Ким.
Участники проекта живут в звездном доме, где обучаются навыкам, необходимым любому артисту. Каждое воскресенье они выходят на сцену в большом отчетном концерте, чтобы показать, чему они научились за неделю. После выступления проект покидает один из номинантов на уход, которых каждую неделю определяют наставники и продюсеры шоу. Первым «Новую Фабрику звезд» неожиданно покинул Лео Канделаки. Он ушел вместо Никиты Уфимцева, сказав со сцены, что парню этот проект нужнее.