Умер Рэй ЛиоттаЮрий Шевчук заявил, что концертная деятельность «ДДТ» подходит к концуГуф стал дважды папойНаргиз Закировой запретили въезд в Россию до 2072 годаКрис Прэтт стал трижды отцомЭд Ширан стал дважды отцомРианна родила мальчикаСкончался греческий композитор Вангелис«Би-2» объявили о переносе всех своих концертовУкраина заняла первое место на «Евровидении-2022»Бритни Спирс потеряла ребенкаСкончался Ренат ИбрагимовСкончался режиссёр и актёр Валерий Гришко«Вечерний Ургант» окончательно закрыт?Евгений Стычкин и Ольга Сутулова ждут второго ребенкаМонеточка рассказала Ирине Шихман о своей беременностиМоргенштерн признан иностранным агентомРимас Туминас ушел из Театра ВахтанговаДолли Партон, Лайонел Ричи и Duran Duran войдут в Зал славы рок-н-роллаВлад Галкин «оживет» в новом сезоне «Диверсанта»

Рецензия на книгу «Не надо стесняться. История постсоветской поп-музыки в 169 песнях»

обложка книги

2021, Институт музыкальных инициатив

Оценка: 9 из 10.

Книга «Не надо стесняться» - это продолжение легендарного номера «Афиши» за 2011 год, посвящённого истории российской поп-музыки. Журнал, который на протяжении своего бумажного существования почти демонстративно игнорировал попсу, снобистски отдавая предпочтение независимой и андеграундной музыке, тогда вдруг выдал мощнейшее исследование. Была взята куча интервью у лиц, причастных к созданию хитов, которые на самом деле может с любого места напеть каждый (даже если не хочет).

С тех пор прошло десять лет и появились новые песни, определившие лицо новой российской поп-музыки. Название одной из них - «Не надо стесняться» Ивана Дорна - стало заголовком этой книги. Для автора идеи и редактора «Истории постсоветской поп-музыки» Александра Горбачёва это название имеет новый конкретный смысл: больше не надо стесняться попсы - через неё гораздо лучше определяется дух эпохи и история страны, чем через совсем переставший оправдывать надежды русский рок и тем более через авангардное самовыражение. Поп-музыка достойна серьёзного разговора, научного подхода, систематизации: примерно этому посвящено масштабное предисловие. Оно написано немного извиняющимся тоном, но не за то, что «Афиша» не любила поп-музыку, а потому что некоторое стеснение по поводу своей смелой задумки у составителей всё-таки присутствует. При этом довольно смешно выглядят попытки говорить о попсе на языке «новой этики»: все эти соавторки и режиссёрки смотрятся в тексте откровенно дико, особенно в контексте хитов 90-х «Одинокая луна» или «Розовый фламинго».

Ценно, что некоторые главы, выходившие в 2011 году, были дополнены новыми интервью с какими-то новыми подробностями - получается, что история песен 25-летней давности продолжается и обретает новые краски. Рассказ о каждой композиции начинается с сопроводительного текста от Горбачёва, а потом уже слово даётся исполнителям, авторам, продюсерам и прочим свидетелям. «Дисклеймеры» большей частью прекрасны; я вообще предполагаю, что если бы «Афиша» не игнорировала попсу, а описывала её таким языком, у журнала были бы «более лучшие» тиражи, а может, он и до сих пор бы выходил. Ну например: «Девчонка-девчоночка» с её гитарной основой, духовой секцией, представлением о дворе как о центре публичной жизни и немыслимы для радийных времён хронометражом в пять минут отсылает, конечно, к эстетике ВИА…». Что тут сказать: гроссмейстер и не знал, что он играет такие мудрёные партии.

Интервью «творцов» попсы тоже по-своему захватывающие: ностальгия, гордость, рассказы о том, как было на самом деле, а не как всем запомнилось, какие-то профессиональные секреты и старые обиды… Автор текста «Делай, как я» Богдана Титомира до сих пор удивляется, что из песни все запомнили рефрен и совершенно проигнорировали социальное звучание куплетов. Или вот песня «Поезд на Ленинград»… Никто же толком не знал про группу «Империя» ничего, кроме её названия, а теперь наконец появилось «стори» - лучше поздно, чем никогда. Таких моментов в книге очень много; если её вдруг прочитают редакторы светских сайтов, они могут наделать пару сотен новостей в своём духе: «Темникова никогда не называет фамилию бывшего продюсера», «Мурат Насыров погиб, потому что хотел петь джаз» и т.п. Здесь, в частности, раскрываются такие животрепещущие темы, как: с чем во рту поёт Иван Дорн и почему Сергей Жуков всегда выбирал для создания своих хитов самые зашкварные припевы и приёмы. Не менее примечательны редакционные сноски, сообщающие, что «подтверждения этой информации (озвученной спикером. - Прим. InterMedia) не обнаружено».

К выбору песен, естественно, всегда будут вопросы. Составители хотели написать про 150 композиций, но некоторые произведения буквально сами настояли на включении в издание. Ну, меня в списке почти ничего не возмутило - единственное, я бы оставил вместо 169 где-то 165. Заметно также, что по мере приближения к нашему времени интервью в книге становятся длиннее, а сопроводительные тексты - менее убедительными. Но тут понятно, что большое видится на расстоянии, и какие-нибудь «Мальбэк и Сюзанна» (2017) вряд ли попадут в следующее переиздание «Не надо стесняться».

В целом отличная книга, абсолютно необходимая всем, кто интересуется постсоветской музыкой. Не все, правда, её купят из-за высокой (хотя и справедливой) цены. К тому же бумажные книги имеют досадный в век интернета недостаток: её нельзя дополнить, поправить, том выглядит окончательным продуктом. Но ведь история поп-музыки не заканчивается, и даже старые песни способны развиваться и приносить сюрпризы. Идеальным выходом было бы создание (на базе Института музыкальных инициатив?) портала об истории попсы, основу которого составили бы материалы «Не надо стесняться». Надеюсь, к этой идее можно будет вернуться после окончания активной фазы продаж книги.

Алексей Мажаев, InterMedia

Дима Билан, Zivert и Люся Чеботина стали лауреатами премии RU.TV

29.05.2022 02:38 Музыка Рубрика: Хроника 16+
предоставлено пресс-службой Русской медиагруппы

11-я церемония вручения Русской музыкальной премии телеканала RU.TV состоялась 28 мая 2022 года в Crocus City Hall. Канал назвал имена победителей в 20 номинациях, в роли ведущих выступили Елена Север, ЮрКисс, Ханна и Гоша Куценко.

Лауреаты 11 Русской музыкальной премии телеканала RU.TV:

Номинация «Лучший старт» – Люся Чеботина «Солнце Монако» (на фото)

Номинация «Дуэты Билана» – Дима Билан и Мари Краймбрери

Номинация «Лучший дуэт» – Мари Краймбрери и Звонкий «Малыш»

Номинация «Лучшая песня» – Мот «Август это ты»

Номинация «Связь поколений» – Кристина Орбакайте «Сон во сне»

Номинация «Кино и музыка» – Григорий Лепс и Елена Север «Ещё вчера» (OST «Сирийская соната)

Номинация «Лучший видеоклип» – Zivert «Три дня любви» (реж. Алексей Куприянов)

Номинация «Лучший певец» – Владимир Пресняков

Номинация «Лучшая певица» – Ирина Дубцова

Номинация «Новые звёзды «Русского Радио» – Марина Бриз

Номинация «Фан или Профан» – Кирилл Туриченко

Номинация «Музыкальный блогер» – Хабиб

Специальный приз от радио «Хит FM» – Zivert

Специальный приз «Голос России» – Полина Гагарина

Специальный приз «Воссоединение года» – группа «Земляне»

Специальный приз «Артист года» – Дима Билан

Номинация «Коллаборация года» – Лок Дог и Лев Лещенко «Мы будем жить»

Номинация «Звезда танцпола» – Niletto

Номинация «Лучший ди-джей» – DJ Katya Guseva

Номинация «Лучший альбом» – Эмин «Love is»

Фото: предоставлено пресс-службой Русской медиагруппы
Теги: музыкальные премии, RU.TV, победители, церемония вручения
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Сегодня: родились Ноэль Гэллахер и Илья Бачурин

29.05.2022 00:52 Музыка Рубрика: Хроника 16+
Capital Pictures/Fotodom

29 мая 2022 года, воскресенье

«Смешарики» отметят день рождения в «Мумий Тролль Music Bar».

Игорь Саруханов и «Круг» отметят «40 лет вместе».

«Мария. Спасти Москву» с Марией Луговой и Артуром Смольяниновым покажет «ТВ 1000. Русское кино».

33 года актрисе Юлии Франц.

43 года поэтессе Юлии Соломоновой (Сола Монова).

44 года кинорежиссёру Константину Статскому.

47 лет участнице группы Spice Girls Мелани Браун.

49 лет режиссёру и сценаристу Алексею Чупову.

52 года продюсеру Илье Бачурину.

55 лет музыканту Ноэлю Гэллахеру (экс-Oasis).

56 лет лидеру группы «Коррозия металла» Сергею «Пауку» Троицкому.

57 лет актёру Ивану Агапову.

64 года актрисе Аннет Бенинг.

64 года актёру Эдриану Полу.

64 года актёру Руперт Эверетту.

70 лет фотографу Игорю Верещагину.

73 года солисту группы Status Quo Фрэнсису Росси.

10 лет назад умер композитор Марк Минков (1944-2012).

25 лет назад погиб гитарист Джефф Бакли (1966-1997).

40 лет назад умерла актриса Роми Шнайдер (1938-1982).

95 лет назад родился актёр Игорь Дмитриев (1927-2008).

100 лет назад умер актёр и режиссёр Евгений Вахтангов (1883-1922).

105 лет назад родился 35-й президент США Джон Кеннеди.


30 мая

30 лет назад была создана группа Green Grey.

34 года актёру Никите Ефремову.

40 лет автору-исполнителю Павлу Фахртдинову.

41 год актрисе Марии Берсеневой.

52 года журналисту Илье Легостаеву.

58 лет лидеру группы «Электропартизаны» Вадиму Курылёву.

58 лет гитаристу группы Rage Against The Machine Тому Морелло.

61 год телеведущей Арине Шараповой.

76 лет певице Роксане Бабаян.

15 лет назад умер экс-клавишник «Машины времени» Александр Зайцев (1958-2007).

55 лет назад родилась жена Юрия Шевчука Эльвира Бикбова (1967-1992).

85 лет назад родился актёр Александр Демьяненко (1937-1999).

110 лет назад родился поэт-песенник Лев Ошанин (1912-1996).


31 мая

19 лет певице Диане Анкудиновой.

35 лет актрисе Мередит Хагнер.

46 лет актёру Колину Фарреллу.

49 лет певице Наташе Королёвой.

50 лет контрабасисту Кристиану Макбрайду.

55 лет актрисе Сандрин Боннер.

57 лет актрисе Брук Шилдс.

60 лет актрисе Виктории Руффо.

61 года актрисе Лии Томпсон.

67 лет певцу и гитаристу Владимиру Кузьмину.

73 года актёру Тому Беренджеру.

92 года актёру и режиссёру Клинту Иствуду.

220 лет назад родился композитор Чезаре Пуньи (1802-1870).

Фото: Capital Pictures/Fotodom
Теги: Ноэль Гэллахер, Илья Бачурин, события дня

Рецензия на документальный фильм «Баста. Суперигра». Парадный портрет

постер к фильму

2022, Gazgolder

Оценка: 7 из 10.

Стоминутный фильм режиссёра Азата Григоряна приурочен к большому концерту Басты на БСА «Лужники», о чём громко заявляет первый же титр. С тем же успехом он мог быть приурочен к проводам Басты на пенсию или к назначению его главой Роскомрэпа - слишком уж масштабным и торжественным получился портрет артиста и человека. Баста в работе, Баста в семье, Баста на тренировке, Баста в Ростове-на-Дону, Баста рассказывает о себе, о Басте рассказывают родные, друзья и коллеги - все ингредиенты качественной документалки налицо; к счастью, нет голоса за кадром, с придыханием рассказывающего о непростой судьбе великого артиста. Но тренд задан такой, что в следующем фильме будет и голос.

Мама, жена и дочери Василия Вакуленко рассказали для ленты много интересного и такого, чего, может быть, и не знали поклонники Басты. Коллеги поведали, что Вася при всей своей обаятельности коммуникабельности бывает не только душой компании, но и вспыльчивым тираном, страшным в гневе. Шнур сравнил южный окрас мата Ноггано с северными традициями ненормативной лексики, кто-то мельком вспомнил про былые проблемы Василия с наркотиками. Все спикеры были предельно серьёзными, будто старались не запятнать иронией биографию великого человека. Единственным исключением стал Иван Ургант, который с совершенно невозмутимым видом провёл лингвистический анализ песни «Ё… насос».

За дефицит юмора вынужден отдуваться сам герой. Баста традиционно хохмит, но старается делать это пореже, ведь рассказ идёт о серьёзных вещах - невесёлом детстве, звёздной болезни в 18, уместности пения в рэп-жанре, попсовости, шоу-бизнесе и т.д. Комического эффекта невольно добавляют многочисленные архивные кадры и фрагменты старого хоум-видео с худым юношей Василием (на постере в середине). Впрочем, эти кадры могут выполнять и мотивирующую функцию: очень трудно поверить, что из этого нескладного существа вырастет главный рэпер всея Руси (на постере справа).

Алексей Мажаев, InterMedia

β 16+